Медицинское имущество (определение). Характеристика и классификация медицинского имущества

Современное состояние медицинской службы гражданской обороны и Всероссийской службы медицины катастроф характеризуется достаточно высокой насыщенностью различными техническими средствами медицинских формирований и учреждений. Создана единая система снабжения, эксплуатации, технического и метрологического обеспечения медицинской службы. В этой ситуации важное значение имеет четкое взаимодействие органов управления медицинского и инженерно-технического персонала медицинской службы. Эта задача может быть решена при условии наличия научно обоснованной единой системы классификации медицинской техники и имущества.

Под медицинским имуществом понимают технические, лекарственные и другие материальные средства, предназначенные для оказания медицинской помощи и лечения раненых и больных¸ а также для решения других задач, стоящих перед гражданским и военным здравоохранением в мирное и в военное время.

К нему относятся:

- медицинские инструменты, приборы и аппараты;

- медицинская мебель и оборудование;

- приборы, аппараты, инструменты и оборудование для аптек, лабораторий, кабинетов, мастерских по ремонту и проверке медицинской техники;

- подвижные медицинские и санитарно-технические установки;

- санитарно-хозяйственные предметы медицинского предназначения;

- лекарственные средства, перевязочный, шовный материал, расходные медицинские предметы, книги и бланки медицинского учета и отчетности.

В настоящее время медицинская служба располагает значительным количеством медицинского имущества, насчитывающим несколько тысяч наименований.

Опыт войн показывает, что условия военного времени всегда выдвигают требования максимального сокращения номенклатуры медицинского имущества с целью сосредоточения усилий на производстве особо важных и жизненно необходимых предметов в массовом количестве.

Если в 1940 году промышленность выпускала 736 наименований медицинских изделий, то к концу войны номенклатура сократилась до 578, а число предприятий возросло с 5 до 24.

Кроме того, медицинская служба для решения стоящих передней задач использует и другие виды имущества, в частности, санитарно-хозяйственное, специальное и др.

Для нужд медицинской службы используется также имущество, фондодержателями которого являются другие службы (продовольственная, вещевая, инженерная, химическая и др.). Например: масло подсолнечное -заказывается через продовольственную службу, вазелиновое масло - через службу горючего и смазочных материалов, палатки через вещевую, приборы химической разведки - через службу радиационной, химической и биологической защиты и т.д.

Для удобства планирования, определения потребности и обеспеченности, организации хранения, ведения учета и списания состоящего на снабжении службы медицинское имущество классифицируется по виду, предназначению, порядку учета и списания, качественному состоянию, условиям хранения, фармакологическим и товароведческим группам и другим признакам. Такая классификация медицинского имущества, несмотря на некоторую ее условность, позволяет разнородную номенклатуру объединить в несколько крупных блоков, которые при необходимости могут дифференцироваться по группам:

По виду: лекарственные средства, иммунобиологические препараты, перевязочныесредства, врачебно-медицинские предметы и техника и т.д.

По предназначению (порядку использования) медицинское имущество принято подразделять на имущество текущего обеспечения (довольствия) и неприкосновенного запаса в мирное время, а в военное время – на имущество специального и общего назначения.

Медицинское имущество текущего обеспечения предназначено для удовлетворения повседневных нужд и выполнения медицинской службой комплекса лечебно-диагностических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и других мероприятий в обычных условиях (в мирное время).

Медицинское имущество неприкосновенного запаса (длительного хранения) предназначено для первоначального обеспечения развертываемых и формируемых формирований и учреждений по штатам и табелям военного времени, а также для решения специальных задач в мирное время. Оно включает в себя имущество как специального, так и общего назначения.

Медицинское имущество специального назначения это около 100 наименований. Включает в себя сокращенную номенклатуру наиболее эффективных и необходимых лекарственных средств и предметов, которые расходуются в больших количествах для оказания медицинской помощи и лечения раненых и больных в экстремальных ситуациях мирного и военного времени. Номенклатура этого имущества составляет:

- лекарственные средства (списка А и общего списка, антибиотики, витамины, органопрепараты и плазмозамещающие жидкости);

- перевязочные средства и шовные материалы и другие изделия.

Медицинское имущество общего назначения (текущего довольствия) включает широкую номенклатуру имущества, предназначенного для удовлетворения повседневных нужд медицинской службы.

По учетному признаку и порядку списания медицинское имущество подразделяется на расходное и инвентарное.

