Рассредоточение рабочих и служащих и
Эвакуация населения
Рассредоточение и эвакуация является одним из основных способов защиты населения в условиях применения противником оружия массового поражения. При своевременном проведении эвакуационных мероприятий удается вывести из-под ударов основную массу населения городов, могущих быть вероятными объектами нападения противника.
Рассредоточение - комплекс мероприятий по организованному вывозу из крупных городов и других заблаговременно назначенных населенных пунктов и размещению в загородной зоне рабочих и служащих объектов народного хозяйства, продолжающих работу в военное время в этих городах и населенных пунктах. Рассредоточенные в загородной зоне рабочие и служащие посменно въезжают в город (населенные пункты) для работы на своих предприятиях, а по окончании работы возвращаются в загородную зону на отдых.
Эвакуация -комплекс мероприятий по организованному вывозу или выводу из крупных городов и других заблаговременно назначенных населенных пунктов рабочих и служащих объектов народного хозяйства, переносящих свою деятельность в загородную зону или прекращающих ее на военное время, нетрудоспособного и незанятого в производстве населения, а также населения, проживающего в зонах катастрофического затопления. Эвакуированное население постоянно проживает в загородной зоне до особого распоряжения.
Загородная зона - территория за пределами зон возможных разрушений, установленных для крупных городов и важных объектов, расположенных вне этих городов до границы области (края). В ней размещается группировка сил ГО, эвакуированное и рассредоточиваемое население.
Зона возможных разрушений - условная зона вокруг крупного города, на территории которой в результате нападения противника могут возникать разрушения зданий и сооружений и потери среди населения. Границы зоны возможных разрушений устанавливаются в зависимости от значения города и численности его населения.
Подготовкой загородной зоны занимаются в мирное время.
В основу планирования всех мероприятий по рассредоточению и эвакуации населения положен производственно - территориальный принцип. Районы размещения рассредоточиваемых и эвакуируемых устанавливает начальник ГО области (края), республики.
Безопасное удаление районов для размещения рассредоточиваемого и эвакуируемого населения устанавливается отдельно для каждого крупного города.
Районы рассредоточения располагаются непосредственно за зоной возможных разрушений и предназначены для размещения рабочих и служащих тех объектов народного хозяйства, которые не прекращают своей производственной деятельности в военное время. Как правило, районы рассредоточения должны находиться на таком удалении от города, чтобы суммарное время, которое будут затрачивать рабочие и служащие в пути для поездки - на объект и обратно, не превышало 4 ч. Районы рассредоточения должны располагаться вблизи железнодорожных станций, а также автомобильно - дорожных магистралей.
Районы для размещения рассредоточиваемого населения назначаются ближе к городу, чем районы загородной зоны, предназначаемые для размещения эвакуируемого населения. Это связано с тем, что 1-й эшелон создаваемой в загородной зоне группировки сил ГО, который первым обязан выдвинуться в очаг поражения для проведения СНАВР, включает различные формирования из числа отдыхающих смен, создаваемых на технобъектах, которые будут продолжать свою производственную деятельность в городе в военное время.
Места для эвакуируемого населения располагаются, как правило, за районами рассредоточения и предназначены для размещения неработающего населения, а также рабочих и служащих тех объектов народного хозяйства, производственная деятельность которых на военное время прекращается либо переносится в загородную зону (сельскую местность). Из групп населения, подлежащих вывозу (выводу) в более отдаленные районы загородной зоны, т. е. эвакуации, как правило, будет создан 2-й эшелон группировки сил ГО, создаваемой в интересах данного города.
Рассредоточение и эвакуация населения проводятся при угрозе нападения противниками только по специальному решению. В обстановке угрозы нападения противника особенно важное значение имеют сроки эвакуации людей за пределы зон возможных разрушений, т. е. за пределы воздействия основных поражающих факторов ядерного взрыва.
В некоторых случаях по особому указанию предусматривается частичная эвакуация, которая проводится до проведения общей эвакуации населения и рассредоточения рабочих и служащих. При проведении частичной эвакуации предусматривается вывоз из крупных городов части населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания. Как правило, частичной эвакуации подлежат организованные детские коллективы (школы-интернаты, детские дома и т. п.) и часть формирований. Основным способом эвакуации является комбинированный способ.
