Траволечение в древнем Риме

В начальный период истории древнем Риме каждый помогал себе, как мог, при помощи домашних средств.

Лекарства были под рукой – достаточно было пройти в огород или походить по лугу и лесу.

Так, отваром горлянки (наша тыква древним была неизвестна) укрепляли расшатавшиеся зубы, он же помогал от зубной боли. Раны хорошо смазывать таким снадобьем: возьми горлянку целиком, запеки ее и разотри вместе с гусиным жиром. Если болят ноги, к ним надо прикладывать сырую репу, истолченную вместе с солью. От кашля помогает редька с медом; надо есть ее по утрам натощак. При язвах во рту надо есть лук с хлебом; глаза хорошо натирать луковым соком: зрение становится острее.

Отваром красной свеклы моют голову при парше, и это средство очень действенное; сырой свекольный сок помогает от головной боли и головокружения. Если в ушах стоит звон, сок капают в уши, и звон проходит. Прекращается от него и зубная боль. Весной следует есть крапиву: это предохранит на целый год от болезней. Отваром ее лечат кашель и простуду. Настой луковиц лилии на вине помогает при отравлении грибами и от змеиного укуса. Венок из темно-красных левкоев отрезвлял пьяного и прогонял тяжесть в голове.

Корень желтого левкоя варили в уксусе и натирались этим при болях в селезенке и при подагре; листья, сваренные с медом, прикладывали к нарывам на голове: они вытягивали гной. Если из носу идет кровь, надо растереть сухую крапиву и засунуть ее в ноздри. Еще лучше натереть ее корень и втягивать этот порошок носом, а при насморке класть на нос примочки из настойки ее семян на виноградном соке, предварительно уваренном до половины прежнего объема.

Луковицы асфодели, сваренные в ячменном отваре, считались превосходным лекарством при чахотке. Больным, ослабевшим после длительной болезни, рекомендовалось давать полбяную кашу с овечьим или козьим молоком и медом. Существовал целый ряд лекарственных настоек. Глисты, например, гнали настойкой гранат на терпком красном вине; прострел лечили можжевеловой настойкой; желудочные заболевания и боли в боку – миртовой и многие другие рецепты как помочь себе и ближнему.

Аптек в Риме не было ни в республиканское время, ни при империи. Травы собирали и сушили дома и дома же приготовляли всякие лекарственные снадобья. Были и особые "фармакополы" (слово греческое, значит "торговцы лекарствами"); люди эти бродили по городам и ярмаркам, предлагали целебные травы, готовили настойки и порошки и слыли отъявленными шарлатанами. Появились они довольно рано; уже Марк Порций Катон, говорил о них как о краснобаях-обманщиках, которых можно послушать, но которым ни один больной не позволит лечить себя.

Судя по их греческому наименованию, можно думать, что первые фармакополы и были греками, но вскоре появились у них и местные италийские конкуренты. Вели они себя, конечно, так же, как их греческие собратья, о которых кое-какие сведения сохранились в IX книге Феофрастова "Исследования о растениях": старались тоже придать себе больше веса, рассказывали о том, с какими трудностями связано их ремесло, какие опасности угрожают при собирании некоторых трав. Интерес к лекарственным растениям в римском обществе был, конечно, большой.

Когда Помпей разбил Митридата, в его руки попало сочинение понтийского царя о лекарственных растениях: Митридату присылали их со всех концов его царства и он составил описание их вида и свойств. Помпей велел перевести эти записки на латинский язык своему отпущеннику Ленею, человеку образованному и знатоку обоих языков. "Таким образом победа Помпея принесла не меньше пользы людям в их частной жизни, чем государству", – заметил по этому поводу Плиний.

