Цели и задачи специализированных формирований
Специализированные формирования действуют с целью организации и проведения оперативных санитарно-эпидемиологических мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) мирного и военного времени.
Специализированные формирования проводят:
- санитарно-эпидемиологическую разведку в зоне возможного очага заражения (загрязнения) патогенными биологическими агентами (ПБА), опасными химическими (ОХВ) и радиоактивными веществами (РВ);
- отбирают пробы объектов окружающей среды (воздух, вода, почва и т.д., пищевых продуктов и продовольственного сырья и проводят их исследования на наличие ПБА, ОХВ и РВ;
- проводят санитарно-эпидемиологическую экспертизу продовольственного сырья, пищевых продуктов, питьевой воды и других объектов окружающей среды с выдачей предварительного
заключения о их пригодности, устанавливают зоны возможного заражения (загрязнения) территорий и контингенты лиц, подвергнувшихся неблагоприятному воздействию, обобщенные результаты исследований и экспертиз направляются главному врачу ФГУЗ и руководителю территориального
управления Роспотребнадзора по субъекту Российской федерации для принятия окончательного решения.
Специализированные формирования и включенные в них подразделения функционируют: в режиме повседневной деятельности, режиме повышенной готовности и чрезвычайном режиме.
Задачи санитарно-противоэпидемического отряда и его подразделений (группы разведки, бригады)
В режиме повседневной деятельности:
- участие личного состава санэпидотряда в организации и проведении основных мероприятий по предупреждению ЧС;
- поддержание постоянной готовности управления отряда, других сил и средств, обеспечение готовности к забору проб, проведению индикации возбудителей инфекционных заболеваний;
- накопление, хранение и обновление оснащения формирования;
- создание запасов медицинских иммунобиологических препаратов для диагностики особо опасных инфекционных заболеваний;
- подготовка специалистов формирования по вопросам профилактики особо опасных инфекций, предупреждения и ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий чрезвычайных ситуаций;
- обучение личного состава формирования современным методам обнаружения и индикации возбудителей, лабораторного контроля продуктов питания, пищевого сырья и питьевой воды и других объектов окружающей среды на зараженность ПБА, ОХВ и РВ;
- проведение тренировочных занятий личного состава формирования по организации санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении ЧС, проверка готовности формирования к практическому его развертыванию в установленные сроки с привлечением всех сил и
средств и постановкой задач по ликвидации последствий ЧС, проверкой эффективности схемы оповещения и сбора личного состава, с уточнением потребности в личном составе, транспорте, имуществе, определением реальных сроков приведения в готовность, уточнением последовательности и порядка развертывания, возможностей формирования к проведению биологической и санитарно-эпидемиологической разведки, лабораторному контролю за зараженностью ПБА, ОХВ и РВ продуктов питания, пищевого сырья и питьевой воды, определением объема санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении ЧС.
В режиме повышенной готовности:
- участие в организации и проведении основных мероприятий, выполняемых при угрозе ЧС;
- повышение готовности сил и средств формирования, предназначенных для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций, уточнение их планов и действий в зависимости от прогноза развития ситуации;
- приведение сил и средств формирования в состояние повышенной готовности (выдвижение групп разведки и СПЭО в район предполагаемых действий).
В режиме чрезвычайной ситуации:
- развертывание и осуществление мероприятий санитарно-эпидемиологического характера, проводимых при возникновении ЧС, выдвижение оперативных групп (групп разведки) и формирования в район ЧС;
- организация и проведение противоэпидемических мероприятий;
- отбор, доставка проб и проведение лабораторных исследований; оценка санитарно-эпидемиологической обстановки и прогноз ее развития;
- определение объема и реализация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при ликвидации ЧС; обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и личного состава аварийно-спасательных формирований, участвующих в ликвидации ЧС;
- экспертиза продовольствия, питьевой воды, источников водоснабжения, воздушной среды и почвы на загрязнение РВ и ОХВ, заражение ПБА и выдача предварительных заключений о возможности их использования для нужд населения;
- санитарно-эпидемиологическое сопровождение неотложных мероприятий по жизнеобеспечению населения и личного состава других формирований, участвующих в ликвидации ЧС;
- систематическая информация руководства зоны ЧС об изменении санитарно-эпидемиологической ситуации и мерах по стабилизации обстановки;
- протоколы исследований и экспертиз направляются главному врачу ФГУЗ и руководителю территориального управления для принятия окончательного решения.
На основании анализа представленных данных и принятия оперативных решений руководитель территориального органа:
- информирует населения о степени риска для здоровья и жизнедеятельности в результате ЧС;
- проводит оперативную работу со средствами массовой информации