Определение санитарно-эпидемического состояния района чрезвычайных ситуаций
Для оценки степени эпидемической опасности инфекционных заболеваний в зонах ЧС предложена методика, учитывающая наиболее значимые факторы:
• патогенность инфекционного агента;
• летальность;
• контагиозность (выраженная контагиозным индексом);
• количество заболевших и количество предполагаемых санитарных потерь;
• количество контактных лиц и необходимость в их изоляции (обсервации);
• размеры зоны эпидемии (уровни: локальный, местный, территориальный, региональный, федеральный).
В ЧС эпидемический процесс имеет определённую специфику, и присущие ему закономерности развития могут нарушаться. Прежде всего, это касается источника возбудителя инфекции, его вида и места естественной жизнедеятельности (обитания, размножения и накопления). В зонах катастроф источник заражения зачастую установить трудно, так как меняются формы сохранения места жизнедеятельности возбудителя, расширяется ареал его обитания. По этой причине в зоне катастроф одновременно может воз-никнуть несколько эпидемических очагов разных нозологических форм.
Основные противоэпидемические мероприятия при возникновении эпидемического очага таковы:
• регистрация и оповещение;
• эпидемиологическое обследование и санитарно-эпидемиологическая разведка;
• выявление, изоляция и госпитализация заболевших;
• режимно-ограничительные мероприятия;
• общая и специальная экстренная профилактика;
• обеззараживание эпидемического очага (дезинфекция, дезинсекция, дера-тизация);
• выявление бактерионосителей и усиленное медицинское наблюдение за поражённым населением;
• санитарно-разъяснительная работа.
Регистрация и оповещение.Всех выявленных больных и подозрительных по заболеванию лиц берут на специальный учёт. О выявлении инфекционных больных немедленно должен быть оповещён главный врач центра государст-венного санитарно-эпидемиологического надзора района (города). При полу-чении данных о возникновении высококонтагиозных инфекций оповещают также население района катастрофы и прилегающих территорий с разъясне-нием правил поведения. |
Эпидемиологическое обследование и санитарно-эпидемиологическая разведка.Каждый случай инфекционного заболевания должен быть подверг-нут тщательному эпидемиологическому обследованию с целью выявления предполагаемого источника заражения и проведения основных мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекции.
Эпидемиологическое обследование очагавключает следующие разделы работы:
• анализ динамики и структуры заболеваемости по эпидемиологическим признакам;
• уточнение эпидемиологической обстановки среди оставшегося населения в зоне катастрофы, местах его размещения;
• опрос и обследование больных и здоровых;
• визуальное и лабораторное обследование внешней среды;
• определение объектов, экономически ухудшающих санитарно-гигиеничес-кую и эпидемиологическую обстановку в очаге бедствия;
• опрос медицинских (ветеринарных) работников, представителей местного населения;
• обследование санитарного состояния населённых пунктов, источников воды, коммунальных и пищевых объектов и др.;
• обработка собранных материалов и установление причинно-следственных связей в соответствии с имеющимися данными о типе эпидемии при конкрет-ной инфекции.
Санитарно-эпидемиологическая разведка- сбор и передача сведений о са-нитарно-гигиенической и эпидемиологической обстановке в зоне ЧС.
Задачи санитарно-эпидемиологической разведки:
• выявление наличия и локализации больных, характера вспышки и распро-странённости инфекционных заболеваний;
• установление наличия и активности природно-очаговых инфекций в зонах ЧС, эпизоотии среди диких и домашних животных;
• обследование санитарно-гигиенического состояния зоны ЧС, входящих в неё населённых пунктов и водоисточников, объектов экономики, коммуналь-но- и санитарно-бытовых, лечебных и санитарно-эпидемиологических уч-реждений;
• оценка возможности использования для работы в эпидемических очагах сил и средств местных органов здравоохранения, сохранившихся в зонах ЧС.