А в I в. н.э. в Риме уже существовал небольшой ботанический сад, и его хозяин, Антоний Кастор, великий знаток целебных трав, разводил их здесь во множестве. Плиний знал его уже столетним стариком; он сохранил и память, и умственную свежесть и оставил после себя книгу, которая была одновременно и определителем медицинских растений, и лечебником, излагавшим, какими растениями, в каких случаях и каким образом пользоваться. Судя по книгам Плиния, посвященным медицине, лечение травами и народными средствами прочно держались в римском обществе и так было усложнено всякими гигиеническими и физиотерапевтическими предписаниями, которые внедрялись греческими врачами, постепенно забравшими в свои руки почти целиком дело врачевания.

Но если же лечение травами помогало мало, то прибегали к искусству марсийских и этрусских кудесников. Постепенно это привело к большому смешению лечебных мероприятий с религиозными обрядами, выражением чего было почитание определенных божеств; наряду с богиней врачевания в собственном смысле слова , «Dea Salus» , существовали другие боги, к которым прибегали при различных страданиях: при лихорадке обращались за помощью к Dea Febris (богиня лихорадки) и Mephitis; во время родов – к Карманте и Люцине; всем этим богам приносились различные дары, всего чаще в форме изображений заболевших частей тела. Эти меры дополнялись различными формулами заклинаний и колдовства.

Выдающийся труд по лекарственным растениям принадлежит знаменитому врачу своего времени греку Диоскориду (I век н. э ), состоявшему врачом при римской армии в эпоху императоров Клавдия и Нерона. Диоскорида считают отцом европейской фармакогнозии.

В своем классическом труде “Materia medica” (“Лекарственные вещества”) он обобщил все, что было известно в его время о лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения Наибольшее внимание он уделял растительным лекарственным средствам, и в этом сочинении описал свыше 600 видов лекарственных растений, снабдив описания рисунками растений и указав их применение. Диоскорид использовал опыт египетской, а следовательно, ассирийской, вавилонской и шумерийской медицины. Книга была переведена на латинский язык и являлась авторитетным руководством в Европе до XVI века.

В Древнем Риме медицина развивалась под сильным влиянием греческой. В народной медицине римлян, судя по описаниям римских писателей и ученых Катона старшего (III - II века до н. э.) и Плиния старшего (I век н. э.), также широко использовались дикорастущие, а позднее и сельскохозяйственные растения. Плиний старший в своем сочинении “Естественная история” описал около 1000 видов растений, главным образом лекарственных.

Большое значение древние римляне придавали капусте разных сортов. В сыром виде ей приписывали свойства излечивать бессонницу, успокаивать головные боли, вылечивать фистулу и глухоту. Диоскорид утверждал, что легко сваренная капуста вызывает послабление, а долго варенная - запор.

Лечебные свойства чеснока

В Древнем Риме чеснок называли «лекарством бедняков». С помощью этого растения бедные городские жители и крестьяне спасались от многих недугов. В первую очередь он использовался ими в качестве противоядия при отравлениях.

Чеснок был верным помощником античных врачевателей Рима. Древнеримские лекари-ятросы варили чеснок в вине, соединяли его с другими лекарствами и использовали в качестве дезинфицирующего и заживляющего средства. Из маковых семян готовили вытяжку, смешивали ее с чесночным соком и добавляли в вино. Этим снадобьем поили больных накануне болезненных операций, им же пропитывали повязки на ранах, чтобы унять боль и предотвратить заражение крови.

Чеснок и лук в Древнем Риме применяли при мумификации. В египетском папирусе «Кодекс Эберса», написанном примерно в 1550 г. до н. э. и посвященном медицине, приводится более 800 рецептов. Упоминается чеснок и как эффективное средство при лечении заболеваний сердца, головной боли, укусах, глистных заболеваниях и опухолях. Древние римляне были уверены, что чеснок умножает силы, укрепляет дух, лечит от всех болезней.

