Формулы образования изъявительного наклонения
I, II спряжения - основа + окончание
Signare I спряжение, основа signa, signat – обозначает(он, она,оно)
signant – обозначают(они)
signatur – обозначается(он, она, оно)
signantur - обозначаются (они)
Miscere, II спряжение - основа misce, miscet – смешивает
miscent – смешивают
miscetur – смешивается
miscentur – смешиваются
III спряжение ед.ч. основа + i + окончание
Мн.ч. основа + u + окончание
Dividere, III спряжение – основа divid, dividit – разделяет
Dividunt – разделяют
Dividitur – разделяется
Dividuntur – разделяются
IV спряжение ед.ч. основа + окончание
Мн.ч. основа + u + окончание
Audire, IV спряжение – основа audi, audi – слушает
Audiunt – слушают
Auditur – слушается Audiuntur – слушаются
В латинском языке личные местоимения в качестве подлежащего обычно не употребляются, но при переводе на русский язык их необходимо добавлять. Например, miscent – они смешивают. Однако при противопоставлении действия личные местоимения употребляются. Например, ego dico, tu audis – я говорю, ты слушаешь.
Глагол esse – быть
1 л. Sum – я есть sumus – мы есть
2 л. Es – ты есть estis - вы есть
3 л. Est – он есть sunt – они есть
В современном русском языке вспомогательный глагол «быть» в настоящем времени как составная часть сказуемого обычно опускается, в латинском же языке он обязательно употребляется, например:
Medicus sum – я – врач
Zincum metallum est – цинк – металл
Обратите внимание на то, что в латинском языке сказуемое (глагол) обычно ставится в конце предложения.
Упражнение 6. Переведите письменно следующие предложения
- Medicus medicamentum dat.
- Collega medicus est.
- Collegae pharmaceutae sunt.
- Medicus auscultat.
- Bene auscultate.
- Medicamentum praescribitur.
- Medicus bene dignoscit, bene curat.
- Aegrotus medicamentum sumit.
- Decoctum filtratur.
- Tinctura datur.
Изучив тему, выполнив упражнения на закрепление, проверьте свои знания, ответив на следующие вопросы
- Сколько спряжений глагола в латинском языке?
- Как определяется спряжение глагола?
- Как определить основу глагола?
- Как образуется повелительное наклонение единственного числа?
- Вспомните рецептурные формулировки с глаголами в повелительном и сослагательном наклонении.
Если какой-либо из вопросов представляет для Вас сложность, вернитесь ещё раз к информационной части и проработайте нужный раздел.
Уважаемые студенты!
Вам предстоит изучить материал тем «Имя существительное», «Имя прилагательное». Начните с подробного конспекта, выполните упражнения по закреплению материала, проверьте правильность выполнения закрепляющих упражнений по эталону ответов, затем для определения степени усвоения материала ответьте на вопросы, предложенные в конце каждой темы. Если Вы затрудняетесь ответить на какой-либо из вопросов, вернитесь ещё раз к теоретическому материалу.
Темы «Имя существительное», «Имя прилагательное» являются очень важными для Вашей будущей специальности и самыми объемными в курсе дисциплины. Результатом овладения латинским языком являются умение читать и знание большого количества терминов: анатомических, клинических, фармакологических, а так же грамотное оформление рецептурной строки. Все термины выражены именем существительным, а в рецептурной строке оно часто употребляется с именем прилагательным. Это значит, что хорошо изучив выше перечисленные разделы, Вы получите те знания и умения, которые предусматривает Государственный стандарт.
Помните, что стать хорошим специалистом может лишь тот, кто овладеет интрапрофессиональным языком медицины – латинским.
Цель самоподготовки:
Изучив темы вышеназванных разделов, Вы будете
Знать: - грамматические категории существительных;
- правило определения основы, рода, склонения существительных;
- словарную форму существительных;
- что такое несогласованное определение, как оно образуется и
какую роль играет в фармакологии и анатомии;
- основные признаки существительных 1-го, 2-го, 3 –его, 4-го, 5-го
склонений;
- падежные окончания именительного и родительного падежей;
- типы склонения греческих существительных на –е, -on;
- правило образования несогласованных определений;
- грамматические категории прилагательных;
- группы прилагательных и типы склонения прилагательных I-II
группы;
- алгоритм согласования существительных 1-5 склонений с
прилагательными I, II группы;
- правило образования степеней сравнения прилагательных (только
для специальности «Фармация»).
Уметь: - определять тип склонения, род и основу существительных по
словарной форме;
- склонять существительные 1-5 склонений;
- употреблять латинские предлоги в предложениях и
профессиональных выражениях;
- образовывать несогласованные определения, переводить их на
русский язык;
- объяснять словарную форму прилагательных I, II группы;
- склонять прилагательные;
- согласовывать существительные 1-5 склонений с
прилагательными I-II группы;
- образовывать и употреблять в рецептурной строке и в
профессиональных фразах степени сравнения прилагательных
(только для специальности «Фармация»)
Информацию по темам Вы можете найти в учебниках:
1. Ю. И. Городкова. Латинский язык для учащихся медицинских и фармацевтических училищ. Ростов н/Д, Феникс, 2000
2. Э.М. Кахацкая. Основы латинского языка и медицинской терминологии. М., АНМИ, 2001