Кариесрезистентность эмали
Устойчивость эмали к кислотам, как известно, определяется структурой и химическим составом поверхностных слоев эмали. Как показали экспериментальные и клинические данные Л.И. Косаревой (1982), кариесрезистентность зубов детей и молодых людей определяется не только и не столько кислотоустойчивостью, определяемой структурой и химическим составом эмали, сколько ее функциональными свойствами, зависящими от функционального состояния регуляторного центра зуба — пульпы, ее способности мобилизовать ток зубной лимфы. Это так называемая функциональная кислотоустойчивость эмали (В.Р. Окушко, 1980).
Для проведения методики определения ТЭР необходимы: раствор соляной кислоты в концентрации 0,2 м, 1-процентный водный раствор метиленового синего, секундомер, стеклянные палочки или пипетки, набор эталонов синего цвета разной интенсивности окрашивания.
Проведение пробы. Определение ТЭР осуществляется в условиях естественного дневного освещения. Тест резистентности эмали проводят на центральных верхних резцах. Вестибулярную поверхность зуба тщательно очищают от налета, высушивают и изолируют от слюны. С помощью стеклянной палочки или пипетки по центральной оси зуба на середине расстояния между режущим краем и краем десны наносят на эмаль каплю 1 н нормального раствора соляной кислоты диаметром 1—2 мм. Через минуту каплю снимают, зуб промывают и высушивают ватным тампоном. На месте протравки образуется точка, отличающаяся от остальной поверхности зуба матовым оттенком. Вестибулярную поверхность зуба окрашивают 1-процентным водным раствором метиленового синего. Затем краску смывают в течение 2 сек. струей воды комнатной температуры, направленной из пустера или шприца несколько выше места протравки. Краситель полностью смывается с неповрежденной поверхности эмали, оставляя окрашенным участок протравки. Интенсивность окраски соответствует глубине травления (шероховатости эмали). Для оценки интенсивности окрашивания используется стандартная типографская десятипольная шкала синего цвета.
Оценка результатов пробы. Если интенсивность окрашивания места протравки равна из набора эталонов разной интенсивности окрашивания эталону № 3 или меньше, то диагностируют высокую структурно-функциональную резистентность эмали. Если интенсивность окрашивания соответствует эталонам № 4 или № 5, диагностируют среднюю структурно-функциональную резистентность эмали. Если интенсивность окрашивания соответствует эталонам № 6 или № 7, диагностируют пониженную структурно-функциональную резистентность эмали. Если интенсивность окрашивания больше эталона № 7, диагностируют крайне низкую резистентность эмали.
Этот показатель характеризуется высокой прогностической надежностью и рекомендуется авторами к разделению пациентов на различные диспансерные группы, предусматривающие сроки осмотра.
Известно, что при кариесе зубов изменяется не только растворимость эмали зубов, но и снижается реминерализующая способность слюны. Т.Л. Рединова, В.К. Леонтьев и Г.Д. Овруцкий (1982) разработали способ оценки устойчивости зубов к кариесу, основанный на оценке растворимости эмали зубов и реминерализующих свойств слюны. Предлагаемый способ, названный авторами КОСРЭ-тестом (клиническое определение скорости реминерализации эмали), предназначен для использования при проведении массовых мероприятий по профилактике и лечению кариеса зубов.
Оценку устойчивости зубов к кариесу проводят следующим образом. Предварительно заготавливают кислотный буфер с pH 0,49 и 2,0% раствор метиленового синего.
Поверхность эмали исследуемого зуба тщательно очищают от налета, используя при этом перекись водорода, а затем просушивают струей воздуха. После этого на поверхность эмали зуба стеклянной палочкой наносят каплю солянокислого буфера с pH 0,49. По истечении 60 с деминерализующий раствор удаляют ватным тампоном. Последующее промывание водой не требуется. На протравленный участок эмали зуба на 60 с наносят ватный шарик, пропитанный 2,0% раствором метиленового синего. Затем ватный шарик убирают и приступают к тщательному удалению излишков краски (используют только сухие ватные тампоны). При необходимости, если зубной налет был плохо снят, поверхность зуба очищают повторно. Проведение этих манипуляций важно, так как излишки краски и окрашенный зубной налет могут привести к неправильной интерпретации полученных данных.
Податливость эмали к действию кислоты (процесс деминерализации) оценивают по интенсивности окрашивания протравленного участка эмали зуба, о степени которого судят по десятипольной шкале синего цвета. Спустя сутки проводят повторноепрокрашивание протравленного участка эмали зуба, не воздействуя предварительно деминерализующим раствором. Если протравленный участок эмали зуба окрашивается, то эту процедуру повторяют через сутки. Утрата способности протравленного участка эмали зуба прокрашиваться расценивают как полное его восстановление. Протравленный участок эмали зуба у разных людей восстанавливается в различные сроки. По тому, на какой день протравленный участок эмали зуба утрачивает способность прокрашиваться, и судят о реминерализующих свойствах слюны.
