Организация физического воспитания и закаливания
Необходимым условием всестороннего развития, укрепления здоровья и повышения сопротивляемости организма детей считают их правильное физическое воспитание и закаливание. Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение состояния здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей растущего организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств. Рациональный двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом состояния здоровья, возрастно-половых возможностей детей и сезона года.
Физкультурные занятия выступают основной формой организованного систематического обучения детей физическим упражнениям. Всю работу по физическому воспитанию детей осуществляют воспитатели групп при регулярном контроле со стороны медицинских работников и заведующей дошкольным учреждением.
Динамическое наблюдение за состоянием здоровья, физическим развитием детей и оценка эффективности воздействия средств физического воспитания осуществляют при плановых профилактических осмотрах детей врачами ДОУ. В обязанности врача входит систематический контроль организации всех разделов физического воспитания, закаливания в детском саду и проведение медицинского наблюдения на физкультурных занятиях не менее 2-х раз в год в каждой возрастной группе. Медицинская сестра осуществляет ежемесячный контроль проведения утренней гимнастики, подвижных игр и закаливающих мероприятий, а также постоянный контроль санитарно-гигиенического состояния мест проведения занятий (помещение, участок), физкультурного оборудования, спортивной одежды и обуви; проводит санитарно-прос-ветительскую работу по вопросам физического воспитания дошкольников среди персонала и родителей.
Двигательная активность в организованных формах деятельности должна составлять не менее 50% всего объема суточной двигательной активности, а во время прогулок за территорию ДОУ — 35-40%. Организованные формы двигательной деятельности должны включать: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание, на которые отводят в общем времени пребывания ребенка в ДОУ до 6-8 ч в нед с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы.
Физкультурные занятия для дошкольников проводят не менее 3-х раз в неделю. Длительность занятия зависит от возраста детей и составляет в младшей группе 15 мин; в средней группе — 20 мин; в старшей группе — 25 мин; в подготовительной группе — 30 мин.
Одно из трех физкультурных занятий для детей 5-7 лет следует круглогодично проводить на открытом воздухе, но только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у них спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. Занятия на открытом воздухе организуют с учетом местных климатических особенностей.
ВЫЯВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ
Дети, посещающие дошкольное учреждение, в зависимости от состояния здоровья, функционального состояния, особенностей физической подготовленности могут иметь временные ограничения в занятиях физкультурой. С этой целью проводят выявление физической подготовленности для определения уровня функционального состояния, которое включает: оценку времени задержки дыхания (проба Штанге на вдохе и проба Генча на выдохе, табл. 6-7); проведение ортостатической пробы; выполнение нагрузочной пробы.
Таблица 6-7. Ориентировочные показатели пробы Штанге и Генча в секундах
Возраст, лет | Мальчики | Девочки | ||
Штанге | Генча | Штанге | Генча | |
Оценка результатов ортостатической пробы: учащение пульса за одну минуту менее 16 от исходного — хороший результат, от 16 до 20 — средний, более 20 — ниже среднего Оценка результатов пробы с 20-ю приседаниями за 30 с — время восстановления пульса к исход тому уровню: менее 3-х минут — хороший результат, от 3-х до 4-х мин — средний, более 4-х мин — ниже среднего.
На основании проведенных проб и для индивидуального подхода при назначении различных средств физического воспитания выделяют 2 группы детей:
• 1 основная группа — дети, не имеющие никаких медицинских и педагогических противопоказаний и ограничений для занятий в полном объеме программы физического воспитания;
• 2 ослабленная группа — дети, имеющие ограничения временного характера в величине, интенсивности физической нагрузки и объеме закаливающих мероприятий, К ослабленной группе относят детей II и III групп здоровья, в основном, часто и длительно болеющих.
Дети, отнесенные к ослабленной группе, должны иметь индивидуальные планы закаливающих мероприятий и получать более низкую физическую нагрузку. Для этого воспитатель при проведении физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр, спортивных упражнений должен уменьшить число повторений каждого упражнения. Однако ежедневные занятия утренней гимнастикой обязательны. Дети ослабленной группы должны находиться под постоянным наблюдением медицинских работников и при положительных сдвигах в состоянии здоровья, их без задержки можно переводить на общий режим дошкольного учреждения. Дети, отнесенные к ослабленной группе и за время пребывания в детском саду не переведенные в основную, в школе должны заниматься по программе физического воспитания подготовительной группы.
ПРОВЕДЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ
Физкультурные занятия состоят из трех частей: вводной, основной и заключительной.
Задачи вводной части: повысить эмоциональную настроенность детей, активизировать их внимание, постепенно подготовить организм к предстоящей повышенной физической нагрузке.
Задачи основной части: обучение основным двигательным навыкам и их закрепление, развитие физических качеств, тренировка различных мышечных групп, тренировка и совершенствование физиологических функций организма (подвижные игры, бег, прыжки, лазание).
Задачи заключительной части: обеспечение постепенного перехода от повышенной к спокойной мышечной деятельности, уменьшение двигательного возбуждения при сохранении бодрого настроения детей.