Древнеримская медицина применяла чеснок в качестве антитоксического, отхаркивающего, мочегонного и противоглистного средства. «От всяких заболеваний», - так кратко определил свойства чеснока Авиценна. Он рекомендовал прием свежего сока или вареного чеснока при воспалении седалищного нерва, в качестве болеутоляющего средства при лечении зубной боли, хронического бронхита, заболеваниях желудочно-кишечного тракта, а также в качестве мочегонного и противоглистного. Как противоядие от укусов змей он рекомендовал принимать чеснок внутрь, а также местно в виде повязок из кашицы луковицы для лечения нарывов, прыщей, ран.

Богиня любви Венера, говорит одна из римских легенд, то гуляла в олимпийском саде. Задумавшись, она остановилась у единственной в Эдеме розы и кончиком своего пальца опрометчиво тронула одну из ветвей. Вскрикнув от неожиданной боли, красавица посмотрела на палец. На нем краснела капелька крови. Не успела она разглядеть ее, как капелька скатилась судьбы и, упав на землю, превратилась в душистую красную розу, которую влюблен в богиню Эрос умолил посвятить ему.
Культ розы в древнем Риме превзошел все возможное. Патриции засыпали любимых матрон розами. Девушки окуривали себя розовым фимиамом, чтобы очаровать любимых. Гладиаторы мазали себя розовым маслом, чтобы быть непобедимыми в жестоких играх. В Колизее розовым дождем приветствовали победителей-гладиаторов и осыпали их теми цветами. Патрицианкы купались в розовой воде, императоры и их дворцы утопали в венках и гирляндах из роз. Во время пиров избалованные псевдопослидовники Эпикура лежали на ложах из розовых лепестков, и рабыни дождем из нежных душистых лепестков засыпали их сверху.

Календула

Календула издревле славилась мощными целебными свойствами и активно применялась в медицине разных народов. Ее название произошло от латинского слова «calendae», что означает «первый день месяца».

Римляне окрестили это растение именно так, потому что верили – раз его цветок так похож на лучистое солнце, то значит, подобно подсолнуху, поворачивается за самым важным для людей светилом. В той части света календулу называли цветком солнца, невестой лета и солнечным циферблатом. В Древнем Риме ноготки впервые стали использовать для лечения ран, язв и других кожных болезней. Затем цветок солнца стал известен в Древней Греции, где лекари обнаружили его удивительные качества и разработали многие рецепты, которые и сегодня помогают исцелить человека. Диоскорид рекомендовал настой этого яркого однолетника при болезнях печени, а также при «нечистой» коже, язвах, угревой сыпи и пр. На территории России календула выращивалась в качестве лекарственного и декоративного растения с XII века.

Петрушка

Полезная, богатая витаминами и придающая блюдам особый вкус петрушка появилась в наших городах благодаря далекому Средиземноморью. В Древнем Риме ее выращивали для лечения людей. Сейчас каждая хозяйка добавляет петрушку в суп, салат или делает маски для лица. Даже не задумываясь, что чудо-травка содержит столько витаминов, что спасает от облысения, веснушек, анемии и неправильного обмена веществ.

Лечение зубной боли

В Древнем Риме лечением и протезированием зубов занимались не только врачи, но и знахари, колдуны, цирюльники и ювелиры.

Для избавления от зубной боли вплоть до II века до н. э. римляне использовали настои и отвары растений, заговоры и ритуалы, но все же основным методом являлось удаление зуба. Для богатых людей изготавливали протезы из драгоценных металлов, зубов животных или бедняков. Впрочем, эти протезы не отличались практичностью. Для чистки зубов римляне применяли порошок с мочевиной.

Новую страницу в истории зубоврачевания отрыл в I веке до н. э. римский врач Архиген, который впервые с лечебной целью вскрыл пульповую камеру зуба сверлом.

Тогда же были описаны различия между пульпитом и периодонтитом. Сделал это знаменитый римский медик Клавдий Гален, после того как на собственном опыте наблюдал течение этих заболеваний.

К сожалению, эти открытия древнеримских врачей так и не получили широкого практического применения и в течение многих веков оставались не востребованы.

Наши рекомендации