На человеке и на животных
Риск, сопутствующий проведению медико-биологических исследований на человеке и на животных – это риск для здоровья человека и для здоровья животных, их физического и психологического состояния, а в конечном счете – для их жизней.
История медицинских исследований на людях насчитывает не одно столетие, однако до определенного времени этико-правовые проблемы, связанные с их осуществлением, не привлекали такого пристального внимания со стороны общества и самих исследователей, как это имеет место сегодня. Следует отметить, что сами исследователи были одними из первых, кто обратил внимание на наличие этих проблем и предложил подходы к их решению.
Современная история обсуждения этих проблем начинается с момента окончания Второй мировой войны. В ходе Нюрнбергского процесса над нацистскими учеными и врачами-преступниками, были оглашены свидетельства об экспериментах, проводившихся над заключенными концлагерей. Данные, подтвержденные в ходе трибунала документами и свидетельскими показаниями, не только потрясли мировую общественность, но и заставили задуматься о проблеме защиты прав, достоинства и здоровья испытуемых, необходимости ограничить проведение исследований на человеке определенными рамками.
В ходе Нюрнбергского процесса был разработан документ, получивший название «Нюрнбергский кодекс» и явившийся по существу, первым международным документом, содержащим перечень этико-правовых принципов проведения исследований на людях. Он был подготовлен двумя участвовавшими в процессе американскими экспертами-медиками – Лео Александером и Эндрю Иви. «Нюрнбергский кодекс» определяет наличие согласия испытуемого на участие в исследовании в качестве одного из непременных условий возможности его проведения, своеобразного «критерия этичности». Раскрываются и основные характеристики такого согласия: оно должно даваться свободно и быть информированным. Наряду с «Нюрнбергским кодексом» особую значимость приобрела принятая в 1964 году «Хельсинская Декларация» ВМА. Принципиальное отличие содержания «Декларации» от положений «Нюрнбергского кодекса» заключается в том, что в ней предусматривается возможность получения согласия на участие в исследовании или эксперименте лица, признанного недееспособным. Согласно «Декларации», такое согласие необходимо получить у законного представителя такого лица. Следует подчеркнуть в связи с этим, что под неспособными, как правило, имеются ввиду дети или больные, страдающие психическими заболеваниями. Весьма сложную проблему представляет проведение экспериментов на таких категориях испытуемых, как военнослужащие, заключенные и т.п., поскольку в таких случаях очень трудно гарантировать подлинную добровольность согласия. Российское законодательство запрещает проведение исследований на заключенных. Однако в литературе высказывается мнение, что эта норма накладывает излишнее ограничение на права данной категории лиц – они лишаются возможности участвовать в терапевтических экспериментах и испытаниях, которые могли бы принести пользу их здоровью.
В последнее время наметилась еще одна тенденция – все большее число стран принимает законы, регулирующие процессы проведения биомедицинских исследований на людях, регулирующие использование достижений современной науки в медицинской практике. В качестве наиболее свежего и особенно важного примера в этой области обязательно следует отметить Конвенцию «О правах человека и биомедицине», принятую в ноябре 1996 года Парламентской Ассамблеей Совета Европы. Если положения «Нюрнбергского кодекса», «Хельсинской Декларации» и других подобных документов ограничены собственно сферой медико-биологических исследований и экспериментов на людях и носят, скорее, характер моральных требований, то положения «Конвенции» распространяются и на сферу использования результатов этих исследований в медицинской практике, а сама она является уже элементом международного права и содержит обязательство подписавших ее сторон «принять все необходимые шаги по совершенствованию своего национального законодательства с тем, чтобы оно отражало положения настоящей Конвенции». В 1997 году, в связи с появившимися сообщениями об успешных экспериментах по клонированию млекопитающих и обсуждением перспективы применения этой технологии к человеку, Совет Европы принял «Дополнительный Протокол» к «Конвенции». В «Протоколе» содержится запрет на проведение «любых вмешательств, имеющих целью создание человеческого существа, генетически идентичному другому человеческому существу, живому или мертвому».
Известно, что даже самые элементарные представления о физиологических функциях человека, которые ныне воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, возникли на основе данных, которые были получены в экспериментах на животных. Эксперименты на животных в интересах науки получили широкое распространение в начале 19 века, первоначально ограничиваясь главным образом физиологическими исследованиями. Многие из них, особенно те, которые были проведены в эпоху до появления наркоза, сегодня были бы расценены как негуманные, неоправданно жестокие. Именно такого рода исследования дали толчок к возникновению движения против вивисекции. Общественность с готовностью подняла голос против проявления жестокости к животным.
Борьба против жестоко обращения с «экспериментальными или лабораторными животными» зачастую принимает и экстремальные формы. Учитывая накал страстей, ВМА в 1989 году приняла «Положение об использовании животных в биомедицинских исследованиях». В нем говорится, что возможности научного сообщества продолжать работу по улучшению личного и общественного здоровья находятся под угрозой из-за крайностей движения за запрещение использования животных в биомедицинских исследованиях.
