Оценка новорожденного по шкале Апгар
Аргаяшский филиал ГБОУ СПО
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ПЕРЕЧЕНЬ МАНИПУЛЯЦИЙ
АЛГОРИТМЫ МАНИПУЛЯЦИЙ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Дисциплина:
Специальность:
Перечень манипуляций по МДК 02.01. Сестринская помощь в педиатрии
1.Проведите оценку состояния новорожденного по шкале Апгар.
2.Оцените физическое развитие ребёнка по центильным таблицам.
3.Выполните технику взвешивания ребёнка.
4.Проведите контрольное взвешивание ребёнку 8 мес.
5.Выполните процедуру закапывания капель в глаза ребёнку 3-х лет.
6.Выполните процедуру закапывания капель в уши ребёнку 3-х лет.
7.Выполните процедуру закапывания капель в нос ребёнку 3-х лет.
8.Проведите забор кала на КПФ
9. Произведите забор кала на яйца глистов.
10. Выполните соскоб на энтеробиоз различным способом
11.Произведите забор мочи у детей 1 -го года жизни,
12.Произведите разведение и постановку антибиотика ребёнку 1-го года в разовой дозе 300 тыс. ед.
13.Выполните технику взятия мазка из зева на BL
14. Выполните технику взятия мазка из носоглотки на менингококк,
15. Выполните технику физического охлаждения тела ребёнка.
16.Выполните обработку волосистой части головы при выявлении педикулёза.
17.Продемонстрируйте технику оксигенотерапии ребёнку различными методами.
18. Выполните очистительную клизму ребёнку 7 лет.
19. Выполните согревающий компресс на ухо ребёнку 1 года.
20.Проведите технику измерения окружности головы ребёнку 10 мес.
21.Проведите технику измерения окружности груди ребёнку 10 мес.
22. Продемонстрируйте технику проведения гигиенической ванны ребёнку 1 года, 23.Продемонстрируйте технику подмывания грудных детей.
24. Продемонстрируйте технику измерения роста у детей первого года жизни.
25.Продемонстрируйте технику постановки газоотводной трубки.
26.Продемонстрируйте технику обработки глаз у новорожденного.
27.Продемонстрируйте технику туалета носовых ходов у новорожденного ребёнка.
28.Продемонстрируйте технику туалета ушных ходов у новорожденного ребёнка.
29.Продемонстрируйте технику согревания новорожденного ребёнка.
30.Продемонстрируйте технику пеленания ребёнка грудного возраста.
№ 1
Оценка новорожденного по шкале Апгар
Состояние малыша, который только что появился на свет, оценивают по следующим показателям:
- дыханию,
- сердцебиению,
- мышечному тонусу,
- рефлексам и цвету кожных покровов.
Рассмотрим же каждый из основных показателей, за которыми наблюдают врачи, оценивая состояние малыша по системе Апгар.
1. Дыхание малыша. Новорожденный может делать до 40–45 дыхательных движений в минуту. Такая активная работа дыхательной системы оценивается по максимуму - 2 балла. При этом едва появившись на свет малыш громко кричит. Это говорит о хорошей работе легких. Если же кроха только плачет, но не кричит, а его голосок дрожит и дыхание медленное — врач ставит 1 балл за работу дыхательной системы. Если малыш не дышит и не издает никаких звуков — ставится 0 баллов.
2. Сердцебиение. У малыша, только появившегося на свет, сердце бьется очень быстро, ведь роды — это тяжелая работа не только для мамочки, но и для младенца, который торопится увидеть этот мир! Сердце крохи в момент рождения делает до 130–140 ударов в минуту. Если частота сердцебиения свыше 100 ударов в минуту — работе сердца дают 2 балла. Если же крохе не хватало кислорода в утробе, либо поступление кислорода было нарушено во время тяжелых родов — малыш дышит медленно и частота его сердцебиения не высока. Врачи ставит 1 балл. Если же пульс отсутствует — работа сердца получает 0 баллов.
