Особенности расспроса больного ребенка в зависимости от возраста
Расспрос (сбор анамнеза) больного ребенка имеет определенные особенности. В случае если ребенок не может разговаривать, проводится расспрос родителей ребенка или его родственников. Если ребенок способен рассказывать, анамнез собирается путем контакта, как с ребенком, так и с теми, кто осуществляет за ним уход или проживает вместе. Сбор анамнеза проводится по традиционной схеме, но в отличие от общепринятой методики расспроса, во время сбора анамнеза детей раннего возраста, обязательно выясняется: течение беременности и родов у матери (гестоз, угроза прерывания беременности, заболевания в период беременности, контакты с больными, медицинские вмешательства и тому подобное), особенности раннего периода адаптации новорожденного ребенка к условиям внешней среды, становление физического и нервно-психического развития, длительность грудного вскармливания, перенесенные заболевания, правильность проведения и наличие профилактических прививок и реакции на них. Если мать не может точно ответить на поставленные вопросы, это следует отметить в истории болезни и при необходимости обратиться в медицинское учреждение, где наблюдалась во время болезни мать или ребенок.
Во время разговора с родителями больного ребенка необходимо относиться к ним внимательно; не следует сразу же делать им замечания относительно осмотра, вскармливания или лечения ребенка, поскольку это может затруднить процесс опроса; весьма важно во время разговора найти контакт с ребенком.
NB! Полноценно собранный анамнез способствует своевременному установлению диагноза и качественному лечению.
Ребенок находится в постоянном развитии, поэтому для каждого возрастного этапа характерны свои черты, которые могут определять его психологическое состояние при поступлении в стационар. У детей грудного возраста наиболее сильное психологическое единство с матерью, дети дошкольного возраста наиболее страдают из-за возможного отрыва от семьи, для школьников также важны взаимоотношения с одногодками. В то же время оценить психологию ребенка невозможно вне контекста взаимоотношений в семье. Атмосфера, которая складывается в семье во время болезни ребенка, во многом зависит от того, как его воспитывают. Некоторые родители, поняв, что они до болезни недостаточно окружали ребенка заботой и мало уделяли ему внимания, меняют свое поведение, излишне опекают его, а иногда, жалея, не выполняют назначений врача. В этих случаях необходимо предупреждать родителей в том, что, руководствуясь добрыми намерениями, они могут нанести вред ребенку. При лечении ребенка врачв доступной форме должен обязательно информировать родителей о необходимости назначенного лечения, объяснять необходимость и целесообразность проведения того или другого дополнительного исследования,получив на это согласие родителей. Общее обсуждение вопросов лечения помогает выяснить дополнительную информацию относительно индивидуальных особенностей ребенка. Обязанностью медицинского персонала больницы является поддерживание уверенности родителей в правильности действий врача.
Больные дети по-разному переносят свою болезнь, но у каждого ребенка имеет место тот или иной психологический ответ на патологический процесс. Реакция личности больного ребенка на болезнь называется внутренней картиной болезни. Ее формирование у детей отличается от таковой у взрослых тем значительнее, чем младше ребенок. Понимание процессов, которые происходят в организме и восприятие болезни зависят от уровня развития мышления и возраста ребенка и особенностей его темперамента.
В зависимости от индивидуальных особенностей эмоционального восприятия ребенка могут возникнуть три типа внутренней картины болезни:
– гипонозогнотичный – с эмоциональной недооценкой симптомов, игнорированием болезни;
– гипернозогнотичный – с избыточной эмоциональной напряженностью связанных с болезнью переживаний, преувеличением тяжести симптомов заболевания, отсутствием веры в успех лечения;
– прагматичный - со стремлением к реальной оценке заболевания и его прогноза, хорошим контактом с врачом и желанием выполнять все его назначения.
Своевременная адекватная оценка внутренней картины болезни, несомненно, помогает в лечении ребенка.
Влияние профессиональной деятельности медицинского персонала и морального климата медицинского учреждения на формирование внутренней картины болезни у ребенка многопланово, поэтому психологический подход – важная часть знаний и опыта медицинского персонала в детском отделении. Доверие к медицинскому персоналу обусловливается ее поведением, личным примером, человеческими качествами.
В процессе лечения и ухода за ребенком необходимо преодолевать сомнения родителей и страх ребенка. Неуступчивость относительно вопросов лечения, выраженная в доброжелательной и мягкой форме в сочетании с уважением и с соблюдением определенной дистанции – одно из основных правил общения с ребенком и его родителями.
Одной из важнейших задач медицинского персонала в педиатрическом отделении является установление контакта с семьей больного ребенка, невзирая на все трудности, связанные с характерологическими особенностям его родителей. Без адекватного взаимодействия с ними невозможно не только нормализовать психическое состояние, но и быть уверенным в исполнении назначений и эффективности лечения ребенка.
Спокойная интонация, слова, которые произносятся твердо, но с полным уважением к ребенку и его родителям, внушение ребенку и его близким родственникам мысли о том, что они сами искренне заинтересованы и нуждаются в исполнении врачебных назначений, всегда предопределяют успех.