Комбинированный способ эвакуации заключается в сочетании массового вывода населения из городов пешим порядком с вывозом его всеми видами имеющегося транспорта, не занятого воинскими и особо важными народнохозяйственными перевозками; по эвакуационным графикам. Он имеет ряд преимуществ по сравнению с вывозом всего населения транспортными средствами, так как при этом обеспечивается проведение эвакуационных мероприятий с использованием всех возможных маршрутов и достижение основной массой населения безопасной зоны в сравнительно короткие сроки.
Эвакуация населения комбинированным способом осуществляется по территориально - производственному принципу. Это значит, что выведение в загородную зону рабочих и служащих, членов их семей, студентов вузов, учащихся специальных заведений и ПТУ организуется через предприятия, учреждения и учебные заведения. Остальное население эвакуируется, как правило, через ДЭЗ по месту жительства.
Транспортом обязательно вывозится население, которое не может передвигаться пешим порядком (престарелые, инвалиды, больные, беременные женщины, женщины с детьми до 10 - летнего возраста, медицинский персонал вместе с нетрудоспособными членами их семей).
Остальная часть населения (неработающие члены семьи, учащиеся высших и средних учебных заведений, ПТУ и др.), способная эвакуироваться пешим порядком, может выводиться организованно пешком.
Проведение эвакуационных мероприятий возлагается на специально создаваемые эвакуационные органы, руководителей предприятий, учреждений, учебных заведений.
К эвакуационным органам относятся:
· эвакуационные комиссии;
· сборные эвакуационные пункты (СЭП);
· приемные эвакуационные комиссии;
· приемные эвакуационные пункты (ПЭП);
· администрация пунктов посадки (ПП), пунктов высадки (ПВ), промежуточных пунктов эвакуации (ППЭ).
На эвакуационные комиссии возлагаются следующие задачи:
1) учет населения, подлежащего к рассредоточению и эвакуации пешим порядком и вывозу всеми видами транспорта;
2) определение порядка (последовательности) проведения рассредоточения и эвакуации;
3) организация материально-технического, медицинского, транспортного и других видов обеспечения;
4) подготовка маршрутов эвакуации пешим порядком и видов транспорта;
5) организация связи и взаимодействия с эвакуационной приемной комиссией сельских районов по вопросам приема, размещения, трудоустройства, материального и медицинского обеспечения.
Распоряжение о начале рассредоточения и эвакуации немедленно доводится до начальников ГО городов, районов и объектов народного хозяйства.
Получив извещение о начале рассредоточения и эвакуации, граждане должны немедленно подготовить все самое необходимое:
- одежду, в том числе и теплую, обувь, белье, постельные принадлежности, продукты питания на 2 - 3 дня, медикаменты, индивидуальные средства защиты, уложив все это в рюкзак или чемодан; общая масса должна быть не более 50 кг;
- документы (паспорт, военный билет, диплом об образовании, трудовую книжку, свидетельство о рождении детей и др.), деньги;
- детям дошкольного возраста вложить в карман записку или пришить к воротнику белый лоскут с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства и конечного пункта эвакуации.
Если в семье окажутся больные, которые не могут самостоятельно прибыть на СЭП, то об этом необходимо сообщить начальнику СЭП.
Сборные эвакуационные пункты предназначаются для сбора и регистрации рассредоточиваемого и эвакуируемого населения, формирования пеших колонн, отправки населения на станции (пункты) посадкинатранспортные средства.
СЭП желательно развертывать вблизи станций (пунктов) посадки, а при комбинированном способе проведения эвакуации - как можно ближе к окраине города, в районах конечных остановок городского транспорта, в местах, обеспечивающих условия сбора и отправки населения в загородную зону, сокращение времени и расстояния перехода при движении пешим порядком.
В задачи СЭП входит:
· оповещение населения различными способами о начале рассредоточения и эвакуации;
· сбор населения и информация его о складывающейся обстановке;
· регистрация и учет эвакуируемых;
· контроль за подготовкой транспортных средств;
· организация посадки на транспорт, формирование пеших колонн и отправка в пункты назначения;
· укрытие эвакуируемого населения по сигналу «Воздушная тревога»;
· представление сведений в эвакуационную комиссию района о ходе эвакуации.