3. Мышечный тонус. Как правило, у новорожденных повышен тонус мышц. Это связано с тем, что на протяжении длительного времени, 9 месяцев, ребенок находился в единственно возможной позе — его голова была приведена к груди, руки согнуты в локтях, пальчики сжаты в кулачки, а ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах. Поэтому после появления на свет, когда необходимость сохранять позу эмбриона отпадает и ребенок обретает долгожданную свободу — движения его очень хаотичны, очень резки. Ребенок размахивает руками и дергает ножками. Такая двигательная активность говорит о нормальном состоянии мышечного тонуса и оценивается в 2 балла. Если же и после появления на свет, ноги и руки малыша согнуты, а движения редкие и медленные — врач ставит 1 балл. Если малыш совсем не двигается — 0 баллов.
4. Рефлексы. С самого рождения у крохи начинают работать безусловные рефлексы. Такие как крик или первый вдох. Если основные безусловные рефлексы проявляются сразу — это 2 балла. В том случае когда рефлексы вызваны специалистами, но не сразу — 1 балл. Если же рефлексов у малыша нет — 0 баллов.
5. Цвет кожных покровов. У новорожденного в идеале цвет кожи должен быть от бледно розового до ярко розового. Это говорит о нормальной циркуляции крови. При этом врач оценивает и цвет слизистых оболочек рта, губ, ладони и подошвы ног. Если у малыша цвет ножек и ручек слегка синюшный — ставится 1 балл. Если же все тело младенца равномерно бледное или синюшное — 0 баллов.
Оценку по шкале Апгар в первые секунды жизни малыша врач должен сделать очень быстро, буквально за несколько секунд, ведь от этого может зависеть и жизнь младенца. Так, состояние детей, которые набирают от 7 до 10 баллов считается хорошим, или даже отличным, деткам с такой оценкой нужен лишь обычный уход. Тем, кто набрал от 4 до 6 баллов — могут потребоваться некоторые реанимационные процедуры. Если же результат ниже 4 баллов — малышу необходимо экстренное оказание медицинской помощи.
В медицинской литературе система оценки состояния ребенка по шкале Апгар приведена в виде довольно простой таблицы, которая все расставляет по своим местам:
Критерии для оценки по шкале Апгар | 0 баллов | 1 балл | 2 балла |
Окраска кожного покрова | Бледность или цианоз (синюшная окраска) | Розовая окраска тела и синюшная окраска конечностей (акроцианоз) | Розовая окраска всего тела и конечностей |
Частота сердцебиений за 1 минуту | Отсутствует | <100 | >100 |
Рефлекторная возбудимость (реакция малыша на введение носового катетера) | Не реагирует | Реакция слабо выражена (гримаса, движение | Реакция в виде движения, кашля, чиханья, громкого крика |
Мышечный тонус | Отсутствует, конечности свисают | Снижен, некоторое сгибание конечностей | Выражены активные движения |
Дыхание | Отсутствует | Нерегулярное, крик слабый | Нормальное, крик громкий |
В зависимости от количества баллов, которые даны малышу при рождении, можно оценить его общее состояние на момент появления на свет:
10-7 баллов — оптимальное состояние.
5-6 баллов — легкие отклонения в состоянии малыша.
3-4 балла — средние отклонения в состоянии малыша.
0-2 балла — серьезные отклонения в состоянии крохи.
№ 2
Оценка физического развития ребенка по центильным таблицам
№ кори доров | Центили по таблицам | Оценка | Примечание |
Очень низкая величина | Необходимо обследование и консультирование ребенка Характерна для 15% здоровых детей | ||
3-10 | Низкая величина | ||
10-25 | Ниже средней величина | ||
25-75 | Средняя величина | Характерна для 50% здоровых детей | |
75-90 | Выше средней величина | Характерна для 15% здоровых детей | |
90-97 | Высокая величина | ||
Очень высокая величина | Встречается у 7% здоровых детей Встречается у 3% здоровых детей, необходимо консультирование и обследование ребенка |