Тема 7. Моральные проблемы аборта, контрацепции и стерилизации. Этика и новые репродуктивные технологии.

Теоретические вопросы к семинарскому занятию.

1. Индивидуальность, личность, человек. Проблема определения начала человеческой жизни: медико-биологический и этико-философский подходы. Моральный статус эмбпиона.

2. Моральные проблемы пренатальной диагностики. Границы допустимого и недопустимого в применении методов пренатальной диагностики.

3. Этико-медицинские проблемы аборта. История формирования законодательства о плодоизгнании. Социально-политические аспекты проблемы аборта. Последствия аборта. Альтернатива аборту.

3. Этические проблемы новых репродуктивных технологий: инсеминация, экстракорпоральное оплодотворение, суррогатное материнство.

4. Проблемы этико-правового регулирования репродуктивных технологий в России. Искусственное размножение и традиционная семья. Проблема идентичности личности. Клонирование.

5. Морально-этические проблемы контрацепции и стерилизации.

Ключевые понятия: индивидуальность, личность, зародыш, эмбрион, плод, статус эмбриона, пост-абортный синдром, репродуктивные технологии, суррогатное материнство, экстракорпоральное оплодотворение, пренатальная диагностика, искусственная инсеминация, «абортивная контрацепция».

Темы докладов:

1. Медицина и демографический кризис в России.

2. Монотеистические религии мира о плодоизгнании.

3. История формирования медицинских и социальных показаний к аборту.

4. Искусственный аборт: мотив, причина, поступок, последствия.

5. Либеральные основания "прав женщины на аборт".

6. Феминизм: женщины против деторождения.

7. Сравнительный анализ отношения к аборту в православии и католицизме.

8. Суррогатное материнство, как фактор кризиса идентичности человека.

9. Проблема социального и биологического отцовства и материнства.

10.Клятва Гиппократа и современное отечественное законодательство о прерывании беременности: причины различия и перспективы сходства.

11. Монотеистические религии мира об искусственном аборте.

13. «Искусственное» размножение и «естественная» мораль.


Темы рефератов:

1. Этические проблемы «новых технологий зачатия» (оплодотворение in vitro, клонирование).

2. Использование эмбриональных стволовых клеток (ЭСК) в медицинской практике: проблемы и перспективы.

3. История формирования медицинских и социальных показаний к аборту.

4.Либеральные основания «прав женщины на аборт». Феминизм: женщины против деторождения.
5. Суррогатное материнство как фактор кризиса идентичности человека.

6. Проблема социального и биологического отцовства и материнства.

7. Использование эмбриональных стволовых клеток (ЭСК) в медицинской практике: проблемы и последствия.

8. Медицинская сексология и нравственная антропология: основания несовместимости.

Вопросы для самоконтроля:

1. Является ли человеком тот, кто должен стать человеком?

2. В каких странах закон защищает ребенка с момента зачатия?

3. Каковы временные параметры формирования основных органных систем плода?

4. Перечислите основные этико-философские трактовки проблемы начала человеческой жизни.

5. Назовите страны, в которых запрещены искусственные аборты.

6. По вашему мнению, согласятся ли сохранить беременность женщины, собирающиеся сделать аборт, если им предложить материальную помощь (деньги, детские вещи, питание)?

7. Назовите основные аргументы сторонников абортов.

8. Может ли аборт привести к благополучию?

9. Перечислите основные этические проблемы ЭКО.

10.На каких трех этапах происходит утрата эмбрионов при ЭКО?

10. Что такое «кризис идентичности» человека вообще и ребёнка в частности?

11. Назовите страны, в которых запрещены технологии ЭКО.

12. Какие альтернативы ЭКО возможны при бесплодии?

13. Имеет ли юридическое право российский врач отказаться от проведения искусственного аборта на основании своих нравственных и религиозных убеждений?

14. Была ли Россия первой страной в мире, легализовавшей аборт в 1920 году?

15. Каковы причины того, что Россия занимает второе место в мире по количеству производимых абортов?