В сельской местности (в сельских районах, сельсоветах, колхозах, совхозах) проведение мероприятийпоприему и размещению рассредоточиваемых и эвакуируемых возлагается на приемные эвакуационные комиссии, в состав которых включаются ответственные работники организации и служб связанных с приемом, размещением и обеспечением прибывающего населения.
Для непосредственного приема рассредоточиваемых и эвакуируемых создаются и развертываются приемные эвакуационные пункты, как правило, вблизи станций (пунктов) высадки. На ПЭП организуют встречу прибывших людей, их учет и отправку в конечные пункты размещения транспортом сельского района или пешим порядком,
Примерный состав ПЭП может быть следующий: начальник ПЭП, зам. начальника ПЭП, группа встречи и приема эвакуируемых, группа учета и регистрации, группа комплектования и отправки эвакуируемых к месту расселения, группа питания и снабжения, стол справок, медицинский пункт, комната матери и ребенка, комендант, пост охраны общественного порядка (ООП).
При проведении эвакуации пешим порядком на маршрутах движения пеших колонн организуются промежуточные пункты эвакуации. Они выполняют одновременно две задачи: прием и отправку эвакуируемых, поэтому штатный состав их зависит от числа прибывающих и убывающих через него людей.
Примерный состав ППЭ: начальник ППЭ, зам. начальника ППЭ, группа по приему, учету и временному устройству эвакуируемых, транспортная группа (по организации дальнейшей эвакуации), группа продовольственного снабжения, медицинский пункт, комната матери и ребенка, стол справок, группа ООП.
При эвакуации населения пешим порядком оно прибывает на СЭП самостоятельно, проходит регистрацию, после чего формируются пешие колонны (500 - 1000 человек) по предприятиям (организациям, учреждениям или ДЭЗ). Начальнику пешей колонны дается схема маршрута колонны, которая является основным документом, регламентирующим движение колонны.
Вывод населения пешим порядком целесообразно планировать и осуществлять по заранее разведанным и обозначенным маршрутам и колонным путям вне дорог, а в отдельных случаях по обочинам основных дорог. Вывод населения пешим порядком следует планировать, как правило, за пределы зон возможных разрушений. При этом население, районы размещения которого в загородной зоне находятся ближе к городу, следует направлять пешим порядком непосредственно в отведенные ему постоянные места. Население, размещаемое в более удаленных от города районах или вывозимое в другие области, первоначально направляется на ППЭ, находящиеся за пределами зон возможных разрушений. Вывоз населения из этих пунктов в постоянные места размещения следует планировать после завершения эвакуационных мероприятий всеми видами освободившегося транспорта.
Между пешими колоннами устанавливается дистанция до 500 м. Движение колонны планируется со средней скоростью не более 3 - 4 км/ч. Во время движения предусматриваются малые привалы на 15 - 20 мин. В начале второй половины пешего перехода предусматривается большой привал. Пеший переход заканчивается с приходом колонны на ППЭ.
Сигналы оповещения
Органы ГО, формирования ГО и население руководствуются следующими сигналами оповещения:
Сигнал«Воздушная тревога» (ВТ) подается в случае непосредственной угрозы нападения противника, когда соответствующие органы и средства наблюдения и разведки установили факт пуска ракет или вылета авиации противника. Сигнал ВТ подается с помощью сирен, прерывистых гудков предприятий и транспорта, путем объявления по радио, телевидению, а также радиорупорами специальных автомобилей и т. п. Сигнал подается для всего населения.
По сигналу «Воздушная тревога», находясь дома, следует: выключить все приборы электро-, газо- и водоснабжения; взять приготовленные заранее предметы первой необходимости, документы, средства индивидуальной защиты и запас продуктов, закрыть квартиру; быстро следовать в ближайшее убежище (укрытие).
Находясь на рабочем месте, следует: выключить станок (прибор), отключить электро-, газо-и водоснабжение рабочего места; привести в положение «наготове» средства индивидуальной защиты; быстро следовать в убежище (укрытие).
