Понятие о лечебно-охранительном и санитарно-гигиеническом режимах, особенность их соблюдения в детской больнице
В каждом детском лечебном учреждении существует определенный внутрибольничный режим.
Одним из важнейших условий лечебно-охранительного режима является щажение психики больного ребенка и матери, которая за ним ухаживает, создание благоприятных условий, обеспечивающих больным максимальный физический и психологический покой. Для этого необходимо установление наиболее рационального режима дня в соответствии с возрастом больных детей и профилем отделения, с устранением неблагоприятных внешних воздействий окружающей среды (громкий разговор, шум, хлопанье дверями др.).
Смена медперсонала, уборка помещений, измерение температуры, проводятся после пробуждения больных и не ранее 7.00 утра.
Важно устранять негативные эмоции, которые могут возникнуть у больных детей при виде предметов медицинского осмотра и ухода (окровавленное белье, шприцы и скальпели, тазики с грязной ватой и бинтами).
Большое значение имеет организация досуга больных: размещение стендов с книгами, журналами по уходу за детьми, рациональному вскармливанию, пропаганде здорового образа жизни, с которыми могут ознакомиться родители и дети старшего возраста. Для выздоравливающих детей, должна быть предусмотрена игровая комната. Прогулки на свежем воздухе, особенно летом, также является составной частью лечебного процесса.
Для обеспечения санитарно-гигиенического режима, не реже двух раз в день, во всех отделениях детской больницы проводят общую уборку помещений влажным способом с использованием дезинфицирующих средств. Во время уборки сначала протирают тумбочки, кровати, ручки дверей и подоконники, чистят раковины, затем моют пол. Уборочный инвентарь должен быть промаркирован и храниться в отдельной комнате.
Санитарно-гигиенические нормы педиатрического отделения предусматривают выделение каждому больному ребенку кровати, застеленной чистым бельем, прикроватной тумбочки для хранения личных вещей. Если необходимо ребенку выдают горшок, подкладное судно, предметы индивидуального пользования (поильник, чашка, одежда). В отделение больные берут с собой предметы личной гигиены.
Палата для грудных детей дополнительно оборудуется специальной детской кроваткой с откидными спинками, которые фиксируются на разной высоте, пеленальным столиком, шкафчиком для белья, ванночкой для купания ребенка, бачком для замачивания грязного белья.
Температура воздуха в палате и помещениях, где находятся больные дети старшего возраста должна быть 20-22°С; в палате для младенцев – 23-24°С, для новорожденных оптимальной (безопасной) считается температура 25-28°С. При снижении температуры в палате необходимо дополнительно их обогревать с сохранением необходимой влажности. Высокая температура воздуха нежелательна, поскольку возможен перегрев ребенка.
Освещение палаты может быть естественным или искусственным и составляет 75-100 люкс; уровень шума - не более 50 дБ.
Набор игрушек должен быть индивидуальный и соответствовать возрасту ребенка. Игрушки должны легко поддаваться санитарной обработке.
Не реже одного раза в 7-10 дней (при необходимости чаще) больному ребенку проводится гигиеническая ванна с полной сменой нательного и постельного белья. Ежедневно осуществляется туалет ребенка; перед приемом пищи обязательно мытье рук. Тяжелобольным детям умывание проводят в кровати.
Очень важно производить проветривание палат с помощью фрамуги не менее 4-х раз в день, независимо от времени года, а также их кварцевание, согласно графику, составленного непосредственно в отделении. Во время проведения этих мероприятий детей выводят в другие помещения (коридор, столовая, игровая комната).
Влажную уборку помещений детского отделения проводят ежедневно. Панели моют или протирают влажной тряпкой 1 раза в 3 дни. Верхняя часть стен, потолка, плафоны, очищают от пыли 1 раз в неделю; с такой же частотой протирают оконные рамы и двери. Очень важно ежедневное влажное протирание радиаторов и труб центрального отопления, поскольку при прогорании пыли может образовываться окись углерода, что является недопустимым. Мягкие вещи (ковры, шторы, покрывала, одеяла, подушки) выбивают и вытряхивают на открытом воздухе или чистят пылесосом.