В состав группы санитарно-эпидемиологической разведки входят врач-гигие-нист, врач-эпидемиолог (или инфекционист), врач-бактериолог, лаборант, водитель.
Санитарно-эпидемическое состояние района.На основе полученных дан-ных производят оценку состояния района. Оно может быть оценено как бла-гополучное, неустойчивое, неблагополучное и чрезвычайное.
• Благополучное состояние:
- отсутствие карантинных инфекций и групповых вспышек других инфек-ционных заболеваний;
- наличие единичных инфекционных заболеваний, не связанных друг с дру-гом и появившихся на протяжении срока, превышающего инкубационный период данного заболевания;
- эпизоотическая обстановка не представляет опасности для людей;
- удовлетворительное санитарное состояние территории, объектов водоснаб-жения;
- коммунальная благоустроенность.
• Неустойчивое состояние:
- рост уровня инфекционной заболеваемости или возникновение групповых заболеваний без тенденции к дальнейшему распространению;
- появление единичных инфекционных заболеваний, связанных между собой или имеющих общий источник заболевания вне данной территории при удов-летворительном санитарном состоянии территории и качественном проведе-нии комплекса мероприятий по противоэпидемическому обеспечению.
• Неблагополучное состояние:
- появление групповых случаев опасных инфекционных заболеваний в зоне ЧС или эпидемических очагов особо опасных инфекций на соседних терри-ториях при наличии условий для их дальнейшего распространения;
- многочисленные заболевания неизвестной этиологии;
- возникновение единичных заболеваний особо опасными инфекциями.
• Чрезвычайное состояние:
- резкое нарастание в короткий срок количества опасных инфекционных заболеваний среди пострадавшего населения;
- наличие повторных или групповых заболеваний особо опасными инфекция-ми (ООИ);
- активизация в зоне ЧС природных очагов опасных инфекций с появлением заболеваний среди людей.
62.Карантин и обсервация. Определение и содержание мероприятий.
Режимно-ограничительные мероприятия.В целях предупреждения заноса инфекционных заболеваний и их распространения при возникновении эпиде-мических очагов осуществляют комплекс режимных, ограничительных и ме-дицинских мероприятий, которые в зависимости от эпидемиологических осо-бенностей инфекции и эпидемиологической обстановки подразделяют на карантин и обсервацию. Организация и проведение этих мероприятий воз-ложены на ответственных руководителей административных территорий и санитарно-противоэпидемическую комиссию.
Карантин- система временных организационных, режимно-ограничитель-ных, административно-хозяйственных, правовых, лечебно-профилактичес-ких, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, нап-равленных на предупреждение выноса возбудителя опасного инфекционного заболевания за пределы эпидемического очага, обеспечение локализации очага и последующую их ликвидацию.
Карантин вводят при появлении среди населения больных особо опасными инфекциями, групповых заболеваний контагиозными инфекциями с их на-растанием в короткий срок. При установлении даже единичных случаев заболеваний чумой, лихорадками Ласса, Эбола, болезнью Марбург и некото-рых других контагиозных заболеваний, а также массовых заболеваний сибирской язвой, жёлтой лихорадкой, туляремией, сапом, миелоидозом, сыпным тифом, бруцеллёзом, пситтакозом должен быть введён режим карантина.
Обсервация- режимно-ограничительные мероприятия, предусматривающие наряду с усилением медицинского и ветеринарного наблюдения и проведе-нием противоэпидемических, лечебно-профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий ограничение перемещения и передвижения людей или сельскохозяйственных животных во всех сопредельных с зоной каран-тина административно территориальных образованиях, которые создают зону обсервации.
Обсервацию вводят в районах с неблагополучным или чрезвычайным сани-тарно-эпидемическим состоянием, т.е. при появлении групповых неконта-гиозных заболеваний или единичных случаев контагиозных инфекций.