Существует ряд международных документов, регламентирующих проведение исследований и экспериментов на животных. Одним из основных такого рода являются «Международные рекомендации по проведению биомедицинских исследований с использованием животных», разработанные и принятые в 1985 году Международным Советом Медицинских Научных Обществ (CIOMS). Основные положения этих «Рекомендаций» полагают необходимым:
§ стремление к замене экспериментальных животных за счет использования математических моделей, компьютерного моделирования и биологических систем in vitro;
§ использование минимального количества животных;
§ следование таким этическим императивам, как должная забота о животных и избежание или минимизация дискомфорта, стресса, боли;
§ исходить из того, что то, что причиняет боль человеку, причиняет боль и животному;
§ использование анестетических, анальгетических и седативных болеутоляющих средств;
§ если по условиям эксперимента требуется обходиться без таких средств, то эксперимент проводить только после обязательного одобрения этического комитета;
§ если после эксперимента животное обречено на страдания, хронические боли или тяжелые увечья, то его следует безболезненно умертвить.
Заключение
В данной работе мы рассмотрели многие проблемы, изучаемые современной биоэтикой; однако, конечно же, далеко не все. Дело прежде всего в том, что нынешний бурный научно-технический прогресс в области биомедицины, который несет с собой новые надежды на излечение пока что неприступных болезней, вместе с тем порождает все новые и новые моральные проблемы.
Как и все действительно новые и действительно серьезные, морально-этические проблемы обычно не имеют таких решений, которые смогли бы удовлетворить все заинтересованные стороны. Любое из выбранных врачом или исследователем решений в подобных случаях не бывает безупречным, оно с неизбежностью будет нарушать те или иные этические нормы. Но во всяком случае решение должно быть принято, как должна быть принята на себя и сопряженная с ним ответственность. Эту ответственность, сколь бы тяжела она ни была, невозможно переложить на других.
Моральные проблемы, безусловно, возникают в любой области профессиональной деятельности, в которой приходиться иметь дело с другими людьми. Но, пожалуй, будет трудно найти другую такую область, в которой они были бы столь драматичными и столь сложными, как в медицине. Далеко не случайно, что именно в этой сфере сформулировано столь много кодексов, деклараций, конвенций и иных документов, призванных регулировать моральные стороны профессиональной деятельности. Все эти документы важны прежде всего для врача, находящегося в самом эпицентре жизненно-важных обстоятельств, поскольку они делают ему опорные точки, позволяют ориентироваться в неизбежно возникающих моральных проблемах. Они, однако, никоим образом не отменяют того, что в каждом конкретном случае именно ему приходиться делать выбор и нести ответственность за свой выбор. Да, груз моральной ответственности бывает порой невыносимо тяжелым, но такова жизнь, и такова профессия врача. Подлинная гуманность его профессии может реализоваться только тогда, когда врач не уклоняется от моральных трудностей, когда он подготовлен к встрече с ними.
Библиография
1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. Пер с французского. М.,1992.
2. Биомедицинская этика. Под ред. В.И. Покровского. М.,1997.
3. Биоэтика: проблемы и перспективы. Под ред. А.П. Огурцова. М., 1992.
4. Введение в биоэтику. Отв. ред. Б.Г. Юдин. М., 1998.
5.Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы.
Сборник официальных материалов. М., 1996.
6. Врачи, пациенты, общество. Права человека и профессиональная ответственность врача в документах международных организаций. Киев, 1996.
7. Гиппократ. Избранные книги. М., 1994.
8. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 1999.
9. Деонтология в медицине. В 2-х томах, под ред. Б.П. Петровского. М., 1998.
10. Зорза Р., Зорза В. Путь к смерти. Жить до конца. Пер. с англ., М., 1992.
11. Малеина М.Н. Человек и медицина в современном праве. М., 1995.
12. Медицина и права человека. М., 1992.
13. Митрополит Антоний Сурожский. Жизнь. Болезнь. Смерть. М., 1995.
14. Сборник нормативных актов по охране здоровья граждан Российской
Федерации. Под ред. Ю.Д. Сергеева. М., 1995.
15. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. М., 1997.
16. Уиклер Д.и др. На грани жизни и смерти. Краткий очерк современной
биоэтики в США. М., 1989.
17. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки: Проблемы и дискуссии. М., 1996.
18. Этика практической психиатрии. Руководство для врачей под ред.
В.А. Тихоненко. М., 1996
19. Этико-правовые аспекты проекта «Геном человека». Международные
документы и аналитические материалы. Отв. ред. Б.Г. Юдин. М., 1998.
20. Этические и правовые проблемы клинических испытаний и экспериментов на человеке и животных. М., 1994.