Оказавшись на улице, следует: выйти из наземного общественного транспорта; согласно указаниям следовать в ближайшее убежище (укрытие), станцию метро; использовать в случае необходимости кюветы, канавы, щели, подземные переходы, трубы и т. п.
Сигнал«Отбой воздушной тревоги» (ОВТ) будет подан в случае ликвидации опасности нападения или после нападения противника. Сигнал ОВТ может быть общим или подаваться выборочно, только в тех местах, где уже миновала опасность нападения. Сигнал объявляется по радиотелетрансляционной сети, подается с помощью продолжительных гудков предприятий и транспорта, а также подвижных средств оповещения.
Рабочие и служащие предприятий, население районов и городов, которые не подвергались нападению противника, по сигналу ОВТ выходят из защитных сооружений и возобновляют работу.
В районах и городах, по которым противнику удалось осуществить удар, принимаются меры по ликвидации нападения; по средствам связи, радио и телевидению передаются указания о режимах поведения и другая информация для населения. По указанию органов ГО в зависимости от обстановки люди могут оставаться в защитных сооружениях или выходить из них с соблюдением необходимых мер предосторожности. Выходить из защитных сооружений можно только по указанию органов ГО после уточнения обстановки.
После объявления сигнала ОВТ население должно находиться в готовности к повторному нападению, соблюдать правила и выполнять распоряжения на период угрозы нападения противника.
Сигнал«Радиационная опасность» (РО), как правило, подается за пределами самого очага поражения, в загородной зоне в направлении движения радиоактивного облака, на местности, где в течение ближайшего часа предполагается выпадение радиоактивных осадков, или после установленного радиационной разведкой факта наличия радиоактивного заражения местности (повышенной мощности дозы ионизирующего излучения). Сигнал РО подается с помощью всех местных технических средств связи и оповещения, а на местах дублируется звуковыми и световыми средствами. По этому сигналу необходимо надеть респиратор ПТМ-1 или ватно-марлевую повязку, а при их отсутствии противогаз. Взять документы, подготовленный запас продуктов и воды, средства индивидуальной защиты, предметы первой необходимости и уйти в противорадиационное укрытие (убежище), где и находиться до особого указания органов ГО.
Сигнал«Химическая тревога» (ХТ) подается при угрозе или возможном применении противником 0В или БС, что устанавливается соответствующим наблюдением.
Сигнал ХТ подается с помощью технических средств связи и оповещения, а на местах дублируется звуковыми средствами. По этому сигналу следует быстро укрыться в убежище или надеть противогаз и средства защиты кожи (плащи, резиновые сапоги и резиновые перчатки). Необходимость надевания именно противогаза, а не респиратора или ватно-марлевой повязки диктуется тем, что сигнал ХТ является единым и для случая применения 0В, и для случая использования бактериальных аэрозолей. Поскольку для уточнения вида примененного средства массового поражения необходимо некоторое время, расчет ведется на наиболее опасное и быстродействующее средство поражения - 0В, которое не задерживается респираторами.
Если позволяет обстановка, то после надевания соответствующих средств защиты следует быстро выйти из очага химического поражения (зоны химического заражения) в направлении одной из сторон, перпендикулярной направлению ветра.
На предприятиях в зависимости от обстановки и указаний администрации работа может продолжаться. Работающие должны обязательно использовать средства защиты.
В укрытиях противогазы должны быть надеты обязательно, а в убежищах можно находиться без них.
При появлении первых признаков поражения 0В нервно-паралитического действия следует немедленно принять (использовать) антидот из аптечки АИ-2, при попадании капельно-жидких 0В на кожу или одежду немедленно обработать эти участки (провести частичную санитарную обработку) тампонами, которые смачивают жидкостью из ИПП-8 или мыльной (щелочной) водой.
После выхода за пределы зоны заражения поверхность одежды, обуви и средств защиты в той или иной степени всегда заражена парами 0В, поэтому средства защиты, особенно противогазы, без команды снимать не следует.
Глава 6. Медицинское обеспечение населения при проведении мероприятий гражданской обороны