Тест №2. При острых нарушениях мозгового кровообращения (ишемическом инсульте)

применяют препарат: (4)

1. Гепарин.

2. Пирацетам.

3. Пентоксифиллин.

4. Церебролизин.

5. Викасол.

Тест №3 При острых нарушениях мозгового кровообращения (геморрагическом инсульте) применяют: (1)

1. Гепарин.

2. Викасол.

3. Стрептолиазу.

4. Альтеплазу.

5. Фибринолизин.

Тест №4 Препарат, являющимся производным алкалоидов барвинка, повышающий мозговой кровоток: (1)

1. Нимодипин.

2. Циннаризин.

3. Винпоцетин (кавинтон).

4. Ницерголин.

5. Пирацетам.

Тест №5 Нимодипин относится к: (1)

1.Блокаторам кальциевых каналов L-типа.

2.Производным алкалоидов барвинка.

3.Производным алкалоидов спорыньи.

4.Производным никотиновой кислоты.

5.Производным ксантина.

Тест №6 Средство, повышающий мозговой кровоток (производное алкалоидов барвинка):(1)

1.Гепарин

2.Нимодипин

3.Глицин

4.Цитиколин

5.Винпоцетин

Тест №7. Определить группу. Оказывает положительное влияние на обменные процессы и кровообращение головного мозга. Стимулирует окислительно-восстановительные процессы, улучшает кровоток в ишемизированных участках мозга. Применяют при различных заболеваниях нервной системы, особенно связанных с сосудистыми заболеваниями нарушениями обменных процессов мозга, а так же в геронтологической практике: (1)

1.Седативные средства

2.Психостимуляторы

3.Ноотропные средства

4.Нейролептики

5.Противовоспалительные средства

Тест №8. Препараты, улучшающие мозговой кровоток: (4)

1. Нимодипин.

2. Винпоцетин.

3. Ницерголин.

4. Ксантинола никотинат.

5. Топиромат

Тест №9. Ницерголин относится к: (3)

1. Производным никотиновой кислоты.

2. Производным ксантина.

3. Производным алколоидов спорыньи.

4. К производным алкалоидов барвинка.

5. Производным ГАМК.

Тест № 10. Эффект, характерный для пирацетама: (1)

  1. Противосудорожный
  2. Гипертензивный
  3. Антидепрессивный
  4. Седативный
  5. Психостимулирующий

Примечание: эталоны ответов находятся у преподавателя.

Ответы тестовых заданий для самоконтроля

Тесты  
Тест №1 1,2,3,4
Тест №2 1,2,3,4
Тест №3
Тест №4
Тест №5
Тест №6
Тест №7
Тест №8 1,2,3,4
Тест №9
Тест №10

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

1.У больного 24 лет внезапно повысилась температура до 40 С, появились сильные головные боли, рвота. Объективно выявились ригидность затылочных мышц, положительные симптомы Кернига и Брудзинского. Ливкор — мутный, белок, 5 %0, плеоциоз, бактериоскопически выделен менингококк. Диагноз: менингит. Какие антибактериальные препараты следует назначить больному?

2.Определить группу веществ: обладают метаболическим типом действия, оказывает положительное влияние на обменные процессы, повышают транспорт кислорода в мозговые ткани в результате снижения агрегации тромбоцитов и улучшения реологических свойств печени. Усиливают мозговой кровоток в ишемизированных участках мозга. Применяются для лечения неврологических и психических нарушений, связанных с расстройствами мозгового кровообращения, при расстройствах памяти, при вазовегетативных симптомах в климактерическом периоде.

Методические рекомендации для СРСП по модулю «Нервная система»

Занятие №1

1. Тема: «Средства, применяемые при судорожном синдроме»

2. Цель: формирование знаний особенности фармакокинетики и фармакодинамики средств, применяемых при судорожном синдроме, в том числе в детской практике, знать принцип выбора препаратов применяемых при судорожном синдроме.

3. Задачи обучения:

1. Изучить общую характеристику, механизм действия и основные фармакологические эффекты средств, применяемых при при судорожном синдроме, в том числе в детской практике.

2. Знать принцип выбира лекарственных средств, применяемых при различных формах эпилепсии, в том числе в детской практике с целью повышения эффективности терапии.

3. Выбирать лекарственные формы, способы их применения и усвоить навыки их выписывания в рецептах при судорожном синдроме.

4. Определять противопоказания к применению и распознавать нежелательные эффекты средств, применяемых при различных формах эпилепсии, в том числе в детской практике, проводить своевременную их коррекцию.

