Оказание помощи при остановке сердца
При остановке сердца необходимо оказать ребенку экстренную помощь – провести НЕПРЯМОЙ (НАРУЖНЫЙ) МАССАЖ СЕРДЦА.
Медицинская сестра:
1. Укладывает ребенка на жесткую поверхность (стол, кровать с деревянным щитом)
2. Становится сбоку от ребенка и одну руку кладет ладонной поверхностью на нижнюю треть грудины, рука при этом прямая до плеча;
3. Надавливает на грудину толчками, ритмично так, чтобы она смещалась по направлению к позвоночнику; сердце при этом сдавливается между грудиной и позвоночником, и кровь из него поступает в аорту и легочную артерию.
Об эффективности непрямого массажа сердца свидетельствуют появление пульса на сонных, лучевых артериях, появление розовой окраски кожных покровов и видимых слизистых оболочек, повышение АД.
Особенности проведения непрямого массажа сердца у детей разного
Возраста
1.У новорожденных и грудных детей непрямой массаж сердца проводится двумя большими пальцами обеих рук или 2 и 3 пальцами одной руки: частота надавливания 120 в 1 минуту: смещение грудины по направлению к позвоночнику составляет 1 – 1,5 см.
2.У детей от 1 года до 4-5 лет непрямой массаж сердца производится ладонью одной руки с частотой надавливания 100 в минуту и смещением грудины примерно на 2,5 см.
3.У детей старше 4-5 лет непрямой массаж сердца проводится с частотой надавливания не менее 80 в минуту, со смещением грудины на 3-4 см.
4.Детям 13-15 лет непрямой массаж сердца проводится двумя руками, ладонь одной руки накладывается на среднюю треть грудины, а ладонью второй руки производят надавливание на первую руку.
Грудная клетка у детей более эластична, поэтому непрямой массаж сердца производится с меньшими усилиями и большей эффективностью.
-7- 13
Методы подачи кислорода детям.
1. Кювез – повышенная температура, повышенная влажность, 2 литра кислорода в минуту 40% во вдыхаемом воздухе.
2. Кислородная палатка.
3. Через аппарат Боброва, с помощью носовых катетеров, имитированной маски или загубника.
4. Централизованно, масочным способом.
5. Подача кислорода с помощью мешка Амбу.
6. Самый неадекватный метод подачи – с помощью кислородной подушки.
7. Для самых тяжелых – интубация и перевод на ИВЛ.
Оксигенотерапия с помощью носовых катетеров.
Оснащение:
- О2;
- аппарат Боброва;
- носовой катетер;
- стерильные салфетки;
- стерильный изотонический раствор;
- пинцет;
- шпатель;
- 2 лотка.
Алгоритм действий:
- вымыть руки, одеть перчатки;
- придать ребенку удобное положение;
- при необходимости очистить носовые ходы;
- измерить глубину введения катетера (от крыла носа до конца уха);
- взять катетер, как писчее перо, увлажненный водой конец катетера ввести по нижнему носовому ходу до метки (катетер держать перпендикулярно поверхности лица);
- катетер введен правильно, если его кончик виден в зеве и находится на 1 сантиметр ниже малого язычка;
- закрепить наружную часть катетера на щеке.
Дача кислорода через маску Амбу.
1. Обработать маску: протереть ватным тампоном, смоченным 70% спиртом, а затем, протереть стерильным изотоническим раствором.
2. Очисть рот и глотку от слизи.
3. Запрокинуть голову и выдвинуть нижнюю челюсть ребенка.
4. Плотно фиксировать левой рукой маску к лицу больного и быстро сжать мешок.
5.Разжать мешок для заполнения его новой порцией воздушно-кислородной смесью (для доношенных – 60% кислород, для недоношенных – 40%).
6.Контролировать визуально дыхательные движения грудной клетки.
7.Контролировать свободную проходимость дыхательных путей.
-8- 15
Мазок из зева и носа
Цель:
- собрать материал для бактериологического исследования.
Оснащение:
- резиновые перчатки, маска;
- стерильные пробирки с сухими ватными тампонами – 2 шт.;
- штатив для пробирок;
- стерильный шпатель в лотке;
- бланк – направление в лабораторию;
- стеклограф.
Обязательное условие:
- забор материала из зева проводить натощак, до орошения или полоскания горла.
Забор мазков
На стрептококк - берем мазок с налетов.
На менингококк – загнутым тампоном с задней стороны небной занавески.
На коклюш – строго с задней стенки глотки, не касаясь слизистой рта.
На дифтерию – строго на границе налета и слизистой.
Примечание : ребенку младшего возраста открывать рот с помощью шпателя, взяв его как писчее перо левой рукой, ввести в ротовую полость до зубов, повернуть ребром и провести по боковой поверхности десен до места окончания зубов, после чего перевернуть его плашмя, поместить на корень языка, и резко нажать на него. Извлечь ватный тампон из пробирки, маркированной знаком «З» ( означает – зев ), взяв его правой рукой за пробирку, в которой он вмонтирован.
Осторожно, не касаясь языка и щек, ввести тампон в полость рта.
Снять тампоном слизь с небных дужек и миндалин в следующей последовательности :
дужка – миндалина – язычок – дужка – миндалина.
При наличии пленки в зеве и подозрении на дифтерию – материл собрать на границе здоровой и пораженной ткани (максимальное скопление дифтерийных палочек отмечается в данных участках)Извлечь тампон из ротовой полости и поместить в пробирку, не касаясь ее краев (обеспечение достоверности результата).
Завершение процедуры:
- вымыть и обработать антисептическим материалом руки в перчатках (обеспечение инфекционной безопасности);
- снять маску, перчатки;
- вымыть и осушить руки;
- отправить материал в бактериологическую лабораторию в сопровождении направления (не позднее 3-х часов после забора при условии хранения в холодильнике).
-9- 16
Соскоб на энтеробиоз
Показания: подозрение на инвазию острицами
Оснащение:
- предметное стекло;
- липкая лента 6-9 см;
- деревянный шпатель;
- чашка Петри;
- бланк-направление.
Обязательные условия:
- перед проведением исследования ребенка не подмывать с целью предупреждения механического удаления яиц гельминтов в прианальных складках.
Техника выполнения:
- приготовить необходимое оснащение;
- написать направление;
- вымыть, осушить руки, одеть перчатки;
- пальцами левой руки раздвинуть ягодицы и зафиксировать липкую ленту ниже копчика;
- придавить липкую ленту к прианальным складкам одноразовым шпателем;
- снять липкую ленту и зафиксировать клейкой стороной на предметное стекло, и положить в чашку Петри (или крафт-бумагу);
- резиновым кольцом зафиксировать направление, шпатель сжечь.
Завершение процедуры:
- вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках, снять их;
- вымыть и высушить руки;
- транспортировать материал в лабораторию как можно раньше.
NB!При отсутствии липкой ленты и предметных стекол анализ с перианальных складок берут тампоном на петле, смоченной, глицерином и помещают ее в пробирку.