16.Что является главным фактором, определяющим согласие женщины на искусственное прерывание беременности: экономический, политический или нравственный?

17.Когда и в какой стране впервые технология стерилизации стала использоваться и применяться в массовом порядке?

Тесты:

1. Укажите, какие из позиций являются определяющими для врача, производящего искусственное прерывание беременности по желанию женщины?

а). желание женщины

б). статья 55 « Об основах охраны здоровья граждан РФ»

в). Этическая Декларация о медицинских абортах ВМА (1983г.)

г). личные этические убеждения врача

д). медицинские показания

е). моральное право на отказ от производства аборта .

2. Ответьте на вопрос. Что является критерием, определяющим начало человеческой жизни:

а).формирование нервной ткани плода

б).формирование легочной системы плода

в). первое сердцебиение

г). слияние женской и мужской половых клеток

4. Что может являться основанием допустимости аборта в либеральной идеологии?

а).свобода женщины

б).права ребенка

в).отрицание личностного статуса плода

г).существование медицинской операции по искусственному прерыванию беременности.

Обязательная литература:

1. Хрусталев Ю.М. Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья: учебник / Ю. М. Хрусталев. - Москва: ГЭОТАР - Медиа , 2015.-400 с.

2. Биоэтика: учебное пособие / В.В. Сергеев [и др.]. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 240 с.

Дополнительная литература:

1. Леонов Б. Рождение in vitro/ «Человек». 1995, №З.

2. Силуянова И.В. О некоторых особенностях отношения к плодоизгнанию в нравственном богословии./ Православие и проблемы биоэтики.М.,2001, с. 111- 122.

3. «Об основах охраны здоровья граждан РФ» ФЗ № 323 от 21 ноября 2011 года.

Учебные фильмы:

1. Натансон Б. Безмолвный крик (док. фильм), 1980.

2. Видеоролики по актуальным аспектам проблемных ситуаций к данной теме семинарского занятия.

Тексты для обсуждения.
1. Свитнев К.Н., к.ю.н., юрист, генеральный директор компании «Росюрконсалтинг»
Юридический статус эмбриона в международном праве (правоприменительная практика).

2. Свитнев К.Н. Юридический статус эмбриона в международном праве (правоприменительная практика) // http://medadvocat.ru/view_page.php?page=128

3. Соколова Н.А., к.б.н., ст. науч. сотрудник ВИНИТИ РАН, редактор научных журналов: «Физиология человека и животных» и Клиническая эндокринология».

4. МассиноЮ.С.,к.б.н., ст. науч. сотрудник Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН.Пренатальная диагностика: приобретенная аномалия медицинской генетики.

5. Соколова Н.А., Массино Ю.С. Пренатальная диагностика: приобретенная аномалия медицинской генетки//http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=23&idArt=808
6. Сабурова В.И., Силуянова И.В., Сушко Н.А. Фетальные исследования в материалах Комитета по этическим и правовым вопросам Американской медицинской ассоциации //Медицинское право и этика, № 2, 2002.

Тема 8. Этические проблемы медицинской генетики. Специфика морально-нравственных проблем в медицинской генетике. Моральные проблемы реализации международного проекта "Геном человека".

Теоретические вопросы к семинарскому занятию.

1.История генетики. Международный исследовательский проект "Геном человека": особенности, результаты, перспективы. "Всеобщая декларация о геноме человека и о правах человека" (ЮНЕСКО, 1997). Патентование генов: этическая и правовая оценка.

2.Этические принципы геномики:

а. неприкосновенность частной жизни и конфиденциальность генетической информации (семья, страховые компании, работодатели);

б. автономия (добровольность, информированность);

в. справедливость (неизлечимые болезни, евгеника);

г. равная доступность (свободный обмен научной информации или патентование);

д. качество (лицензирование лабораторий и этическая экспертиза).

