Определение, предмет, цель, задачи товароведения

ПРЕДИСЛОВИЕ

С целью формирования знаний у провизоров и менеджеров сестринского дела по теоретическим основам медицинского и фармацевтического товароведения рассмотрены такие вопросы как: русификация, характеристика и кодирование потребительных свойств товаров; факторы, формирующие данные свойства товаров; маркировка; безопасность медицинских и фармацевтических товаров; основные положения государственной системы стандартизации.

В данном учебном пособии рассмотрены методологические подходы к товароведческому анализу медицинских и фармацевтических товаров в системе профессиональной деятельности провизоров и менеджеров сестринского дела, что особенно важно в связи с увеличением ассортимента лекарственных средств и медицинских изделий.

Важным аспектом дисциплины является выработка у провизоров и менеджеров сестринского дела понимания о способах сохранения потребительных свойств товаров при их транспортировании, хранении и потреблении или эксплуатации. В связи с этим рассмотрены вопросы функционального значения тары и упаковки. Большое место уделено основным критериям оценки уровня качества тары и упаковки и выбору упаковочных материалов и упаковки с учетом их потребительных свойств,

Для успешного выполнения товароведческих функций провизорам и менеджерам сестринского дела предложены к изучению вопросы организации правильного хранения медицинских и фармацевтических товаров в зависимости от факторов, влияющих на товары и от механизмов данного влияния.

Авторы выражают глубокую благодарность сотрудникам кафедр фармацевтического товароведения Пятигорской государственной фармацевтической академии, Курского государственного медицинского университета, Тюменской государственной медицинской академии, Башкирской государственного медицинского университета за предоставленный материал, вошедший в данное учебное пособие.

Лекция на тему: «ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ»

Определение, предмет, цель, задачи товароведения

Товароведение— это научная дисциплина, изучающая по­требительные стоимости товара, которые образуют присущие только этому товару свойства или качества.

Общностью и совокупностью свойств товара, устанавливаемых при товароведческой оценке, определяется степень пригодности товара для использования его по назначению и характеризуется его качество.

В настоящее время М.А. Николаевой (1999 г.) предложено бо­лее широкое определение:

Товароведение— это наука об основополагающих характе­ристиках товаров, определяющих их потребительные стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик.

Под потребительной стоимостью(свойством) понимается спо­собность товара удовлетворять конкретные потребности человека, а совокупность таких свойств означает потребительскую ценность.

Потребительная стоимость иначе определяется как полезность товара, его ценность для человека.

Термин «товароведение» состоит из двух слов: «товар» и «веде­ние» (санскр. Veda. — знание) и означает знания о товарах.

Предметом товароведенияявляются потребительные стоимости товаров, удовлетворяющие какие-либо потребности человека.

Цель товароведения— изучение основополагающих характери­стик товара, составляющих его потребительную стоимость, а также возможных их изменений на всех этапах товародвижения.

Основные задачи товароведения:

— определение основополагающих характеристик товаров, со­ставляющих потребительную стоимость;

— систематизация товаров с применением методов классифи­кации и кодирования;

— управление ассортиментом организации;

— товароведческая характеристика конкретных товаров;

— товароведческий анализ и экспертиза товаров;

— информационное обеспечение товародвижения от произво­дителя до потребителя.

Исторический экскурс

Начало обмена одних товаров на другие привело к необходи­мости познания и оценки свойств товаров. Первые описания то­вароведческого характера о способах хранения и переработке сель­скохозяйственных продуктов известны из работ древнеримских ученых: Катона Старшего (234—149 гг. до н.э.), Плиния Старшего (23 или 24-79 гг.).

Впервые в мировой истории товароведение растительных и животных фармацевтических средств стало преподаваться в 1549 г. в Падуанском университете (Италия), где была открыта первая ка­федра товароведения. В дальнейшем преподавание товароведения было организовано в Геттингенском университете (1774 г.), Вен­ском политехническом институте (1866 г.). В России преподавание товароведения началось в Московском коммерческом училище (1772 г.), но только с 1842 г. в коммерческих учебных заведениях стали изучать товароведение как самостоятельную дисциплину.

В истории товароведения выделяют следующие этапы:

I этап (XVI — начало XVIII в.) — товарно-описательный(ква­лифицированное описание товаров с целью ознакомления е их назначением, основными свойствами);

II этап (начало XVIII — середина XX в.) — товарно-технологичее-кий (изучаются сырье, материалы, полуфабрикаты, готовые изделия);

III этап (с середины XX в.) — товарно-формирующий(изуча­ются свойства товаров с целью формирования товаров с заданной общественной потребительной стоимостью).

В настоящее время товароведение как научная дисциплина получила широкое распространение в мировой практике. Товаро­ведческие знания необходимы многим специалистам товаропро­водящей сети (товароведам, экспертам, экономистам, бухгалтерам, менеджерам, маркетологам), а также потребителям в объеме, тре­буемом для профессиональной деятельности и для правильного использования товаров.

Наши рекомендации