Особое внимание в педиатрических отделениях уделяется сбору грязного белья, стерилизации сосок и бутылочек для детского питания. Кипячение сосок, мытье бутылочек – достаточно трудоемкий процесс и должен тщательно выполняться. Эту работу выполняет специально выделенная младшая медицинская сестра, которая одновременно может заниматься и раздачей пищи.
В инфекционном отделении все эти мероприятия должны проводиться строго в соответствии с требованиями к санитарно-гигиеническим нормам, которые исключают возможность инфицирования других детей.
В детских стационарах необходимо предупреждать распространение инфекционных заболеваний и возникновение реинфекции среди детей. Это достигается получением данных об эпидемическом окружении детей, поступающих в стационар, наличием боксов, поэтапным заполнением палат, соблюдением противоэпидемического режима в отделении и в педиатрическом стационаре в целом.
Противоэпидемический режим в стационаре предусматривает:
- строгое соблюдение правил приема на работу персонала;
- обеспечение своевременного прохождения обязательных профилактических медицинских осмотров;
- выполнение правил личной гигиены персоналом и пациентами;
- достаточное количество моющих и дезинфицирующих средств, спецодежды, уборочного инвентаря.
- строгое выполнение младшим медперсоналом требований к проведению уборки и хранению уборочного инвентаря.
При поступлении ребенка в стационар необходимо выяснить, имел ли ребенок контакт с инфекционными больными дома, в школе или детском садике за последние 3 недели (это максимальная длительность инкубационного периода большинства детских инфекционных заболеваний). Следует установить, были ли у ребенка расстройства кишечника в течение последних 3 суток. Перечисленная информация должна отображаться в направлении участкового педиатра. Даже при отсутствии этих данных врач приемного отделения обязательно осматривает детей на наличие инфекционного заболевания.
Если есть подозрение или диагностировано инфекционное заболевание, больного ребенка немедленно изолируют в бокс или направляют в инфекционную больницу, а помещение, где находился больной, предметы и мебель, обеззараживают (дезинфицируют). Основным назначением бокса является изоляция больных детей с подозрением на инфекционное заболевание. Выделяют открытые и закрытые боксы. В открытых боксах больные разделены перегородкой, которая установлена между кроватями. Примером закрытого бокса является Мельцеровский бокс. Конструкция последнего предусматривает устранение любого контакта больного ребенка с другими детьми в течение всего периода лечения. Он состоит из тамбура, палаты, санузла, отдельного входа для медперсонала (шлюза).
Больной ребенок поступает в бокс непосредственно с улицы, а при выписке или при переводе в другую больницу, выходит из него тем же путем. Медицинский персонал входит в шлюз из внутреннего коридора, плотно закрывая внешнюю дверь, моет руки, при необходимости одевает второй халат, шапочку, маску, после этого переходит в помещение, где находится больной. При выходе из палаты все действия выполняются в обратной последовательности. С целью предупреждения распространения инфекции необходимо следить за тем, чтобы в момент открытия двери между шлюзом и коридором отделения дверь в палату была плотно закрыта.
К работе в детском лечебно-профилактическом учреждении допускаются только здоровые люди, которые прошли полное медицинское обследование. При оформлении на работу медицинские работники проходят углубленный осмотр терапевта, дерматовенеролога, гинеколога, стоматолога, отоларинголога. Обязательным является проведение флюорографии органов грудной клетки, бактериологическое исследование слизи из зева и носа, посев кала на кишечную флору, серологической реакции на сифилис. Не допускаются к уходу за детьми лица с гнойничковыми и паразитарными заболеваниями кожи, инфекционными заболеваниями, туберкулезом. Обследования проводятся один раз в год. Это играет большую роль в своевременном выявлении больных среди медперсонала, и является одним из мероприятий профилактики заболеваний детей в детских стационарах.
