Особенности послеоперационного ухода в детской хирургии
УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ ПОСЛЕ ОПЕРАЦИИ.
Послеоперационный период начинается с того момента, когда хирург завязал последний шов и прикрыл рану. Некоторое время ребенок находится в операционной, а затем его переводят в палату, укладывают в свежую постель.
Общие вопросы.Если взрослый человек сознательно относится к своему состоянию после перенесенной операции, сравнительно спокойно переносит приданное ему в постели положение, небольшую боль и т. п., то маленький ребенок, не понимая серьезности состояния, подчас бывает излишне активен и возбужден, часто меняет положение в постели и этим может причинить вред своему здоровью. Поэтому приходится прибегатькфиксации больного, которую осуществляют путем привязывания к кровати конечностей с помощью манжеток, сделанных из бинтов и ваты или фланели. Очень беспокойных детей дополнительно фиксируют за туловище широким мягким поясом. Фиксация не должна быть грубой. Слишком тугое затягивание конечностей манжетками может вызывать боль и венозный застой. В пространство между манжеткой и кожей должны свободно входить пальцы. Время от времени положение конечностей меняют. Длительность фиксации зависит от возраста ребенка и вида обезболивания. После операции под местной анестезией фиксируют только грудных и детей ясельного возраста на 2—3 ч. Однако в большинстве случаев оперативное вмешательство у детей выполняют под наркозом. В таких случаях независимо от возраста фиксацию осуществляют до полного пробуждения: в период пробуждения ребенок особенно возбужден, сознание его затемнено, и в таком состоянии он может сорвать наклейку, повредить швы, вывалиться из кровати. Через 4—6 ч после операции, когда ребенок полностью пробуждается, спокойного больного (обычно это дети старшего возраста) можно освободить от манжеток и пояса и разрешить при отсутствии противопоказаний поворачиваться на бок и сгибать ноги. У маленьких детей фиксация рук необходима на более продолжительное время во избежание повреждения и инфицирования швов.
В период пробуждения часто возникает рвота. В этот момент очень важно не допустить попадания рвотных масс в дыхательные пути, что является опасным из-за возможности развития пневмонии и даже асфиксии (удушья). Как только сестра замечает позывы к рвоте, она немедленно поворачивает голову ребенка набок, а после выбрасывания рвотных масс тщательно протирает полость рта заранее приготовленной чистой пеленкой. Индивидуальное наблюдение в таких случаях необходимо до полного пробуждения и прекращения рвоты.
В период пробуждения и в последующие часы ребенок испытывает сильную жажду и настойчиво просит пить. При этом сестра руководствуется указаниями врача и не допускает лишнего приема воды, которая может вызвать повторную рвоту. Если нет особых противопоказаний, о которых врач обязательно информирует сестру, после небольших операций (аппендэктомия, грыжесечение, удаление опухолей кожи и т. п.), как только проходит действие наркоза и при отсутствии рвоты, больному можно дать пить простую кипяченую воду или подслащенный чай с лимоном. Вначале дают пить не более 2—3 чайных ложек жидкости через каждые 20—30 мин, затем дозу увеличивают. Если вода не вызывает рвоты, начинают кормление, характер которого зависит от оперативного вмешательства.
У оперированных детей высока потребность в воде, поэтому после больших операций производят внутривенное вливание растворов капельным путем. Сестра следит за правильным функционированием и исправностью системы, неукоснительно соблюдает заданный режим (частоту капель), строго контролируя количество вводимой жидкости и ее состав.
У детей после сложных вмешательств повышена потребность в кислороде, поэтому с первых минут нахождения больного в палате он должен быть обеспечен им. Существуют разные способы подачи кислорода, а также специальные кислородные палатки. Сестра должна хорошо разбираться во всех системах и уметь быстро наладить их.
В ближайшем послеоперационном периоде у детей большое значение имеет борьба с болью. Если ребенок беспокоен и жалуется на боль в области операционной раны или другом месте, сестра немедленно сообщает об этом врачу. В некоторых случаях назначают однократно обезболивающие или успокаивающие средства (промедол, сибазон в возрастных дозировках). После больших и тяжелых операций обычно назначают их систематически 4—6 раз в сутки в течение 2—3 дней.
Послеоперационные швы обычно закрывают наклейкой, иногда повязкой или специальными пастами. В процессе ухода за больным сестра следит за чистотой области швов. На шее и верхней части туловища их предохраняют от загрязнения рвотными массами, оберегают от попадания пищи; при вмешательствах на нижней части живота и спины швы предохраняют от загрязнения мочой и калом.
