Первая медицинская помощь при переломах голени. Общие правила наложения шин
Основные признаки повреждений голени:
· боль в месте повреждения, которая усиливается при движении поврежденной голени;
· деформация в месте повреждения голени;
· движения в голеностопном суставе невозможны или значительно ограничены;
· обширные кровоподтеки в области повреждения.
Лучше всего иммобилизация достигается Г-образно изогнутой отмоделированной задней лестничной шиной длиной 120см и двумя боковыми лестничными или фанерными шинами длиной по 80 см (рис. 5).
Рис. 5. Иммобилизация тремя лестничными шинами повреждений голени: а – подготовка лестничных шин; б – наложение и фиксация шин.
Верхний конец шин должен доходить до середины бедра. Нижний конец боковых лестничных шин изогнут Г-образно. Нога незначительно согнута в коленном суставе. Стопа устанавливается по отношению к голени под прямым углом. Шины укрепляют марлевыми бинтами. Иммобилизация может быть выполнена двумя лестничными шинами длиной по 120см (рис. 6).
Рис. 6. Иммобилизация двумя лестничными шинами повреждений голени.
Ошибки транспортной иммобилизации повреждений голени лестничными шинами:
1. Недостаточное моделирование лестничной шины (отсутствует углубление для пятки и икроножной мышцы, нет выгибания шины в подколенной области).
2. Иммобилизация выполнена только задней лестничной шиной без дополнительных боковых шин.
3. Недостаточная фиксация стопы (нижний конец боковых шин не изогнут Г-образно), что приводит к ее подошвенному отвисанию.
4. Недостаточная иммобилизация коленного и голеностопного суставов.
5. Сдавление ноги тугим бинтованием при укреплении шины.
6. Фиксация конечности в положении, когда сохраняется натяжение кожи над костными отломками (передняя поверхность голени, лодыжки), что приводит к повреждению кожи над костными отломками или образованию пролежней. Натяжение кожи сместившимися костными отломками в верхней половине голени устраняется обездвиживанием коленного сустава в положении полного разгибания.
Иммобилизация повреждений голени при отсутствии стандартных шин может быть выполнена подручными средствами (рис. 7).
Рис. 7. Транспортная иммобилизация повреждений голени подручными средствами.
ВОЗМОЖНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ.
1. Нижняя конечность ограничена латерально:
1. паховой складкой,
2. гребнем подвздошной кости;
3. линией, соединяющей заднюю верхнюю подвздошную ость с копчиком.
2. Нижняя конечность ограничена медиально:
1. паховой складкой;
2. гребнем подвздошной кости;
3. промежностно-бедренной складкой.
3. При кровотечении из артерий нижней конечности жгут накладывается на:
1. на нижнюю треть бедра;
2. на среднюю треть бедра;
3. на нижнюю треть бедра.
4. Максимальные сроки, на которые может быть наложен жгут в теплое время года:
1. не более 120 минут;
2. не более 90 минут;
3. не более 60 минут.
5. При большом зиянии раны и отсутствии артериального кровотечения наиболее адекватным способом остановки кровотечения является:
1. пальцевое прижатие артерий;
2. сведение вместе краёв раны;
3. прямое давление на рану.