Медицинская техника в аптеке
При проектировании аптек необходимо предусматривать определенную планировочную взаимосвязь помещений аптеки. Так, ассистентская комната должна быть близко расположена к кладовым, моечной и сообщаться с рецептурной и кабинетом провизора-аналитика; асептическая комната должна быть смежной с дистилляционно-стерилизационной; моечная комната располагается вблизи производственных помещений, дефектарская должна размещаться рядом с кладовой; кладовые комнаты должны быть расположены близко к производственным помещениям своего отдела и удобно сообщаться с подвалом и распаковочной [12].
Большое внимание уделяется внутреннему помещению аптеки, оно должно иметь систему водоснабжения, канализации, электроснабжения, обменную вентиляцию, центральное отопление. Данные системы должны обеспечить оптимальный микроклимат необходимый для хранения лекарственных средств в соответствии с нормативными документами.
При оформлении внутренних помещений аптеки необходимо учитывать, чтобы материалы, используемые для отделки стен и потолков, были с гладкой поверхностью, не имели дефектов, были устойчивы к воздействию дезинфицирующих средств. Рекомендуются – водостойкие эмали или керамическая плитка светлых тонов. Использование подвесных потолков, возможно, если это не отразится на нормативной высоте помещения.
Полы всех помещений должны быть не скользкими, обычно применяют линолеум, релин, керамическую плитку или другие материалы на основе полимеров.
Вход в аптеку должен быть оборудован тамбуром, который защищает от проникновения холодного воздуха. Длина тамбура не менее 1,2 м, а ширина в 1,5 раза больше ширины входной двери.
Все необходимое оборудование и мебель необходимо расположить в аптеке так, чтобы не было мест недоступных для уборки, не загораживались источники света, не загромождались проходы. Поверхность мебели и оборудования должна выдерживать воздействие моющих и дезинфицирующих средств.
Торговые залы аптеки должны быть оснащены [15]:
• специальной мебелью – стеллажами, поддонами, предназначенными для хранения медикаментов;
• холодильным оборудованием для хранения лекарственных средств;
• приборами контроля температуры, которые обеспечивают точность измерения не менее ±0,5°C.
• приборами для регистрации микроклимата (гигрометры или психрометры);
Показания приборов должны быть зафиксированы (2 раза в день) и записаны в специальном журнале, данные параметры измерений должны подвергаться метрологическому контролю.
Для дезинфекции воздуха в помещениях аптеки необходимо установить ультрафиолетовые облучатели и/или другие устройства.
Для открытия аптека необходимы следующие документы [15]:
• разрешение органов государственного санитарного надзора;
• заключение органов государственного пожарного надзора;
• рекомендации органов здравоохранения о профиле деятельности аптеки;
• сертификат аккредитационной комиссии;
• лицензию.
Лекарственные средства и другие товары медицинского назначения должны быть размещены на стеллажах, в шкафах. Размещение необходимо проводить, учитывая их физико-химические свойства, фармакологическое действие и токсичность. На стеллажах, шкафах должна быть наклеена карта, в которой указано наименование лекарства, срок годности, серия и количество. Готовые лекарственные формы размещают этикеткой наружу.
При проведении лицензирования аптек обязательным документом является санитарно-эпидемиологическое заключение на предмет соответствия следующих требований и условий:
• к аптекам или аптечным киоскам необходимо обеспечить доступ лиц с ограниченными физическими возможностями;
• аптечные киоски можно размещать на первых этажах жилых домов и общественных зданий при наличии отдельного входа, подводки необходимых инженерных коммуникаций.
• возглавлять аптеку может лицо, имеющее фармацевтическое образование и стаж работы не менее 5 лет.
Аптеки размещаются, как правило, в первом этаже. Торговые залы аптек допускается размещать в двух уровнях. Помещения аптек должны быть светлыми, сухими, обеспечивающими полную сохранность медицинских товаров. Для сельских аптек рекомендуется строить отдельные здания по типовым проектам [12].
Минимальная площадь аптеки 90 кв.м. В дальнейшем с развитием аптеки ее площадь должна соответствовать объему и характеру выполняемой работы согласно действующим методическим документам Минздрава Российской Федерации.
В соответствии с планируемым объектом работы и характером производственной деятельности, состав помещений и оснащение аптеки определяется с учетом рекомендаций Минздрава Российской Федерации и санитарных требований и норм.
