Организация текущих санитарно-гигиенических мероприятий в стоматологических кабинетах
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ №1
Тема занятия: Нормативы и требования к организации стоматологического кабинета.
Цель занятия.
студент должен знать:
- основные методы диагностики;
- дополнительные методы диагностики.
студент должен уметь:
- провести осмотр полости рта;
- читать рентгеновские снимки;
- заполнять медицинскую документацию.
Студент должен ознакомится: с санитарно-гигиеническими требованиями к организации стоматологической поликлиники.
3. Содержание обучения:
Санитарно-гигиенические требования к устройству, оборудованию и оснащению терапевтического кабинета.
Существуют определенные нормативы и требования к организации стоматологического кабинета. По существующему положению площадь на одно рабочее место должно составлять не менее 14 кв.м. и на каждое дополнительное – 7 кв.м. Если дополнительное кресло имеет универсальную стоматологическую установку, то площадь увеличивается до 10 кв.м.
В лечебном кабинете должно размещаться не более трех кресел с разделением рабочих мест врачей непрозрачными перегородками высотой до 1,5 метра.
При одностороннем естественным освещении кабинета кресла устанавливаются вдоль светонесущей стены в один ряд. При установке кресел в два ряда при одностороннем естественном освещении необходимо дополнительное искусственное освещение даже в дневное время во втором ряду кресел, с периодической сменой врачей своими рабочими местами.
Окна кабинета желательно ориентировать на северные направления (север, северо-восток, северо-запад), при южном направлении окон, в летнее время необходимо затенять окна при помощи штор, жалюзи и других приспособлении.
Световой коэффициент- «СК» - (отношение остекленной поверхности к площади пола) в стоматологических кабинетах должен составлять 1:4-1:5, а в остальных помещениях – быть не ниже 1:8. Коэффициент естественного освещения – «КЕО» (процентное отношение уровня естественной освещенности на рабочем месте к одновременной освещенности под открытым небом) на рабочих местах должен быть не менее 1,5%, угол падения световых лучей на рабочее место должен быть не менее 28 градусов.
Кроме того, лечебные кабинеты должны иметь общее искусственное освещение (лампы накаливания или люминесцентные лампы) и местное освещение в виде рефлектора на стоматологических установках (не должен превышать уровень общего освещения более чем в 10 раз – 2000-5000 лк). Светильники общего и местного освещения должны иметь соответствующую защитную арматуру, предохраняющую органы зрения персонала от слепящего действия ламп.
Высота кабинета должна быть не менее 3 метров, а глубина не более 6 метров.
Отделка стоматологических помещении должна производиться материалами, разрешенными МЗ Российской Федерации для применения в строительстве лечебно-профилактических учреждении.
Поверхность потолков, стен и полов должна быть гладкой, легкодоступной для уборки и дезинфекции. Места соединения стен, потолка и пола должны быть закругленными, без карнизов. Стены и потолки штукатурят с добавлением в раствор 5% порошка серы для связывания сорбирующих паров ртути в сернистую ртуть – прочное соединение, которое не подвергается десорбции. Окрашивание проводят силикатной или масляной краской.
Для того, чтобы не происходило искажения цвета кожных покровов, слизистой оболочки полости рта, зубов, пломбировочных материалов и т.д. коэффициент отражения стен и пола не должен быть ниже 40%, поэтому используются нейтральные светло-серые или бледно-голубые оттенки.
Двери и окна должны окрашиваются в белый цвет.
Полы настилаются рулонным поливинилхлоридным материалом (линолеумом, винипластом) с переходом на стены на высоту 5-10 см., швы свариваются при помощи горелок или высокочастотной сварки.
Стоматологические кабинеты должны быть оснащены в зависимости от мощности поликлиники централизованной системой подачи сжатого воздуха, вакуума, кислорода.
В стоматологических помещениях следует предусматривать общеобменную приточно-вытяжную вентиляцию с кратностью воздухообмена 3 раза в час по вытяжке и 2 раза в час по притоку.
В лечебных кабинетах должны быть отдельные раковины для мытья рук персонала, специальные ванны для мытья инструментов и т.д., стол для стерильных материалов и инструментария, аптечки с набором необходимых медикаментов для оказания первой помощи и комплектом дезинфицирующих средств.
Организация текущих санитарно-гигиенических мероприятий в стоматологических кабинетах.
Уборку помещении следует проводить не реже двух раз в сутки при односменном режиме и не реже трех раз – при двухсменном с применением 1% р-ром хлорамина или 3% р-ром перекиси водорода. Генеральная уборка проводиться 1 раз в неделю с использованием 5% р-ра хлорамина или 6% р-ра перекиси водорода с добавлением 0,5% моющего средства.