С помощью хронометража определяют общую продолжительность занятия и его отдельных частей. Общая продолжительность физкультурного занятия зависит от возраста и в 3-4 года составляет 15 мин; в 4-5 лет — 20 мин; 5-6 лет — 25 мин; 6-7 лет — 30 мин. Вводная часть занимает 2-6 мин, основная — 15-25 мин, заключительная — 2-4 мин. В основной части физкультурного занятия на общеразвивающие упражнения отводят 3-7 мин, на основные виды движений — 8-12 минут и на подвижную игру — 4—6 минут.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ
Оценку эффективности физкультурного занятия для дошкольников проводят по показателю моторной плотности и увеличения среднего уровня частоты сердечных сокращений (ЧСС) у детей
Моторная плотность занятия (отношение времени занятия, затраченного ребенком на движения, к общей продолжительности занятия, выраженное в процентах) в зале должна составлять не менее 70%; на воздухе — не менее 80%. Моторная плотность = (время, затраченное на движения/общее время занятия)ХЮ0%.
Для определения интенсивности мышечной нагрузки, правильности построения занятия и распределения физической нагрузки проводят измерение ЧСС отрезками по 10 с до занятия, после вводной части, об-щеразвивающих упражнений, основных движений — подвижной игры, заключительной части и по окончанию восстановительного периода в течение 3-5 мин.
Для обеспечения тренировочного эффекта на занятиях в зале увеличение среднего уровня ЧСС у детей 3-4-х лет должно составлять до 130-140 ударом в минуту, на воздухе до 140-160 ударов в минуту; у детей 5-7 лет в зале — до 140—150 ударов в минуту, на воздухе — до 150-160 ударов в минуту.
Максимальная частота сердечных сокращений обычно достигается во время подвижной игры, что объясняется как увеличением нагрузки, так и большим эмоциональным возбуждением детей. Обычно во вводной части занятия ЧСС возрастает на 15-20%, в основной части — на 50-60% по отношению к исходной величине, а во время подвижной игры учащение ее достигает 70-90% (до 100%). В заключительной части частота сердечных сокращений снижается и превышает исходные значения на 5-10%, после занятий (спустя 2-3 мин) возвращается к исходному уровню.
Эффективность занятий физическими упражнениями и свободной двигательной деятельности детей зависит от условий, в которых они проводятся. Максимальный оздоровительный эффект достигают при проведении занятий, утренней гимнастики, подвижных игр и так далее на открытом воздухе
Спортивная площадка и физкультурный зал в каждом дошкольном учреждении должны быть соответственно оборудованы. Дети занимаются в спортивной форме, которая должна быть удобной, легкой и чистой; на ногах — тапочки на резиновой подошве или чешки При наличии условий (теплый пол) можно заниматься в носках или босиком. Воспитатель должен быть в спортивном костюме и соответствующей обуви.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Ее оценку осуществляют на основе динамики состояния здоровья детей, развития двигательных качеств и навыков на каждом году жизни. Тестирование физической подготовленности дошкольников проводит воспитатель по физической культуре в начале учебного года (сентябрь-октябрь) и в конце его (апрель-май) и контролирует методист (старший воспитатель) ДОУ. Оценку уровня физической подготовленности медицинская сестра вносит в «Медицинскую карту». Разрешение на проведение тестирования физической подготовленности детей дает медперсонал ДОУ.
ЗАКАЛИВАНИЕ
Обязательным компонентом физического воспитания детей рассматривают закаливание. Оно включает систему мероприятий:
• элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохлад
ной водой, аэрацию помещений, правильно организованные прогулки,
физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в
помещении и на открытом воздухе;
• специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные.
При их проведении необходимо строго соблюдать основные правила: постепенность увеличения дозы закаливающего фактора, регулярность проведения и учет индивидуальных особенностей детей и состояния их здоровья. Закаливающие мероприятия меняют по силе и длительности в зависимости от сезона года, температуры воздуха в групповых помещениях, эпидемиологической обстановки. В закаливании организма имеет значение и одежда, отвечающая гигиеническим требованиям и зависящая от температуры воздуха и погодных условий.
Перед началом закаливания следует распределить детей на группы.
• I группа — здоровые дети, редко болеющие, ранее закаливаемые.
Им показаны все формы закаливания и физического воспитания.
• II группа — здоровые дети, впервые приступающие к закаливаю
щим мероприятиям, часто болеющие дети, с физическим развитием ни
же среднего, страдающие хроническим тонзиллитом, экссудативным
диатезом, анемией. Для детей II группы ограничивают физическую наг
рузку, температура воды во время процедур должна быть на 2 °С выше,
чем в I группе. Широко используют закаливание воздухом.
• III группа — дети с хроническими заболеваниями и частыми их
обострениями, с органическими поражениями сердца, дети, вернувшие
ся в ДОУ после длительных заболеваний. Этой группе детей, назнача
ются лечебную физкультуру, только местные водные процедуры, про
водить которые следует осторожно, при температуре воздуха и воды на
4-6 °С выше, чем у детей I группы.
Глава 7