При наличии соответствующей лицензии, аптека осуществляет закупку наркотических лекарственных средств на аптечном складе, который также осуществляет свою деятельность на основании лицензии. С этой целью в аптеке определяются необходимые наименования закупаемых лекарственных средств и их количества. При этом необходимо учитывать расчетные нормативы потребности наркотических лекарственных средств (Утверждены приказом МЗ РФ от 12.11.97 г. № 330 «О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических лекарственных средств».) [3], представленные в таблице 1 [13].
Таблица 1 – Расчетные нормативы потребности наркотических лекарственных средств на 1000 человек населения в год, г
№ п/п | Наименование лекарственного средства | Норматив на 1000 человек |
Морфина гидрохлорид | 0,3 | |
Промедол (тримеперидин) | 5,0 | |
Омнопон | 0,3 | |
Кокаин | 0,02 | |
Дионин (этилморфин) | 0,1 | |
Эстоцин гидрохлорид | 0,3 | |
Кодеин | 70,3 | |
Опий | 833,3 | |
Рентанил | 0,006 |
Данные нормативы установлены путем пересчета всех лекарственных форм на чистое действующее вещество. Заказы на наркотические лекарственные средства и психотропные вещества выписывают на отдельных бланках требований на латинском языке (в 2 экземплярах), которые подписываются заведующим аптекой и скрепляются печатью. Отпуск наркотических средств и психотропных веществ с аптечного склада осуществляется непосредственно заведующему аптекой или уполномоченному на то лицу (специалисту с фармацевтическим образованием) по отдельной доверенности. В доверенности указываются наименования полученных средств и количества (прописью). Срок действия такой доверенности - 15 дней [13].
Поступившие в аптеку наркотические лекарственные средства подлежат хранению в помещениях, отдельно от других групп лекарственных средств. Аптека должна иметь лицензию на использование помещений, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом лекарственных наркотических средств.
В соответствии с действующими нормативными документами (Утверждены приказами МЗ РФ от 12.11.97 г. № 330 «О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических лекарственных средств» [3] и МВД РФ от 05.10.98 г. № 625 «О мерах по реализации постановления Правительства РФ от 30.05.98 г. № 541» [1]) помещения для хранения наркотических средств и психотропных веществ должны быть технически укреплены и оснащены средствами многорубежной охранно-пожарной и тревожной сигнализацией.
Указанные помещения должны иметь стены, эквивалентные по прочности кирпичным стенам толщиной не менее 500 мм, полы и перекрытия, эквивалентные по прочности железобетонной плите толщиной не менее 100 мм. Стены, потолочные перекрытия, полы, не отвечающие указанным требованиям, с внутренней стороны по всей площади должны быть укреплены стальными решетками с диаметром прутьев не менее 10 мм и размерами ячеек не более 150х150 мм. Решетки привариваются к выпущенным из кладки стены или плит перекрытий анкерам диаметром не менее 12 мм с шагом 500х500 мм [13].
Входные двери этих помещений должны соответствовать требованиям ГОСТов, должны быть полнотелыми, толщиной не менее 40 мм, иметь не менее двух врезных замков. Двери обиваются с двух сторон листовым железом толщиной не менее 0,6 мм с загибом краев листа на внутреннюю поверхность двери. Дверной проем с внутренней стороны дополнительно защищается решетчатыми металлическими дверями (из стальной арматуры диаметром не менее 16 мм, ячейками не более 150х150 мм, которые свариваются в каждом пересечении). Дверная коробка выполняется из стального профиля (допускаются деревянные коробки, усиленные стальными уголками).
Оконные проемы помещений с внутренней стороны или между рамами оборудуются металлическими решетками (из стальных прутьев диаметром не менее 16 мм и расстоянием между прутьями не более 150 мм).
Наркотические средства должны храниться в сейфах (металлических шкафах). После окончания рабочего дня сейфы (металлические шкафы) должны опечатываться или пломбироваться. Ключи от сейфов, печать и пломбир должны хранить при себе материально-ответственные лица, уполномоченные на то приказами по аптеке. Допуск лиц к работе с наркотическими средствами предусматривает ознакомление этих лиц с законодательством РФ о наркотических средствах [13].
Дизайн помещения, предназначенного для демонстрации и продажи лекарств, имеет ряд особенностей. Во-первых, планировка такого помещения должна обеспечивать: удобный выбор лекарств, предоставление дополнительных услуг (получение-доставка, консультации, место отдыха и т.д.). Во-вторых, оборудование помещения должно обеспечивать: полный и удобный обзор образцов всех имеющихся лекарств, изучение их аннотаций, легкий доступ к товару, возможность его быстрой и простой замены персоналом магазина. В-третьих, освещение магазина должно удовлетворять общим и специальным критериям (равномерность, высокая степень яркости, свет – желтый и т.п.).