Важное значение в соблюдении противоэпидемического режима в больнице имеет правильная организация питания детей, приготовления еды, ее транспортировки, и раздача, а также соблюдение условий хранения продуктов питания. Хранить в тумбочках продукты питания категорически запрещается. Для этого в буфетной или столовой должен быть холодильник.
Особое внимание следуют уделять профилактике нозокомиальных (внутрибольничных) инфекций.
Система мероприятий по уничтожению возбудителей болезней и создания условий, препятствующих распространению их в окружающей среде, называется дезинфекцией. Различают очаговую дезинфекцию, которая проводится в эпидемическом очаге и профилактическую.
Очаговая дезинфекцияпо времени проведения и цели, делится на текущую и заключительную.
Текущая дезинфекциязаключается в обезвреживании всех возбудителей болезни немедленно после их выделения из источника инфекции: обработка предметов больного (судна, предметы осмотра, белье, посуда для еды и т.д.). Важнейшее значение текущая дезинфекция имеет при кишечной инфекции.
Систематически проводят влажную уборку помещения, где находится больной, с помощью дезинфицирующих растворов, кипячение игрушек, посуды. Одним из средств текущей дезинфекции при капельных инфекциях является проветривание и ультрафиолетовое облучение (кварцевание) помещений, где находятся больные дети. Во время кварцевания палаты детей выводят в другие помещения.
Заключительная дезинфекцияв очаге проводится сотрудниками дезинфекционной станции, когда инфекционное заболевание ликвидировано (госпитализация или полное выздоровление больного). Дезинфекции подлежат: помещение, где находился больной, все предметы домашнего быта и одежда больного. Для дезинфекции помещений используют механическую уборку (мойка, отбеливание) с использованием дезинфицирующих растворов. Белье, посуду и предметы быта, обрабатывают так же, как при текущей дезинфекции.
Профилактическая дезинфекция проводится для предупреждения инфекционных заболеваний в лечебно-профилактических учреждениях. Она включает обеззараживание воды (кипячение), мытья ванны, палаты, после выписывания больных с использованием дезинфицирующих растворов, мытье рук перед принятием пищи, пастеризация или кипячение молока, борьба с переносчиками (носителями) возбудителей инфекционной болезни.
Для проведения дезинфекции используют физические (механические, термические, лучевые) и химические способы.
К механическим способам относят: стирка белья, мытье рук, проветривание палат, удаление пыли и грязи (пылесосом, влажной тряпкой и т. п.).
К термическим – кипячение, глажка, сжигание, обработка водяным паром (в автоклавах), прожарка (в сухожаровых шкафах). Термический способ используется для дезинфекции предметов ухода за больными, посуды, нательного и постельного белья.
К лучевым способам относят: ультрафиолетовое облучение, ультразвук, радиоактивное излучение. Эти способы используются для дезинфекции палат, процедурных кабинетов.
Химические способы дезинфекции являются самыми распространенными и заключаются в применении различных дезинфицирующих растворов. Существует антисептика для рук, кожи и слизистых оболочек; дезинфицирующие средства для обработки твердых поверхностей, инструментов и оборудования, а также влажной уборки помещений. Все эти средства применяют в соответствии с прилагаемой инструкцией.
Следует отметить, что эффективность дезинфекционных мероприятий увеличивается при сочетании разных способов обработки, например, механического и химического.
Профилактическую и текущую дезинфекцию в эпидемическом очаге проводят младшая и средняя медицинские сестры. Для проведения заключительной дезинфекции в эпидемическом очаге могут приглашаться сотрудники центров санитарно-эпидемиологического контроля (санитарно-эпидемиологических станций).
Инвентарь для проведения дезинфекционных мероприятий (ведра, швабра, тряпка и др.) маркируется и используется только в помещениях, для которых они предназначены.