При использовании данного способа определения устойчивости зубов к кариесу степень податливости эмали зубов к действию кислоты (деминерализацию, или растворимость, эмали) выражают в процентах, а реминерализующую способность слюны — в сутках. Для устойчивых к кариесу людей характерны низкая податливость эмали зубов к действию кислоты (ниже 40%) и высокая реминерализующая способность слюны (от 24 ч до 3 сут), а для подверженных кариесу — высокая податливость эмали зубов к действию кислоты (выше или равная 40%) и низкая реминерализующая способность слюны (более 3 сут).
Определить устойчивость зубов к кариесу можно в любом возрасте, начиная с 6–7 лет. Данный способ оценки устойчивости зубов к кариесу предназначен для решения вопроса об объеме и содержании противокариозных мероприятий. В условиях организованных контингентов результаты этого теста служат основанием для решения вопроса о кратности посещения пациентом врача-стоматолога.
4. Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:
Таблицы, фильмы, муляжи.
5. Практическая работа:
Название практической работы:
- профилактический осмотр, опрос и сбор анамнеза;
- заполнение карты пациента
Цель работы:научиться проводить профилактический осмотр.
Методика выполнения работы:
Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска, лоток с набором стандартных инструментов.
Порядок выполнения работы:
1.опрос
2.Профилактический осмотр
3.Заполнение карты обследования
Результаты работы и критерии оценки:грамотно заполненная карта обследования.
7. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:
· Деонтологические принципы в стоматологии.
· Стоматологическую документацию.
· Основные методы обследования.
· Основные жалобы пациентов на терапевтическом стоматологическом приеме.
· Алгоритм осмотра пациента врачом стоматологом.
· Индексы, оценивающие гигиеническое состояние полости рта, кариесрезистентность эмали, состояние пародонта.
- Аппаратурные методы обследования.
- Рентгенологические методы исследования
- Лабораторные методы исследования
- Функциональные методы исследования
7. Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:
· Лабораторные методы исследования
· Биопсия
· Гистологический метод исследования
· Цитологический метод
· Дополнительные методы исследования
· Индексы гигиены
· Пародонтальные индексы
· Определение резистентности эмали
8.Хронокарта учебного занятия:
- Организационная часть (приветствие, заполнение журнала посещений занятий, оценка внешнего вида студента, состояния медицинской одежды, наличия медицинских перчаток, защитных масок, очков, сменной обуви) – 5 минут
- Определение преподавателем темы занятия, цели занятия и задач, направленных на её выполнение – 15 минут.
- Опрос студентов – 35 минут.
- Приём пациентов - самостоятельная работа студентов (контроль и помощь преподавателя), продолжительность этого этапа – 45 минут.
- Контроль выполнения практической части, заполнение истории болезни – 15 минут
- Подведение итогов занятия, задание на дом – 10 минут.
9. Самостоятельная работа студентов:
Заполнение рабочей тетради для внеаудиторной самостоятельной работы.
3. Перечень учебной литературы к занятию:
· Максимовский Ю.М. с соавт. Терапевтическая стоматология. М., 2002,с. 20-27
· Боровский Е.В. с соавт. Терапевтическая стоматология. М., 1997, с. 11-16.
· Николаев А.И., Цепов Л.М. Практическая терапевтическая стоматология. М.,2007, с. 52-90.
· Пожарицкая Л.Р. Фантомный курс по терапевтической стоматологии. М., 2005, с. 11-26.
· Муравьянникова Ж.Г. Профилактика стоматологических заболеваний. Ростов н/Д, 2004, с.57-75.
· Трезубов В.Н. с соавт. Стоматологический кабинет: оборудование, материалы, инструменты. Санкт-Петербург,2002, с.5-27.
· Арутюнов С.Д., Царев В.Н. Основы применения современных методов стерилизации и дезинфекции в стоматологической практике. М.,2003, 74с
· Агапов В.С., Тарасенко С.В. Внутрибольничные инфекции в хирургической стоматологии. М., Медицина – 2002.-255с.
· Олейник И.И. Микробиология и иммунология полости рта. В кн. «Биология полости рта» // Под ред. Е.В.Боровского. – М., Медицина.- 1991-СМ.226-260.
· Новая система дезинфекции// Медицинский бизнес,1998.-№4 (спец.выпуск №2-стоматолог-практик) С.6.
Модульное занятие №2
Вопросы к модулю №2
1. Основные методы исследования
2. Сбор анамнеза
3. Осмотр полости рта
4. Зондирование
5. Перкуссия
6. Пальпация
7. методы обследования
8. первичные, вторичные элементы поражения
9. лабораторные методы обследования пациента.
10. рентгенологическое обследование.
11. люминисцентная диагностика
12. трансиллюминационная диагностика
13. функциональная диагностика
14. цитологический метод исследования
15. микроскопическое исследование
16. аллергологические пробы
17. биопсия
18. гигиенические индексы
19. витальное окрашивание зубов
20. методика проведения ТЭР – теста и КОСРЕ.