Обсервацию и карантин отменяют по истечении срока максимального инкубационного периода данного инфекционного заболевания с момента изоляции последнего больного, после проведения заключительной дезинфек-ции и санитарной обработки обслуживающего персонала и населения.
Экстренная профилактика- комплекс медицинских мероприятий, направ-ленных на предупреждение возникновения заболеваний людей в случае их заражения возбудителями опасных инфекционных заболеваний. Её проводят немедленно после установления факта бактериального заражения или появ-ления среди населения случаев опасных инфекционных заболеваний, а также массовых инфекционных заболеваний неизвестной этиологии.
В отличие от вакцинопрофилактики, экстренная профилактика обеспечивает быструю защиту заражённых.
Экстренную профилактику подразделяют на общую и специальную. До установления вида микроорганизма, вызвавшего инфекционное заболева-ние, проводят общую, а после установления вида микроба-возбудителя – специальную экстренную профилактику.
В качестве средств общей экстренной профилактики используют антибиоти-ки и химиопрепараты широкого спектра действия, активные в отношении всех или большинства возбудителей инфекционных заболеваний (табл. …). Продолжительность курса общей экстренной профилактики зависит от вре-мени, необходимого для выявления, идентификации и определения чувстви-тельности возбудителя к антибиотикам и составляет в среднем 2-5 сут.
В качестве средств специальной экстренной профилактики применяют анти-бактериальные препараты, оказывающие высокое этиотропное действие на возбудитель, выделенный от инфекционных больных в эпидемическом очаге, с учётом результатов определения его чувствительности к антибиотикам. Продолжительность курса специальной экстренной профилактики зависит от нозологической формы заболевания (срока инкубационного периода, исчи-сляемого со дня заражения) и свойств назначаемого противомикробного пре-парата.
Распоряжение о проведении экстренной медицинской профилактики отдают санитарно-противоэпидемические комиссии.
Одновременно с началом экстренной профилактики в очагах заражения реко-мендуют проводить активную иммунизацию (вакцинацию или ревакцина-цию) населения.
Обеззараживание очаговосуществляют силами государственной санитар-но-эпидемиологической службы путём проведения текущей и заключитель-ной дезинфекции.
Дезинфекция- уничтожение в окружающей среде возбудителей инфекцион-ных болезней. Её можно проводить физическими, химическими и комбини-рованными способами. Дезинфекцию осуществляют дезинфекционные группы. Одна такая группа в составе дезинсектора, дезинфектора и двух санитаров в течение рабочего дня способна обработать 25 квартир площадью 60 м2 каждая.
Обеззараживание территории, зданий и санитарную обработку населения проводит коммунально-техническая служба.
Дезинсекция- уничтожение насекомых (переносчиков инфекционных бо-лезней). Её проводят физическими и химическими способами. Основным считают химический способ - обработку объектов инсектицидами.
Дератизация- уничтожение грызунов (как источник возбудителей инфек-ционных болезней). Её проводят механическими и химическими способами.
Обеззараживание продовольствия осуществляет служба торговли и питания, а воды - служба водоснабжения. Контроль качества обеззараживания продо-вольствия и воды, а также их санитарную экспертизу осуществляет служба государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Чрезвычайно важное мероприятие - выявление бактерионосителей.Если при эпидемиологическом обследовании и лабораторном исследовании в эпи-демиологических очагах выявлены носители (тифо-паратифозных инфекций, холеры, дифтерии и др.), то по отношению к ним проводят мероприятия, пре-дохраняющие от заражения окружающих.
Кроме того, существуют мероприятия по усиленному медицинскому наблю-дению за личным составом спасательных формирований.
Для проведения широкой и эффективной санитарно-разъяснительной работыследует использовать радио, телевидение, печать. Она должна быть направлена на строгое выполнение всем населением общих рекомендаций по правилам поведения, соблюдению санитарно-гигиенических правил и других мер личной защиты.