5. Выбирать комбинации средств, применяемых при судорожном синдроме, в том числе в детской практике, для усиления основных терапевических эффектов или устранения нежелательного действия отдельных препаратов.

4. Форма проведения: консультации по всем возникающим вопросам, самостоятельное освоение темы, решение ситуационных задач, работа с таблицами, выполнение тестовых заданий для самоконтроля, выписование рецептов, работа с материалом на электронных носителях, работа в малых группах.

5. Основные вопросы темы:

1. Показания и противопоказания к применению противосудорожных средств, основные побочные эффекты

2. Классификация противоэпилептических средств по эффективности при различных формах эпилепсий и механизмы их действия.

3. Сравнительная характеристика производных барбитуровой кислоты

4. Сравнительная характеристика производных агонистов бенздиазепиновых рецепторов, механизм действия, основные фармакологические и побочные эффекты.

5. Характеристика противосудорожных средств по активности, длительности действия, угнетающему влиянию на дыхательный центр.

6. Основные побочные эффекты противопаркинсонических средств, меры профилактики.

7. Средства для купирования судорожных состояний. Особенности их действия.

8. Основные примущества современных противоэпилептических средств.

6. Раздаточный материал: таблицы, ситуационные задачи, тестовые задания для самоконтроля, схемы, рисунки

7. Литература:

Основная:

1. Харкевич Д.А. Фармакология. –М.:Гэотар. –Мед., 2008. 10 издание. C.252-254.

2. Харкевич Д.А. Фармакология. – М.: Гэотар. – Мед, 2006. С. 271-272.

3. Руководство к лабораторным занятиям Под ред. Д.А. Харкевича, Медицина, 2005.С.174-185

4. Маркова И.В., Михайлов И.Б., Неженцева М.В. Фармакология. – Санкт-Петербург: Фолиант – Медицина, 2001. С. 174-185.

Дополнительная:

1. Машковский М.Д. Лекарственные средства. Издание пятнадцатое. - М.: Новая волна, 2007. т. 1-2. – 1206 с.

2. Гудман Г., Гилман Г. Клиническая фармакология. Перевод 10-го издания. М. «Практика». 2006. - 1648 с.

3. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров/ Венгеровский А.И. – 3-е издание, переработанное и дополненное: учебное пособие – М.:ИФ «Физико-математическая литература», 2006. – 704 с.

4. Аляутдин Р.Н. Фармакология. Учебник. Москва. Изд. Дом «ГЭОТАР-МЕД» 2004.-591 с.

5. Клиническая фармакология. /Под ред. В.Г.Кукеса. – ГЭОТАР.: Медицина, 2004. – 517 с.

6. Методические указания к лабораторным занятиям по фармакологии. /под ред. Пичхадзе Г.М., Алматы.- 2003. - 183 с.

7. Справочник врача общей практики. Изд. Москва ЭКСМО – ПРЕСС, 2002. т. 1-2. – 926 с.

8. Лоуренс Д.Р., Бенетт П.Н. Клин. фармакология. – М.: Медицина, 2002, т.1-2. – 669 с.

9. Шарман А. Анемия. – Алматы, 2002. – 168 с.

10. Деримедведь Л.В., И.М. Перцев, Е.В. Шуванова, И.А.Зупанец, В.Н. Хоменко «Взаимодействие лекарств и эффективность фармакотерапии» -Издательство «Мегаполис» Харьков 2002.-с.782

11. Оксфордский справочник по клинической фармакологии и фармакотерапии. – М.: Медицина, 2000. – 740 с.

12. Сатоскар Р.С., Бондаркар С.Д. Фармакология и фармакотерапия, в 2 томах: Пер. с англ. – М.: Медицина, 1999 г.

13. Бертрам Г. Катцунг. Базисная и клиническая фармакология (перевод д.м.н., проф. Э.Э. Звартау.) - Санкт-Петербург, 1998.- 1043 с.

14. Белоусов Ю.Б., Моисеев В.С., Лепахин В.К. Клиническая фармакология и фармакотерапия. - М: Универсум Паблишинг, 1997. – 529 с.

Препараты по программе: фенобарбитал, диазепам, натрий оксибутират, лидокаин, магний сульфат, тиопентал-натрий, фентанил, таламонал, хлоралгидрат, дифенин, этосуксимид, карбамазепин, клоназепам, натрий вальпроат, ламотриджин, топирамат, тиагабин, вигабатрин

Перечень препаратов для выписывания в рецептах: фенобарбитал, диазепам, нитразепам

Наши рекомендации