Основания и условия возникновения права на реабилитацию
В соответствии с ч. 2 ст. 133 УПК РФ правом на возмещения вреда, связанного с незаконным или необоснованным уголовным преследованием наделяется лицо, подлежащее реабилитации, то есть:
1) лицо, в отношении которого вынесен оправдательный приговор;
2) лицо, уголовное преследование, в отношении которого прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения;
3) лицо, уголовное преследование, в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям на стадии предварительного расследования;
4) лицо в отношении которого надзорной инстанцией было вынесено решение о полной или частичной отмене вступившего в законную силу обвинительного приговора суда и прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении него ввиду непричастности подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления (п.1 ч.1 ст.27 УПК РФ) или по основаниям, предусмотренным п.п.1–6 ч.1 ст.24 (п.2 ч.1 ст.27 УПК РФ);
5) лицо, в отношении которого вынесено решение суда об отмене примененых к нему незаконных или необоснованных принудительных мер медицинского характера.
Право на возмещение вреда, связанного с незаконным или необоснованным уголовным преследованием, является неотъемлемой частью правового статуса реабилитируемого лица.
Одновременно с вынесением акта о реабилитации лицу, подлежащему реабилитации, направляется извещение с разъяснением порядка возмещения вреда, причиненного в связи с уголовным преследованием (ч.1 ст.134 УПК РФ).
По вопросу о возмещении практически всех видов вреда, за исключением морального вреда в денежной форме, реабилитируемый должен обратиться в соответствующие органы предварительного расследования, прокуратуру либо суд, признавшие за лицом право на реабилитацию. В случае неудовлетворительного ответа или отсутствия ответа обратившееся лицо имеет право предъявить иск в порядке гражданского судопроизводства по месту причинения вреда, или вышестоящий суд, если ответчиком является суд, вынесший первоначальное решение.
Право на реабилитацию принадлежит только лицам, указанным ч.2 ст.133 УПК РФ.
Переход к другим лицам права на возмещение вреда, причиненного личности в результате незаконного или необоснованного привлечения к уголовной ответственности, применения принудительных мер медицинского характера, либо применения мер процессуального принуждения в ходе производства по уголовному делу, допускается лишь в случае смерти лица, которому был причинен вред названными действиями (ч. 2 ст.134 УПК РФ).
Правом на возмещение вреда также наделяются лица, незаконно подвергнутые мерам процессуального принуждения (ч.3 ст.133 УПК РФ). При этом нужно учитывать, что меры принуждения могли быть применены в отношении лица, которое признанно невиновным в совершении преступного деяния. Однако оправдание лица, либо прекращения уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, не свидетельствует о том, что меры принуждения применялись к нему незаконно. Применение мер принуждения должно признаваться незаконным, если на момент их применения не было для этого достаточных оснований, предусмотренных законом.
Правом на реабилитацию, в том числе и на возмещение вреда, наделены лица, которые претерпели как необоснованное, так и незаконное привлечение к уголовной ответственности. При незаконном привлечении лица к уголовной ответственности, применяемые в отношении него меры принуждения должны признаваться также незаконными, а причиненный в связи с этим вред возмещается в процессе реабилитации.
Часть 3 ст.133 УПК РФ предусматривает, что право на возмещение вреда, имеет любое лицо, незаконно подвергнутое мерам процессуального принуждения в ходе производства по уголовному делу. Редакция этой нормы позволяет сделать вывод, что таким правом также обладают потерпевший, свидетель, понятой, эксперт, специалист, гражданский истец и гражданский ответчик, поскольку к ним могут быть применены привод (ч.2 ст.111, ст.113 УПК РФ), обязательство о явке (ст.112 УПК РФ), денежное взыскание (ст.117 УПК РФ). Применение мер принуждения в ходе производства по уголовному делу в отношении лиц, указанных в части второй статьи 111 УПК РФ, также может являться незаконным или необоснованным, но право на возмещение вреда может быть реализовано только в порядке гражданского судопроизводства, в соответствии со ст.1069 и ч.2 ст.1070 ГК РФ.