Стационарные учреждения социального обслуживания (СУСО)

Сеть стационаров социального обслуживания, в которых проживают пожилые люди, на 01.01.04 г, была представлена 1222 учреждениями. Количественное соотношение типов стационарных учреждений, предоставляющих социальные услуги пожилым людям, выглядит следующим образом:

- 56% – дома-интернаты (ДИ) для престарелых и инвалидов (общего типа), включая 40 специальных учреждений (для престарелых и инвалидов, вернувшихся из мест отбывания наказания);

- 36,2% – психоневрологические интернаты (ПНИ);

- 5,8% – дома-интернаты милосердия (ДИМ) для престарелых и инвалидов;

- 2% – геронтологические (геронтопсихиатрические) центры (ГЦ).

В стационарных учреждениях социального обслуживания на начало 2004 года, по оперативным данным, проживало примерно 150-160 тыс. пожилых людей, что составляет чуть более 0,5% от общей численности граждан старшего поколения (в странах Западной Европы – от 2 до 4%).

Существующие в разных системах дома милосердия и дома сестринского ухода по содержанию своей работы почти ничем не отличаются друг от друга.

В целом в социальных учреждениях, где проживают пожилые люди, преобладают женщины, но весьма незначительно – 50,8%, что явно не соответствует структуре пожилой части нашего общества (в общем контингенте пожилых людей в возрасте 60 лет и старше соотношение женщин и мужчин составляет 2:1, а в возрасте 80 лет и старше – 4:1). В психоневрологических же интернатах все наоборот; женская доля значительно меньше мужской – 40,7%. Таким образом, привычное мнение о том, что обитателями домов-интернатов являются в основном пожилые женщины, не совпадает с официальными статистическими данными. Это обусловлено, скорее всего, тем, что женщины относительно легче справляются с социально-бытовыми проблемами на фоне серьезного ухудшения здоровья в пожилом возрасте и дольше сохраняют способность к самообслуживанию.

Состояние здоровья любого человека можно оценивать по разным параметрам, но для лиц, проживающих в СУСО, одним из показателей, определяющих специфику их жизнедеятельности и особенности социального обслуживания, является «прикованность к постели». На постоянном постельном режиме в стационарных учреждениях социального обслуживания находится треть проживающих (33,9%). Учитывая, что продолжительность жизни пожилых людей в таких учреждениях превосходит среднюю для данной возрастной категории, многие пожилые люди остаются в таком состоянии в течение нескольких лет. Это, конечно, ухудшает качество их жизни и ставит сложные задачи перед обслуживающим персоналом.

Другой тенденцией является развитие в течение последнего десятилетия специализированных учреждений – стационарных геронтологических (геронтопсихиатрических) центров и домов-интернатов милосердия для престарелых и инвалидов. Геронтологические центры в большей степени выполняют функции ухода, предоставления медицинских и паллиативных услуг, что скорее должно быть свойственно домам милосердия, специально предназначенным для обслуживания находящихся на постоянном постельном режиме и нуждающихся в уходе (в ГЦ – 46,6% такого контингента, а в ДИМ – всего лишь 35%). Формально поменялся их статус с медико-социального на социально-медицинский, но медицинская помощь как была, так и осталась преобладающей над другими видами услуг.

Должности других специалистов социального профиля (специалисты по социальной работе, психологи и логопеды) вообще не предусмотрены в основных штатных расписаниях и имеются в очень ограниченном количестве.

Не предусмотрены штатными расписаниями и введены сверх них, но тоже в весьма небольшом числе, должности специалистов, оказывающих оздоровительные (реабилитационные) услуги (врачи ЛФК, инструкторы ЛФК и медицинские сестры по массажу).

Геронтологические(геронтопсихиатрические) центры(ГЦ) представляют собой особый тип социальных учреждений для пожилых людей. ГЦ может осуществлять социальное обслуживание граждан старших возрастных групп, профилированное в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья, социальным положением и в зависимости от степени их нуждаемости в постороннем уходе в стационарных, полустационарных и надомных условиях. Существующие геронтологические центры решают вопросы в основном повседневные, текущие, не выходящие, как правило, за пределы компетенции конкретного учреждения и не направленные на решение каких-то общих региональных проблем.

А при правильном идеологическом подходе геронтологические центры как раз и должны решать региональные проблемы, связанные со старением населения и не только текущие, но и перспективные (с учетом демографического прогноза). Центры должны заниматься научными разработками в области социальной геронтологии и осуществлять научно-методическую деятельность. Одна из обязательных функций – организационно-методическая работа со всеми социальными учреждениями геронтологического профиля в регионе. Кроме того, на центр должны быть возложены функции координирующего органа, обеспечивающего взаимодействие всех государственных и негосударственных структур, занимающихся в той или иной степени проблемами пожилых людей. Геронтологический центр должен быть проводником региональной социальной политики в отношении пожилых людей.

Параллельно с учреждениями здравоохранения и социальной защиты населения социально-медицинские услуги пожилым людям оказываются и немногочисленными неправительственными структурами (Служба милосердия Российского Красного Креста, региональный фонд «Доброе Дело», центр «Десница Мира» и др.), но, к сожалению, в очень ограниченном объеме, так как в большинстве регионов они не получают ощутимой поддержки со стороны органов исполнительной власти.

Произошло объединение Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, которое и должно выступать и в качестве идеологического центра, и в качестве координатора деятельности всех заинтересованных структур. Объединение ведомств должно подтолкнуть организаторов социальной защиты населения и здравоохранения к устранению дублирования функций отделениями социально-медицинского обслуживания и отделениями медико-социальной помощи.

Все предлагаемые изменения возможны лишь при серьезном пересмотре правовой базы по обеспечению охраны здоровья пожилых людей, которая не ограничивалась бы только организацией им медицинской помощи и социально-медицинских услуг. Она должна отражать с научных позиций и вопросы организации питания пожилых людей, их оздоровления и лекарственного обеспечения, без чего невозможно поддерживать здоровье хотя бы на удовлетворительном уровне и, в общем-то, говорить о повышении качества жизни представителей старшего поколения.

Контрольные вопросы:

1. Какие правовые документы Российского законодательства в отношении медицинского обслуживания пожилых больных Вам известны?

2. Какие заболевания и социально-бытовые услуги у пожилых людей подлежат надомному социальному обслуживанию?

3. Каковы положительные моменты надомного социально-медицинского обслуживания для пожилых людей?

4. Укажите причины сокращения отделений надомного обслуживания.

5. Какие задачи у службы «Хоспис на дому»?

6. Какие преимущества у службы «Хоспис на дому»?

7. Какие Вы знаете полустационарные учреждения социально-медицинского обслуживания и их функции?

8. Какие Вы знаете стационарные учреждения социально-медицинского обслуживания и их функции?

9. Каковы задачи и функции у геронтологического центра?

ТЕМА 3. Особенности реакций на болезнь, стресс у лиц пожилого и старческого возраста. Основные потребности и проблемы лиц пожилого и старческого возраста. Особенности общения, сбора информации и выполнения этапов сестринского процесса.

Наши рекомендации