Госпитальные школы и их значение
Реферат
На тему:
Особенности развития медицины в петровскую эпоху
Выполнил
Васильев Кирилл Александрович
Подпись__________________
Иваново
Оглавление
1. Введение
2. Причины развития медицины
3. Нововведения в медицине того времени
3.1 Госпитальные школы и их значение
3.2 Нововведения в организации медицины
4. Вывод
5.Источники
Введение
Цель данной работы заключается в рассказе о становлении медицины в петровскую эпоху.
Начало XVIII века стало одним из наиболее интересных периодов в истории России, ведь в этот период большая часть Европы уже активно работала над индустриализацией собственного общества, и даже частично успела преодолеть некоторые проблемы, вызванные этим процессом. В России же еще было очень сильно крепостничество, и хоть процесс создания промышленности постепенно происходил, но наряду с ним, аристократия всячески стремилась усилить свои позиции. Однако с началом правления Петра I начали происходить значительные изменения, которые повлияли на все сферы человеческой деятельности, в том числе и на развитие медицины.
Эта тема достаточно актуальна , так как она раскрывает нам один из этапов развития медицины в России.
Задачи будут такими:
Выяснение :
-причин развития медицины в петровскую эпоху;
-Особенностей обучения;
-Основных нововведений ;
-Обобщение всего сказанного в вывод;
Причины развития медицины
Было бы странным, если бы мы обошли такой небезызвестный факт, что Пётр сам увлекался медициной. Во время своих поездок по странам Западной Европы он познакомился с известными естествоиспытателями и врачами того времени: Г. Бурхааве, Ф. Рюйшем, А. ван Левенгуком, И. Ньютоном, и их научными достижениями. Именно благодаря этим поездкам он начал внедрять реформы , которые сильно изменили Россию XVIII-го века. В петровскую эпоху Россия активно участвовала в различных воинах. Которые требовали как хорошего технического оснащения, так и медицинского персонала. Реформы Петра поспособствовали получении и первого и второго. Хоть это и было сделано для военной надобности, но именно благодаря этому Россия сделала большой скачок в медицине, если сравнивать с XVII-ым веком. В котором медицина в основном была развита только в монастырях.
Нововведения в медицине того времени
Госпитальные школы и их значение
Проблема с нехваткой врачей была решена посредством создания медицинских школ при госпиталях. Организацию первой подобной госпитальной школы Петр I поручил известному голландскому врачу Николаю Бидлоо. Это было первое высшее учебное заведение в России для подготовки докторов, через год аналогичные школы были открыты в Петербурге, Харькове, Кронштадте. Согласно контракту, подписанному с русским послом Матвеевым 16 марта 1702 года, Николай Бидлоо согласился проработать в Москве в качестве царского врача с годовым жалованьем в 2500 гульденов, гораздо больше, чем в то время получали профессора медицины. По контракту, в случае смерти его жена и дети получали половину годового жалованья. Для преподавания он приглашал иностранных специалистов. Нередки были случаи, когда такие учителя старались не давать студентам полный объем знаний, так как боялись конкуренции, однако под чутким руководством Бидлоо ситуация начала налаживаться. Эти школы отличались от европейской институтской системы большим обилием практического обучения и быстротой подготовки. Интересно отметить и то, что программы обучения в данных госпитальных школах предполагали значительно больший объем знаний, чем давался студентам в европейских университетах. Параллельно с этим данные школы максимально оснащались всем необходимым – лабораториями, ботаническими садами, смотровыми операционными и так далее.
Именно эти действия позволили добиться того, что учащиеся могли получать все необходимые практические и теоретические знания, выпускаясь уже полноценными врачами, готовыми к работе с самыми сложными пациентами в полевых условиях обычных госпиталей. В 1705 г. Н. Бидлоо для развития анатомии открывает анатомический театр, издает переводные анатомические учебники. Набор учеников проводился из духовных семинарий и славяно-греко-латинской академии. Обучение продолжалось в течение 5-7 лет, а иногда и 11 лет.
После 3-летнего обучения присваивалось звание подлекарь, а после 5-7 лет – лекарь.
Нельзя не упомянуть про экзаменационную систему, которая уже тогда применялась при обучении врачей и медицинских работников. Обязательное вскрытие трупа и 3-4 операции на нём.
Сложившаяся система образования сильно отличалась от европейской и превосходила её. Что в целом объясняется огромным количеством практики в госпитальных школах. Преподавались теоретические дисциплины: анатомия человека с физиологией, элементами гистологии и судебной медицины, патологическая анатомия, «материя медика», включающая фармакогнозию, минералогию, ботанику, фармацию и фармакологию. При госпиталях были организованы анатомические музеи и ботанические сады («аптекарские огороды»). Клинические дисциплины преподавались в госпитальных отделениях, первостепенным считалось обучение хирургии.
В записках Джона Кука предстали факты доказывающие высокий уровень медицинской практики в таких школах. Так например:
- Профессора медицины, хирургии и анатомии обязаны были преподавать и делать осмотр (очевидно, своеобразный клинический обход) дважды в неделю. -Когда предстояла какая-то сложная хирургическая операция, то ее проводил профессор анатомии, если только он не поручал это тому, кому мог доверить. -Все госпитальные медики - и врачи, и хирурги - должны были присутствовать при такой операции.
Кук приводил случай, когда он и лекарь Я.Ф. Монсей (будущий российский архиатр, который был тогда простым лекарем Петербургского адмиралтейского госпиталя) высказали свои, отличные от других, мнения по поводу одного ранения, которые были отклонены, но затем, как показало вскрытие, оказались правильными.
И хотя это «дело выглядело очень скверно», - писал Кук, - все же за время его пребывания в адмиралтейском госпитале там было проведено много превосходных операций и многих людей замечательно вылечили.
Врачи, получившие образование в госпитальных школах,, занимали немалое место в русской медицине, особенно в середине и второй половине XVIIIвека. Они находились в составе действующих армий, были участниками многих научных экспедиций (Камчатской Беринга, Бразильской) и кругосветных плаваний русских кораблей в XVIII веке. Некоторые из них во второй половине XVIII века стали преподавателями в госпитальных школах.