Для обеспечения быстрого реагирования и проведения неотложных санитар-но-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в районе ЧС на базе учреждений санитарно-эпидемиологической службы создают гигиенические и противоэпидемические бригады постоянной готовности и группы эпи-демиологической разведки,из которых могут создаваться санитарно-эпи-демиологические отряды. Профиль и состав бригад зависят от возможностей учреждения и характера основной деятельности.
63. Классификация и содержание санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, Принципы организации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в ЧС. Особенности организации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в условиях чрезвычайных ситуаций.
Противоэпидемические мероприятия в зоне действия и близлежащих районах должны быть направлены на нейтрализацию источников инфекции, разрыв путей и механизмов передачи возбудителей, повышение невосприимчивости жителей, снижение возможности развития тех или иных форм инфекционных заболеваний, ослабление действия на людей различных экстремальных факторов. В зависимости от климатогеографических условий, времени года, вида аварии, катастрофы или стихийного бедствия среди населения можно ожидать распространения вирусного гепатита, брюшного тифа, дизентерии и других острых кишечных инфекций, а также природно-очаговых заболеваний (чумы, сибирской язвы, туляремии, лептоспироза и др.). Не исключена возможность возникновения и других заболеваний, для профилактики которых необходимы особые мероприятия.
Противоэпидемические мероприятия- комплекс мер по преду-преждению возникновения и распространения инфекционных заболева-ний и быстрейшей ликвидации в случае их появления.
Противоэпидемические мероприятия делят на две группы:
• мероприятия по профилактике возникновения и распространения инфекционных заболеваний;
• мероприятия, направленные на ликвидацию эпидемических очагов среди населения в районе ЧС.
Основные противоэпидемические мероприятиятаковы:
• санитарно-эпидемиологическая разведка предполагаемых районов рассре-доточения и размещения эвакуируемых жителей в загородной зоне;
• эпидемиологическое наблюдение, включающее изучение санитарно-эпи-демиологического состояния населённых пунктов;
• своевременное выявление инфекционных больных, их изоляция и госпи-тализация;
• учёт и санация носителей возбудителей болезней и лиц, страдающих хроническими формами инфекционных болезней;
• профилактика инфекционных заболеваний путём применения вакцин, сывороток, антибиотиков и различных химических препаратов;
• борьба с переносчиками трансмиссивных заболеваний и грызунами.
Наиболее сложная ситуация в плане медико-санитарных последствий ЧС возникает при появлении эпидемических очагов инфекционных заболе-ваний среди населения. Они характеризуются следующими особенностями:
• наличием инфекционных больных среди пострадавших и возможностью ускоренного распространения инфекции;
• активизацией механизмов передачи возбудителей инфекций в зонах ЧС;
• продолжительностью заражающего действия невыявленных источников и появлением длительно действующих очагов;
• сложностью индикации и диагностики инфекционных очагов;
• наличием минимального инкубационного периода в результате постоян-ного контакта с невыявленными источниками инфекции, снижение резистен-тности и большая инфицирующая доза возбудителей.
Для оценки степени эпидемической опасности инфекционных заболеваний в зонах ЧС предложена методика, учитывающая наиболее значимые факторы:
• патогенность инфекционного агента;
• летальность;
• контагиозность (выраженная контагиозным индексом);
• количество заболевших и количество предполагаемых санитарных потерь;
• количество контактных лиц и необходимость в их изоляции (обсервации);
• размеры зоны эпидемии (уровни: локальный, местный, территориальный, региональный, федеральный).
В ЧС эпидемический процесс имеет определённую специфику, и при-сущие ему закономерности развития могут нарушаться. Прежде всего, это касается источника возбудителя инфекции, его вида и места естественной жизнедеятельности (обитания, размножения и накопления). В зонах ката-строф источник заражения зачастую установить трудно, так как меняются формы сохранения места жизнедеятельности возбудителя, расширяется ареал его обитания. По этой причине в зоне катастроф одновременно может воз-никнуть несколько эпидемических очагов разных нозологических форм.