3. Терапевтическая и прогностическая медицина - смена парадигм. Этические проблемы применения методов, используемых медициной для диагностики и коррекции мутантных генов (генетический скрининг и тестирование, генеалогический метод, пренатальная диагностика). Моральные аспекты медико-генетического консультирования (директивная и недирективная модель).

4. Виды генной терапии - компенсация генетических дефектов (коррекция мутантного гена) и привнесение в клетку новых свойств (ген как лекарство). Степень допустимости вмешательства в генетический аппарат человека. Генетический вред (изменение свойств существующих организмов), генетический риск (возникновение новых опасных организмов) и проблема генетической безопасности.

5. Этические проблемы генотерапии половых клеток. Евгеника. Либеральная и консервативная оценка возможностей изменения и (или) улучшения природы человека. Морально-этические аспекты генной терапии соматических клеток. "Не навреди"-обоснование приоритета лечебного эффекта генотерапевтического вмешательства над возможностью нанесения ущерба. Неблагоприятные последствия генной терапии соматических клеток.

6. Трансгенные животные и растения. "Зеленая революция". Закон РФ "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности"(1996 г.).

7. Этический коридор технологий трансплантации стволовых клеток. Статус эмбриона и морально-этические проблемы терапевтического клонирования. Позиция христианских Церквей Европы.

Ключевые понятия: этика, генетика, геномика, геном, генная терапия, пренатальная диагностика, евгеника, "новая евгеника", трансгенное животное, природа, человек, личность, свобода, генетический паспорт, искусственный отбор, биополитика, тоталитаризм, достоинство личности, патентование генов, прогностическая медицина, проект «Геном человека», картирование, секвентирование, клонирование, генеалогический метод, инвазивные методы исследования, неинвазивные методы исследования, генотерапия половых клеток, генная терапия: in vivo, ex vivo, in situ, соматическая генотерапия, фетальная генотерапия.

Темы докладов:

1. Геном человека расшифрован: что дальше?

2. Генная терапия: надежды и опасности.

3. Лечение генами - фантастика или реальность?

4. Евгеника как форма решения проблемы качества и количества людей.

5. Позитивная и негативная евгеника.

6. Власть биотехнологий и биополитика.

7. Патентование генов и бионика: кому принадлежит «copyright»?

Темы рефератов:

1. История и логика евгеники

2. Геномика под "этическим микроскопом".

3. Клонирование человека и кризис европейского гуманизма.

4. «Зеленая революция»: сегодня и завтра.

5. Трансгенные организмы и экологическая катастрофа.

6. Моральная оценка биотехнологий.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что отличает и объединяет понятия: "геном", "геномика", "генная терапия", "медицинская генетика"?

2. Почему и как "прогностическая медицина" связана с биоэтикой и биополитикой?

3. В чем состоит морально-этическая недопустимость "искусственного отбора" в отношении человека?

4. В чем заключается "генетический риск" генно-терапевтических процедур?

5. Может ли генная инженерия быть этически допустимой и генетически безопасной?

6. В чем заключается отличие между "старой" и "новой" евгеникой?

7. Перечислите пять этических принципов исследования генома человека.

8. Каково содержание принципа "неприкосновенности частной жизни и конфиденциальности генетической информации"?

9. На чем основывается этическая аргументация недопустимости генотерапии половых клеток?

10.Что предпочтительнее с точки зрения этики науки - право собственности на открытие или право на свободный доступ к научным открытиям?

11. При каких условиях "генетический паспорт" - может ограничивать свободу человека, приемлемости клонирования человека?

Тесты:

1. Генетическое прогностическое тестирование производится:

а. только в лечебных целях

б. только в целях медицинских научных исследований

в. с целью осуществления искусственного отбора населения

г. с целью создания благоприятных социальных условий для лиц с повышенными интеллектуальными способностями

д. с целью создания совершенного общества с помощью искусственного отбора

2. Генетическое прогностическое тестирование определяет:

а. что данное лицо является носителем гена, вызывающего болезнь

б. генетическую предрасположенность к какой-либо болезни

в. социальную опасность человека

г. творческую или деловую несостоятельность личности

3. Вмешательство в геном человека может быть осуществлено во всех перечисленных целях, кроме:

а. изменения генома половых клеток

б. профилактическизх целях

в. в диагностических целях

г. в терапевтических целях.