К расходному имуществу относятся предметы разового пользования (лекарственные средства, бактериальные препараты, реактивы, перевязочные средства и шовные материалы), а также предметы, приходящие в негодное состояние при кратковременном применении (перчатки хирургические и анатомические, иглы хирургические, боры зубоврачебные, пробирки и т.д.). К инвентарному медицинскому имуществу относятся предметы длительного пользования, изнашивающиеся в процессе использования постепенно, имеющие установленные сроки эксплуатации и ремонта, подлежащие учету по категориям (аппараты, приборы, инструменты и др.). Отношение изделия к инвентарному, предполагает его списание с учета лишь по истечении установленного срока эксплуатации по прямому назначению.

По качественному состоянию инвентарное медицинское имущество делится на категории. Под категорией понимается условная характеристика качественного (технического) состояния инвентарного имущества, определяющая степень его амортизации и пригодность к эксплуатации.

Расходное имущество категорий не имеет, оно может быть только годным или негодным к применению.

В военное время качественное (техническое) состояние инвентарного медицинского имущества определяется по степени годности к эксплуатации:

- годное - имущество новое, бывшее или находящееся в пользовании, а также требующее текущего ремонта, который возможно выполнить своими силами;

- требующее ремонта - имущество, подлежащее среднему ремонту и капитальному в специальных мастерских или на заводах;

- негодное - имущество, подлежащее списанию.

В мирное время инвентарное медицинское имущество подразделяется на 5 категорий:

- 1-ая - имущество новое, не бывшее в эксплуатации;

- 2-ая - имущество, находящееся в эксплуатации и годное к использованию по прямому назначению, а также подлежащее текущему ремонту и ставшее годным после среднего и капитального ремонта;

- 3-ая - имущество, требующее среднего ремонта;

- 4-ая - крупные предметы, сложные и дорогостоящие аппараты и приборы, требующие капитального ремонта в специальных мастерских или на заводах;

- 5-ая - имущество, совершенно негодное к дальнейшему использованию, ремонт которого невозможен по техническому состоянию или нецелесообразен экономически и подлежащее списанию.

Принадлежность медицинского имущества к расходному или инвентарному указывается в сборниках норм снабжения медицинским имуществом или в описях комплектов, наборов, сумок, аптечек. Деление медицинского имущества по учетному признаку предопределяет порядок ведения учета и списания его в расход.

Медицинское имущество также классифицируется по способам хранения, в соответствии с требованиями нормативно технической документации на изделия, в которых рекомендуется оптимальные характеристики окружающей среды, при которых сохраняются полезные свойства изделия.

Для лекарственных средств условия хранения указываются в ГФ, временных фармакопейных статьях.

Для изделий медицинской техники в ГОСТах, ОСТах, ТУ, эксплуатационной технической документации и др.

Согласно ГОСТа определены группы условий хранения имущества:

1-ая группа «Л» - легкая;

2-ая группа «С» - средняя;

3-ая группа «Ж» - жесткая;

4-ая группа «ОЖ» - особо жесткая.

Для каждой из этих групп характерны свои параметры основных факторов:

- складские помещения, навесы, открытые площадки;

- освещенность, колебания температуры внутри помещений и окружающей среды;

- относительная влажность воздуха.

По признаку нормирования различают табельное и не табельное медицинское имущество, предусмотренное нормирующими документами, (приказами по соответствующим министерствам: обороны, здравоохранения, по чрезвычайным ситуациям и др.)для первоначального обзаведения формирований и учреждений называется табельным. Оно состоит из имущества специального и общего назначения и образует собой неснижаемый запас медицинского формирования и учреждения. Медицинское имущество, не включенное в нормы снабжения, закупаемое на местах или из других источников называется нетабельным.

Особую группу представляют собой медицинское оснащение, приспособленное для использования в частях действующей армии, учреждениях и формированиях медицинской службы, участвующих в проведении мероприятий по ликвидации последствий катастроф, стихийных бедствий, а также медико-санитарных последствий военных действий. Это имущество принято называть - полевым, которое должно отвечать таким требованиям как простота в обращении, надежность, портативность, транспортабельность, герметичность, универсальность, устойчивость к факторам внешней среды, так как оно предназначено для эксплуатации в полевых условиях.

Номенклатура полевого медицинского оснащения приведена в сборниках норм снабжения. Основу полевого оснащения составляют комплекты медицинского имущества. Они обеспечивают высокую боеготовность медицинской службы.

Полевое оснащение включает в себя следующие основные группы:

1. Средства индивидуальной медицинской защиты (аптечки индивидуальные, пакеты противохимические, пакеты перевязочные, средства для обеззараживания воды ); аптечки, сумки, комплекты.