Организация и проведение экстренных санитарно-противоэпидемичес-ких мероприятий в чрезвычайных ситуациях (ЧС) строятся на общих прин-ципах охраны здоровья, оказания медицинской помощи населению в районах бедствия, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Санитарно-противоэпидемическое обеспечение в ЧС включает комплекс организационных, правовых, медицинских, гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и ликвидацию инфекционных заболеваний, соблюдение санитарных правил и норм при резком ухудшении санитарно-эпидемического состояния, сохранение здоровья населения и поддержание его трудоспособности.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) включает функциональную подсистему надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой, участвующую в ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.
Основными принципами организации санитарно-противоэпидеми-ческого обеспечения населения в ЧС являются:
• государственный и приоритетный характер санитарно-эпидемиоло-гической службы, постоянная готовность ее сил и средств, их высокая мо-бильность, четкое функциональное предназначение и формирование с учетом региональных особенностей;
• единый подход к организации санитарно-противоэпидемических мероприятий;
• соответствие содержания и объема мероприятий санитарно-эпидемио-логической обстановке, характеру деятельности и возможностям учреждений и формирований службы;
• дифференцированный подход к формированию сил и средств с уче-том региональных особенностей, уровня и характера потенциальной опас-ности территорий;
• взаимодействие санитарно-эпидемиологической службы Минздрава России с органами и учреждениями других ведомств и ведомственными медико-санитарными службами.
Основной целью функционирования подсистемы надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой РСЧС является организация мероприятий госсанэпидслужбы, направленных на предупреждение и ликвидацию небла-гоприятных медико-санитарных и санитарно-эпидемиологических послед-ствий ЧС. Совершенствование организации и повышение готовности органов и учреждений госсанэпидслужбы к деятельности по наблюдению, оценке и прогнозированию санитарно-эпидемиологической обстановки обусловлены возникновением реальной или потенциальной угрозы здоровью населения.
Функциональные основы подсистемы определяют основные задачи и предусматривают основные направления деятельности санитарно-профилактических учреждений и формирований по санитарно-гигиени-ческому и противоэпидемическому обеспечению в ЧС, а именно:
• принятие главными государственными санитарными врачами адми-нистративных территорий решений, обязательных для исполнения федераль-ными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, предприятия-ми, учреждениями и организациями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами при возникнове-нии ЧС санитарно-эпидемиологического характера;
• осуществление контроля за соблюдением санитарных правил, гигие-нических нормативов и норм при возникновении ЧС;
• осуществление контроля за проведением специфической и неспеци-фической профилактики инфекционных заболеваний; осуществление контро-ля за организацией и проведением всего комплекса санитарно-противоэпиде-мических мероприятий;
• обеспечение организационно-методического руководства деятельнос-тью санитарно-эпидемиологических служб министерств и ведомств Россий-ской Федерации по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения при возникновении ЧС;
• разработку предложений по введению и отмене на территории Рос-сийской Федерации особых условий и регламентов проживания населения и ведению хозяйственной деятельности, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию инфекционных, паразитарных, профессио-нальных и массовых нс инфекционных заболеваний и отравлений населения;
• образование за счет выделенных из федерального бюджета Россий-ской Федерации ассигнований ведомственного резерва финансовых и мате-риальных ресурсов, в том числе валютного, предназначенного для финанси-рования санитарно-противоэпидемических мероприятий в ЧС;
• обеспечение постоянной готовности системы управления, сил и средств к работе в ЧС, осуществление контроля за созданием и готовностью специализированных формирований госсанэпидслужбы (гигиенические и противоэпидемические бригады, санитарно-эпидемиологические отряды и специализированные противоэпидемические бригады) для включения их в группировку сил и средств, направляемых для ликвидации ЧС;
• обеспечение контроля за готовностью лабораторной базы учреждений госсанэпидслужбы как составной части сил и средств наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов в целях своевременного обнаружения и осуществления оперативного контроля и измерений радиоактивного и химического загрязнения в районах ЧС, а также биологического заражения атмосферного воздуха, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия и других объектов окружающей среды;
• представление доклада Правительству Российской Федерации о са-нитарно-эпидемиологической обстановке в районе ЧС;
• участие в государственной экспертизе в области защиты населения и территорий от ЧС.