При уходе за маленьким ребенком обязательно надо учитывать, что такой больной, во-первых, самостоятельно не просится на горшок; во-вторых, число мочеиспусканий за сутки у него увеличено по сравнению со взрослыми; стул также более частый. Поэтому совершенно необходим многократный контроль в течение суток за естественными отправлениями, многократная смена пеленок и туалет промежности. В ряде случаев после операции может наблюдаться задержка стула и мочи. При отсутствии стула ставят очистительную клизму в конце 2-х или на 3-е сутки после операции, а при вздутии живота применяют газоотводную трубку на 15—20 мин (по согласованию с врачом). При задержке мочи сестра обязательно ставит об этом в известность врача, так как при этом необходимо принятие более срочных мер.
Уход за больными — самая трудная и ответственная задача. В целях обеспечения наиболее подходящих условий их содержания и работы персонала в крупных больницах и клиниках создаются специальные отделения, называемые отделениями реанимации и интенсивной терапии. При отсутствии отделения реанимации в детских хирургических отделениях выделены послеоперационные палаты, в которых концентрируются больные, нуждающиеся в повышенном внимании. Одной из главных задач медицинской сестры является неотступное наблюдение за больным, умение увидеть признаки надвигающихся грозных осложнений и оказать необходимую доврачебную помощь. Сестра ведет специальную карту тяжелобольного, в которой каждые 1—2 ч регистрирует температуру тела, частоту пульса и дыхательных движений, величину артериального давления, количество выделенной мочи, объем выпитой и парентерально введенной жидкости; в этой же карте сестра отмечает выполнение назначений врача.
Успех хирургического вмешательства возможен лишь при пунктуальном соблюдении медицинской сестрой письменных назначений и устных указаний врача, касающихся мельчайших деталей ухода за больным с учетом выполненной операции.
После операции на органах брюшной полости уход зависит от тяжести и объема вмешательства. При паховой грыже, водянке, крипторхизме и т. п. на следующий день после операции ребенок получает тот же стол, что и до операции. При аппендиците и других болезнях, когда операция связана с вмешательством на кишечнике, придерживаются более строгой диеты. После операции по поводу пилоростеноза у грудных детей кормление начинают через 6 ч сцеженным грудным молоком каждые 2 ч с ночным перерывом (в течение первых суток). В последующие 2—3 дня количество грудного молока увеличивают на 15—20 мл каждое кормление. С 4-х суток детей переводят на обычное вскармливание грудью.
При сложных оперативных вмешательствах (например, по поводу непроходимости кишок, болезни Гиршпрунга и др.), особенно связанных с резекцией (удалением) части кишки, послеоперационный уход требует повышенного внимания. Больному придают полусидячее положение, но время от времени разрешают поворачиваться на бок. В первые 2—3 сут исключают кормление через рот, а часто и прием воды. Больной получает парентеральное питание — внутривенно, реже подкожно или ректально. У таких больных часто оставляют желудочный зонд, введенный через нос. Сестра следит за характером выделений по зонду, регистрирует количество выделенной жидкости. Каждые 2 ч зонд промывают небольшим количеством физиологического раствора во избежание закупорки. Желудочный зонд держат в течение 48—72 ч, пока по нему не прекратится выделение слизи зеленого цвета. При функционирующем зонде можно давать пить небольшими порциями. О начале кормления через рот врач предупреждает сестру и обычно назначает схему, как при аппендиците.
Нередко после операций на органах брюшной полости наблюдается вздутие кишечника газами (метеоризм). Значительный метеоризм сопровождается болями, затруднением дыхания. В целях борьбы с метеоризмом и профилактически полезно вдыхание кислорода (оксигенотерапия); по согласованию с врачом применяют газоотводную трубку или же ставят гипертоническую клизму. Сестра следит также, чтобы повязка, которую иногда накладывают на живот, не была тугой.
После операции на промежности чаще всего ребенку придают положение с приподнятыми и разведенными ногами, которые фиксируют специальной гипсовой шиной-распоркой или же мягкими бинтами за перекладины, прикрепленные сверху к кровати; одеяло накидывают поверх перекладин, и таким образом создается каркас. Внутри каркаса помещают одну или несколько электрических лампочек, назначение которых — подсушивать область швов и до некоторой степени согревать больного. В таком положении ребенок находится в среднем 8—10 дней, затем его переводят в обычное положение.
Особенно важно наблюдать за состоянием и правильным функционированием дренажей (полосок резины, марли, трубок и катетеров), которые вставляют в рану, задний проход, в мочеиспускательный канал. Сестра следит, чтобы ребенок случайно не выдернул дренаж, регистрирует характер и количество выделяемой жидкости. Самостоятельно, без участия врача, сестра не должна менять и удалять дренаж.
Со 2-го дня после операции ребенок получает ту же диету, что и до операции. Для улучшения условий отхождения каловых масс ребенку дают через рот жидкое вазелиновое масло по 1 десертной ложке 3—4 раза в день. После акта дефекации сестра осторожно производит туалет промежности слабым раствором перманганата калия, затем осушивает кожу марлевой салфеткой. Время от времени меняют положение ног, а при отсутствии особых противопоказаний на некоторое время освобождают ноги от фиксирующих повязок.