2. Аптечки, сумки, комплекты.

3. Аппараты, приборы, и изделия медицинского назначения

(для интенсивной терапии, травматологии; рентгенологии; стоматологии;

диагностики; лабораторий; аптек; общемедицинского назначения).

4. Подвижная медицинская техника (дезинфекционные душевые установки;

ремонтные мастерские; кислородные станции; лаборатории; перевязочные;

рентгеновские установки; рефрижераторы медицинские, виварии.

5.Типовое оборудование.

6.Санитарно-хозяйственное имущество.

Основу полевого медицинского оснащения составляюткомплектымедицинского имущества. Комплектом называется совокупность предметов медицинского имущества, упакованная в специальную тару, регламентированная по составу и количеству, предназначенная для оснащения функциональных подразделений учреждений и формирований службы медицины катастроф.

Предназначением комплекта определяется его содержание. В него могут входить лекарственные средства и медицинская техника различных групп и другое имущество.

Хирургические инструменты в состав оснащения формирований (учреждений) службы медицины катастроф входят в основном в виде наборов.

Набором называется совокупность предметов медицинского имущества, имеющих единое функциональное назначение для производства определенного вида работ и размещенных в соответствующем порядке в единой упаковке (укладке).

Могут быть наборы общехирургических и специализированных инструментов, например: перевязочный, травматологический, стоматологический и др.

Состав комплекта и набора определяется их описями.

При формировании комплекта придерживаются следующих основных принципов:

- предметы в таре размещаются с учетом удобства развертывания комплекта и работы с имуществом;

- медицинское имущество распределяется в одной или нескольких укладках с учетом габаритных размеров и массы;

- лекарственные средства группируются по видам лекарственных форм;

- лекарственные средства списка А, наркотические и психотропные препараты отделяются от прочего имущества и размещаются в одном ящике;

- медицинское имущество комплекта распределяется и размещается в таре с учетом физико-химических свойств (летучие, огнеопасные, пахучие т.п.) и взаимной совместимости.

Снабжение комплектами медицинского имущества имеет ряд преимуществ по сравнению со снабжением отдельными предметами. Благодаря комплектам реализуются основные требования, предъявляемые к оснащению формирований службы медицины катастроф в ЧС: достигается оперативность в доставке медицинского имущества в очаги массовых санитарных потерь; обеспечивается быстрота развертывания и свертывания функциональных подразделений этапов медицинской эвакуации, а также удобство в работе благодаря заранее предусмотренному ассортименту различных предметов; содержание хирургических инструментов виде наборов для выполнения определенных видов хирургических вмешательств облегчает и ускоряет подготовку к их выполнению(нейрохирургический, урологический, гинекологический и т.д.); значительно сокращается работа по составлению заявок на медицинское имущество и т.п. Кроме того. комплекты удобны для транспортировки, хранения в полевых условиях, их содержимое в определенной степени защищено от неблагоприятного воздействия внешней среды (атмосферные осадки, солнечная радиация, пыль и т.п.), поражающих факторов ЧС.

Гражданская оборона: определение, задачи, принципы организации и ведения, элементы организационной структуры. Степени готовности ГО и их краткая характеристика. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС военного времени.

Сегодня гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а так же при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны является одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Систему гражданской обороны составляют:

  • Органы государственной власти и управления всех уровней, к компетенции которых относятся функции, связанные с безопасностью и защитой населения, предупреждением чрезвычайных ситуаций и реагирования на них ( МЧС, МВД, управления и отделы по чрезвычайным ситуациям городов и районов и т.д.);
  • Органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;
  • Силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;
  • Фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств;

предусмотренных на случай чрезвычайных ситуаций;

  • Системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.

Общее руководство ГО Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации, которое:

  • Обеспечивает проведение единой государственной политики в вопросах ГО;
  • Руководит организацией и ведением ГО;
  • Издаёт нормативные правовые акты и организует разработку проектов федеральных законов в области ГО;
  • Определяет порядок отнесения территорий к группам по ГО в зависимости от численности проживающего на них населения и числа организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения;
  • Устанавливает порядок создания убежищ и иных объектов ГО, а также, порядок накопления, хранения и использования в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
  • Осуществляет иные полномочия в области ГО в соответствии с законодательством Российской Федерации и указами Президента России.

Гражданская оборона в Российской Федерации организуется на территории всей страны – на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях, в том числе в организациях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

Организационную основу гражданской обороны составляют:

  • Руководство гражданской обороны;
  • Органы управления;
  • Эвакуационные органы;
  • Комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций в военное время;
  • Органы государственного надзора в области гражданской обороны;
  • Силы гражданской обороны.