После окончания работы все поверхности, с которыми контактировал пациент и медперсонал (подголовник, кресло, столик врача и т.д.) следует обеззараживать двукратным протиранием их ветощью, смоченной растворами дезинфицирующих препаратов.
Плевательницы после приема каждого пациента должны очищаться и дезинфицироваться 3% р-ром хлорамина или 10-20% осветленным раствором хлорной извести. В конце рабочей смены сливное отверстие плевательницы закрывают и заливают одним из этих р-ров, накрыв плевательницу клеенчатым или полиэтиленовым чехлом (экспозиция -1 час).
Емкости для дезинфекции мебели, оборудования, пола, стен должны быть разделенными и промаркированными.
Порядок сбора, хранения и удаления отходов в лечебно-профилактических учреждениях регламентируется Санитарными Правилами и Нормами «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений».
В терапевтическом отделении в основном образуются отходы, относящиеся к классам А,Б,Г.
Класс А - неопасные отходы – отходы не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов, пищевые отходы (кроме инфекционных), мебель, инвентарь, неисправное диагностическое оборудование, не содержащее токсических веществ, строительные материалы и т.д.
Класс Б –опасные отходы – потенциально инфицированные отходы. Материалы и инструменты, загрязненные кровью, слюной.
Класс Г –отходы по составу близкие к промышленным – просроченные лекарственные средства, отходы от лекарственных и диагностических препаратов, дезсредства, не подлежащие использованию, с истекшим сроком годности.
Для лечения пациента врач обязан использовать индивидуальный стоматологический набор, в состав которого входят зонд, пинцет, зубоврачебное зеркало, экскаватор, гладилка и штопфер. Подготовка этих инструментов к работе включает три этапа:
- дезинфекцию;
- предстерилизационную очистку;
- стерилизацию.
4. Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:
Таблицы, фильмы, муляжи.
5. Практическая работа:
Название практической работы:
- профилактический осмотр, опрос и сбор анамнеза;
- заполнение карты пациента
Цель работы:научиться проводить профилактический осмотр.
Методика выполнения работы:
Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска, лоток с набором стандартных инструментов.
Порядок выполнения работы:
1.опрос
2.Профилактический осмотр
3.Заполнение карты обследования
Результаты работы и критерии оценки:грамотно заполненная карта обследования.
6. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:
· организация терапевтического отделения стоматологической поликлиники.
7. Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:
· санитарно-гигиеническими требованиями для организации терапевтического кабинета.
8.Хронокарта учебного занятия:
- Организационная часть (приветствие, заполнение журнала посещений занятий, оценка внешнего вида студента, состояния медицинской одежды, наличия медицинских перчаток, защитных масок, очков, сменной обуви) – 5 минут
- Определение преподавателем темы занятия, цели занятия и задач, направленных на её выполнение – 15 минут.
- Опрос студентов – 35 минут.
- Приём пациентов - самостоятельная работа студентов (контроль и помощь преподавателя), продолжительность этого этапа – 45 минут.
- Контроль выполнения практической части, заполнение истории болезни – 15 минут
- Подведение итогов занятия, задание на дом – 10 минут.
9. Самостоятельная работа студентов:
Заполнение рабочей тетради для внеаудиторной самостоятельной работы.
Перечень учебной литературы к занятию:
· Максимовский Ю.М. с соавт. Терапевтическая стоматология. М., 2002,с. 20-27
· Боровский Е.В. с соавт. Терапевтическая стоматология. М., 1997, с. 11-16.
· Николаев А.И., Цепов Л.М. Практическая терапевтическая стоматология. М.,2007, с. 52-90.
· Пожарицкая Л.Р. Фантомный курс по терапевтической стоматологии. М., 2005, с. 11-26.
· Муравьянникова Ж.Г. Профилактика стоматологических заболеваний. Ростов н/Д, 2004, с.57-75.
· Трезубов В.Н. с соавт. Стоматологический кабинет: оборудование, материалы, инструменты. Санкт-Петербург,2002, с.5-27.
· Арутюнов С.Д., Царев В.Н. Основы применения современных методов стерилизации и дезинфекции в стоматологической практике. М.,2003, 74с
· Агапов В.С., Тарасенко С.В. Внутрибольничные инфекции в хирургической стоматологии. М., Медицина – 2002.-255с.
· Олейник И.И. Микробиология и иммунология полости рта. В кн. «Биология полости рта» // Под ред. Е.В.Боровского. – М., Медицина.- 1991-СМ.226-260.
· Новая система дезинфекции// Медицинский бизнес,1998.-№4 (спец.выпуск №2-стоматолог-практик) С.6.