Санитарно-эпидемиологический надзор за сапэпидобстановкой осу-ществляется на федеральном, региональном, территориальном, мест-ном и объектовом уровнях и решает следующие задачи.
На федеральном уровне:
• разработка и внедрение принципов единой государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, охра-ны и укрепления здоровья всех категорий населения, снижения отрицатель-ного влияния вредных факторов окружающей среды;
• осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за разработ-кой новых технологий и производств, размещением и функционированием потенциально опасных объектов;
• научная разработка и внедрение наиболее прогрессивных способов защиты и гигиенического воспитания населения, приемов и методов работы в сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК), санитарно-эпидемиоло-гической, радиационной и химической разведок, а также новых направлений по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
• разработка методических основ гигиенического обоснования разме-щения и материально-бытового обеспечения пострадавшего населения;
• изучение возможностей использования сил и средств санитарно-эпидемиологической службы и разработка необходимых рекомендаций по их работе в ЧС;
• взаимодействие органов, учреждений и формирований службы меди-цины катастроф различных министерств и ведомств по вопросам оказания помощи в проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий;
• совершенствование автоматизированной информационно-управляю-щей системы и подготовка кадров к работе в часто меняющейся санитарно-эпидемиологической обстановке;
• использование международного опыта в предупреждении и ликвида-ции медико-санитарных последствий ЧС.
На региональном уровне:
• осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за разработ-кой новых технологий и производств, размещением и функционированием объектов, на которых возможно возникновение региональных ЧС;
• внедрение прогрессивных способов индивидуальной защиты и гигие-нического воспитания населения, приемов и методов работы СНЛК в ЧС, захватывающих несколько территориальных образований;
• взаимодействие органов, учреждений и формирований службы меди-цины катастроф различных министерств и ведомств, расположенных в реги-оне, по вопросам оказания помощи в проведении санитарно-противоэпиде-мических мероприятий;
• совершенствование автоматизированной информационно-управляю-щей системы и подготовки кадров по вопросам специфики территории и ее влияния на проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий в ЧС;
• разработка нормативных и методических документов в области обес-печения санитарно-эпидемиологического благополучия территорий при возникновении региональных ЧС;
• контроль за исполнением санитарного законодательства Российской Федерации, участие в экологическом мониторинге и слежении за уровнем содержания токсичных и радиоактивных веществ, микроорганизмов в возду-хе, почве, воде, продовольственном сырье и пищевых продуктах; формиро-вание региональных резервов сил и средств санитарно-эпидемиологической службы;
• рациональное использование сил и средств РСЧС, расположенных в регионе, их своевременный маневр при организации и проведении гигиени-ческих мероприятий в зонах ЧС, на территориях, загрязненных химическими и радиоактивными веществами, в очагах инфекционных заболеваний;
• обобщение опыта работы органов управления, учреждений и специа-лизированных формирований по предупреждению и ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий ЧС.