В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» руководство гражданской обороной осуществляют: в Российской Федерации – Правительство Российской Федерации, в федеральных органах исполнительной власти и организациях – их руководители, на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований – соответственно главы органов исполнительной власти.

Руководители перечисленных органов и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения. Таким образом, несмотря на то, что упразднён статус начальников гражданской обороны, руководители, как и ранее, осуществляют руководство и несут полную ответственность за её состояние.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и, права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны определены Федеральным законом «О гражданской обороне» ( глава 11 и 111).

Особые обязанности федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны определяются в соответствии с Планом гражданской обороны и защиты населения, согласованным с этими органами и утверждёнными Президентом Российской Федерации.

Выписки из плана, в части их касающейся, рассылаются соответствующим федеральным органам исполнительной власти.

Особые обязанности структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны определяют соответствующие главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления.

Управление гражданской обороны осуществляют специальные органы управления, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.

Постоянно действующими органами управления гражданской обороны являются:

  • На федеральном уровне – Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России), структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти;
  • На региональном уровне – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (далее региональные центры МЧС России);
  • На территориальном уровне – Главное управление МЧС России по субъектам Российской Федерации;
  • На местном уровне – структурные подразделения органов местного самоуправления, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • В организациях - структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.

В целях обеспечения совместного функционирования Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и администраций субъектов Российской Федерации между МЧС России и администрациями субъектов Российской Федерации заключается соглашение о передаче друг другу осуществления части своих полномочий. Эти соглашения утверждаются Правительством Российской Федерации.

По данным соглашениям МЧС России передаёт, а администрации субъектов Российской Федерации принимает на себя оперативное управление Главным управлением МЧС в части выполнения им полномочий по организации тушения пожаров, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Что касается полномочий в области гражданской обороны, то эти полномочия остаются за МЧС России, однако Главное управление МЧС принимает непосредственное участие в планировании, организации и проведении мероприятий гражданской обороны совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В целях финансового, материально-технического обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности, являющихся расходным обязательством субъекта Российской Федерации, создается территориальное агентство по финансовому, материально-техническому обеспечению мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Управление в области гражданской обороны на региональном и местном уровнях осуществляется на основании директивных указаний Правительства РФ.

Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления и организациях создаются эвакуационные органы: эвакуационные и приемные комиссии. Задачи эвакуационных органов, а также порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы определяются Правительством РФ.

Одним из основных элементов системы управления гражданской обороной являются пункты управления, создаваемые на всех уровнях.

В целях обеспечения управления мероприятиями гражданской обороны предусматривается:

  • Загородный защищенный запасный пункт управления гражданской обороны – по одному для субъектов РФ и городов, отнесенных к группам по гражданской обороне;
  • Городской защищенный пункт управления гражданской обороны – по одному для субъектов РФ и городов, отнесенных к группам по гражданской обороне;
  • Городской пункт управления с местами для укрытия личного состава – в каждом районе, городе и населенном пункте, не отнесенном к группам по гражданской обороне;
  • Подвижный воздушный пункт управления гражданской обороны – один на каждый субъект РФ ( на вертолетах, приписываемых на военное время);
  • Подвижный пункт управления ( на автотранспорте) – один-два на каждый субъект РФ и по одному на каждый город, район.

Пункты управления ГО (ПУ ГО) специально оборудованные и поддерживаемые в постоянной готовности к использованию помещения или транспортные средства, оснащенные техническими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации, которые предназначены для размещения должностных лиц органов управления РСЧС и ГО при руководстве мероприятиями по ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

При повседневных условиях управление организуется из мест постоянного размещения органов управления ГО.

Для эффективного управления ГО на объекте создаётся система связи, которая включает радио и проводные средства связи, подвижные и сигнальные средства. Система связи является основным средством управления и должна обеспечить быструю и достоверную передачу, в первую очередь командной информации, а также донесений и сообщений о состоянии гражданской обороны. Она организуется в соответствии с решением начальника (командира), указанием начальника штаба и распоряжением по связи вышестоящего штаба. Непосредственную ответственность за её организацию несёт начальник штаба ГО объекта (службы, формирования).

Даже при наличии достаточного количества современных средств радио и проводной связи современное управление невозможно без подвижных и сигнальных средств, они используются во всех звеньях управления и во всякой обстановке.

Наши рекомендации