Кабинет здорового ребенка
Кабинет здорового ребенка обеспечивает консультативно-методическую помощь врачам-педиатрам, медсестрам, молодым матерям и беременным женщинам путем пропаганды медицинских и гигиенических знаний, проведения занятий, проведения занятий школы молодых матерей, проводит работу по профилактике рахита, подготовке детей к поступлению в дошкольные учреждения, обучает участковых медсестер профилактической работе с детьми раннего возраста. Основную работу в кабинете выполняет специально подготовленная медсестра. Она работает в тесном контакте с участковыми педиатрами.
Оборудование кабинета здорового ребенка: кровать для ребенка раннего возраста с небольшим набором спальных принадлежностей, стол пеленальный, весы медицинские, ростомер, шкаф для предметов ухода за ребенком и за грудью матери, шкафчик для детского белья (распашонки, кофточки, пеленки, байковые и летние, подгузники, косынки, чепчик, ползунки), для игрушек и для образцов питания детей раннего возраста, ванночка, большая кукла с набором одежды для обучения пеленанию, купанию, рекомендации по профилактике гипогалактии, вскармливанию детей раннего возраста, таблицы возрастных режимов детей первых трех лет жизни, показателей нервно-психического развития детей раннего возраста и физического развития детей; стенды комплексов массажа и гимнастики по возрастным периодам, методов закаливания детей и подготовки их к поступлению в ДДУ, стол с санитарно-просветительной литературой.
Система профилактической помощи детям в амбулаторно-поликлинических
учреждениях состоит из следующих основных разделов:
- активное динамическое обследование и наблюдение за развитием ребенка;
- комплексные медицинские осмотры детей врачами-специалистами;
- противоэпидемические мероприятия и профилактические прививки;
- санитарно-просветительная работа с семьей ребенка.
Организация профилактических мероприятий, направленных на охрану здоровья ребенка, фактически начинается до его рождения.
За здоровьем беременной должны наблюдать совместно женская консультация и детская поликлиника. В планах профилактической работы детской поликлиники предусмотрены сестринские и врачебные дородовые патронажи, проведение занятий в школах молодых матерей совместно с акушерами-гинекологами женской консультации.
В программе занятий школы молодых родителей должны рассматриваться вопросы физиологии женщин, течения беременности и родов, режима дня и питания, гигиены беременной, вредного влияния на организм ребенка употребления спиртных напитков, курения матери, необходимости вести здоровый образ жизни. Следует также учить родителей правильно кормить малыша, купать, пеленать, знакомить их с особенностями поведения ребенка в первые дни и недели после рождения, обращать внимание на предметы гигиенического ухода, которые должны быть всегда наготове и содержаться в идеальной чистоте. Целесообразно привлекать к таким занятиям и будущих отцов, что важно для создания правильного психологического климата в молодой семье. Знание отцов анатомо-физиологических и нервно-психических особенностей женщин во время беременности, кормления ребенка грудью поможет понять трудности ухода за ребенком, ведения домашнего хозяйства, и он активно будет помогать жене.
Дородовые патронажи преследуют цель:
- выяснить состояние здоровья беременной, социальное положение семьи, ее психологический климат, условия жизни будущего ребенка, поддержать в будущей матери уверенность в рождении здорового малыша;
- установить контакт детской поликлиники с будущей матерью;
- дать необходимые рекомендации по режиму труда, быта, отдыха, питания, по подготовке уголка для новорожденного, обучить правилам ухода за ребенком и вскармливания;
- предостеречь женщину от курения, употребления медикаментов без назначения врача и спиртных напитков;
- проконтролировать регулярность посещения беременной женской консультации и школы молодых матерей, а также выполнение предписанных рекомендаций.
Первый дородовый патронаж проводится участковой медицинской сестрой в течение 10 дней после получения сведений о беременной из женской консультации при постановке на учет, второй патронаж осуществляется в период декретного отпуска женщины (30-32 недели беременности), если женщина относится к «группе риска», проводится третий врачебный патронаж.
При наличии социально-бытовых трудностей рекомендуется направить беременную на консультацию к юрисконсульту, установить контакт с администрацией и общественными организациями по месту работы беременной.
Схема динамического наблюдения за здоровыми детьми
Различного возраста
Новорожденный ребенок осматривается педиатром на дому в первые 2-3 дня после выписки из роддома, на 14-й, 21-й день жизни, в 1 месяц в поликлинике.
При первичном патронаже новорожденного собирают генеалогический, акушерско-гинекологический и социальный анамнез. Особое внимание обращают на возраст матери и отца, наследственную отягощенность, жалобы, состояние здоровья матери и ребенка, особенности течения беременности и родов, на какие сутки ребенок приложен к груди, как сосал, на какие сутки отпал пуповинный остаток, когда ребенок выписан из роддома, какова физиологическая потеря массы тела и др.
Желательно, чтобы первичный патронаж проводил педиатр совместно с медицинской сестрой, которая обрабатывает пупочную ранку новорожденному (если это необходимо), выполняет назначения врача, получает указания по дальнейшему наблюдению за ребенком.
Матерям в зависимости от состояния здоровья ребенка и его индивидуальных особенностей дают советы по созданию соответствующих гигиенических условий, правильной организации вскармливания, режима дня, прогулок. Медицинская сестра обучает мать правилам ухода за ребенком, купанию, туалету, обращает внимание на одежду малыша.
При объективном исследовании необходимо учитывать общее состояние здоровья ребенка, характерные для периода новорожденности особенности, состояние кожи, пупочного кольца и ранки, слизистых оболочек, костно-мышечной и нервной системы, половых и других органов и систем. Сопоставляют антропометрические данные новорожденного (длина, масса тела, окружность головы и грудной клетки) с показателями физического развития раннего возрастного контингента детей.
Большую помощь педиатру при первом знакомстве с ребенком оказывает подробная и квалифицированная выписка из родильного дома (обменная карта – уч. ф. №113/у), отражающая характер и особенности течения анте-, интра- и постнатального периодов и содержащая рекомендации педиатра-неонатолога роддома участковому врачу детской поликлиники.
Участковый педиатр на основании анализа полученных данных определяет уровень физического и нервно-психического развития ребенка, комплексно оценивает состояние здоровья с определением группы риска и здоровья новорожденных.
Все указанные выше данные фиксируют в "Истории развития ребенка".
От тщательного и квалифицированного наблюдения за ребенком в возрасте до 1 месяца во многом зависят профилактика септических заболеваний, успешное лечение нарушений центральной нервной системы, своевременное выявление врожденных заболеваний, и, следовательно, состояние здоровья ребенка в будущем.
При малейшем подозрении на отклонения в состоянии здоровья новорожденного участковый педиатр должен в максимально короткий срок установить диагноз, назначить соответствующее лечение, привлекая при необходимости заведующего педиатрическим отделением, врачей-специалистов, лабораторно-диагностическую службу.
Важно установить контакт с семьей ребенка, успокоить мать, постараться устранить возможные причины волнений, поскольку первые недели ухода за новорожденным особенно трудны для матери. В педиатре и участковой медицинской сестре она должна видеть своих помощников, всегда готовых дать квалифицированный совет.