На территориальном уровне:
• контроль за уровнем заболеваемости, динамикой специфического и неспецифического иммунитета, накоплением поглощенной дозы, последст-виями отравлений аварийно-опасными химическими веществами (АОХВ), реализацией мероприятий по защите населения от радиоактивных и высоко-токсичных веществ, усилению иммунной и другой защиты населения;
• разработка нормативных и методических документов в области обес-печения санитарно-эпидемиологического благополучия, в том числе поведе-ния пострадавших при возникновении радиоактивных, химических и эпиде-мических очагов в зоне ЧС и за ее пределами; контроль за исполнением санитарного законодательства РФ, участие в экологическом мониторинге и слежении за уровнем содержания вредных веществ в воздухе, почве, воде, продовольственном сырье и пищевых продуктах;
• разработка и реализация неотложных мер по повышению санитарно-эпидемиологической надежности водоснабжения, организации питания населения, сбора и утилизации бытовых и производственных отходов;
• проведение санитарно-эпидемиологической, санитарно-химической и сани* тарно-радиационной разведок, организация наблюдения и лаборатор-ного контроля на химически опасных и иных объектах и в коллективах, подвергшихся воздействию вредных веществ;
• выработка рекомендаций по режиму на объектах экономики, обезза-раживанию территорий, помещений, транспорта в зависимости от вида опасного для населения вредного фактора;
• контроль за полнотой и качеством санитарно-гигиенических меро-приятий и санитарной обработкой населения, проводимых другими ведомст-вами и службами; за соблюдением гигиенических правил эвакуации населе-ния и больных;
• разработка и реализация неотложных мер по повышению санитарно-гигиенической надежности водоснабжения и питания населения, сбора и утилизации бытовых и производственных отходов;
• внедрение во всех лечебно-профилактических учреждениях па этапах медицинской эвакуации современных приемов и методов оказания помощи при радиационных и химических авариях, усиленного противоэпидемичес-кого режима;
• осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за объектами водоснабжения, предприятиями общественного питания, детскими и другими учреждениями, расположенными в зоне ЧС;
• контроль за полнотой и качеством дезактивации, дегазации, дезин-фекции в зоне ЧС, а также санитарной обработкой населения, проводимых другими ведомствами и службами;
• подготовка врачей общей практики, терапевтов, педиатров и врачей скорой медицинской помощи по вопросам особенностей радиационных поражений, отравлений и инфекционной патологии в ЧС;
• обучение населения способам защиты от химических и других вред-ных веществ и поведению в очагах загрязнения;
• создание и поддержание специальных финансовых и материальных фондов, резерва лабораторного оборудования, средств индивидуальной защиты, запасов диагностических и иных препаратов, питательных сред, дезередств и другого расходного имущества;
• проведение экстренной (общей и специальной) и антидотной профи-лактики.
На местном уровне:
• осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за объектами водоснабжения, предприятиями общественного питания, детскими и другими учреждениями, расположенными в зоне ЧС;
• своевременный переход лечебно-профилактических учреждений на работу в условиях усиленного, а при необходимости и строгого противоэпи-демического режима;
• целенаправленная работа санитарно-токсикологических, радиологи-ческих и микробиологических лабораторий по проведению массовых иссле-дований по показаниям;
• обучение населения поведению в очагах химического и радиологи-ческого загрязнения;
• выдача (по показаниям) радиопротекторов и антидотов, проведение экстренной (общей и специальной) профилактики.
На объектовом уровне:
• изучение объектов, представляющих потенциальную опасность осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки при возникновении ЧС (объекты атомной, химической, микробиологической, пищевой промыш-ленности и водоснабжения, канализационные сети и отстойники);
• слежение за состоянием здоровья и работоспособности работающих на объекте, их устойчивости к воздействию факторов ЧС в условиях скла-дывающейся санитарно-гигиенической обстановки;
• установление необходимого количества привлекаемых сил и средств объекта с указанием сроков их готовности и, по возможности, объемов выполняемых мероприятий;
• защита персонала, материальных средств и уникального оборудова-ния, а также лабораторных и иных животных с учетом прогнозируемой обстановки (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация, использование средств индивидуальной защиты, в том числе и медицинских).
• перевод объекта на режим работы в условиях ЧС (управление и связь, представление донесений и обмен информацией);
• организация работы специализированных формирований объекта, их снабжение медицинским и специальным имуществом, материально-техни-ческое и транспортное обеспечение.