4. Генная терапия должна осуществляться:

1) только в лечебных целях

2) для построения здорового общества или общества здоровых граждан

3) для медицинской и моральной подготовки и повышенной заботы о будущем

ребенке

4) в целях изменения генома наследников пациента.

5. Генетическое прогностическое тестирование производится:

1) только в лечебных целях

2) только в целях медицинских научных исследований

3) с целью осуществления искусственного отбора населения

4) с целью создания благоприятных социальных условий для лиц с повышенными

интеллектуальными способностями

5) с целью создания совершенного общества с помощью искусственного отбора

6) для медицинской и моральной подготовки и повышенной заботы о будущем

ребенке и в целях уточнения клинического диагноза .

6. Генетическая паспортизация

1)вызывает неприятие из-за моральных проблем требует строжайшей

2)конфиденциальности из-за возможных злоупотреблений

3)должна широко применяться в каждом обществе

4)должна быть запрещена.

7.Генетический скрининг - это анализ генетического материала человека с целью выявления

1)моногенных наследственных болезней

2)полигенных наследственных болезней

3)дефектов в геноме, клиническое значение которых пока остается неясным

4)соматических болезней

8.Проведение генетического скрининга возможно

1)при соблюдении принципа добровольного информированного согласия

2)без соблюдения принципа добровольного информированного согласия

3)при соблюдении конфиденциальности о полученных результатах

4)в нарушение конфиденциальности

9.Устранение возможных наследственных болезней через посредство генетического скрининга ЭКО зародыша или пренатально взятых клеток

1)морально допустимо и желательно

2)аморально и не допустимо вообще

3)недопустимо из-за религиозных запретов

4)соответствует фундаментальному принципу этики «делай добро».

10. Недирективный характер медико-генетической помощи включает в себя все, кроме:

1) объективной подачи информации

2) информирования о вероятностном характере данных генетического

консультирования

3) «компетентного влияния» на решение и выбор пациентов

Обязательная литература:

1. Хрусталев Ю.М. Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья: учебник / Ю. М. Хрусталев. - Москва: ГЭОТАР - Медиа , 2015.-400 с.

2. Биоэтика: учебное пособие / В.В. Сергеев [и др.]. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 240 с.

3.Федеральный закон "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности" № 86-ФЗ от 5.06.1996

Дополнительная литература:

1. Алтухов Ю. П. О клонирование человека / Православие и проблемы биоэтики. Под ред. проф. Силуяновой И. В. М., 2001, с. 67-71.

2. Тищенко П. Д. Био-власть в эпоху биотехнологий. М., 2001,17.

3. В.И.Иванов, В.Л.Ижевская, Е.Л.Дадали. Биоэтические проблемы медицинской генетики./ Медицинское право и этика. 2002, №4, с. 41-67.

4. Фаворова О.О., Кулакова О.Г. Биоэтические проблемы генной терапии./ Медицинское право и этика. 2002, №4, с.87-101.

5.Вязицкий П.О., Волчек И.А., Каргинов В.А., Коваленко С.П. Генетическая инженерия в современной медицине //Военно-медицинский журнал. - 1992. - № 5. - С. 37 - 41.

6.Гришина Е. М., Иванюшкин А. Я., Курило Л. Ф. Морально-этические аспекты определения и выбора пола плода// Медицинское право и этика, М. - 2001, - № 2, - с. 40-48.

Тема 9. Этика и трансплантология. Основные моральные дилеммы, связанные с пересадкой органов и тканей от живых доноров и от трупа.Моральные проблемы ксенотрансплантологии. Проблемы разработки искусственных органов.

Теоретические вопросы к семинарскому занятию.

1. Трансплантация: история развития. Основные этические проблемы трансплантации.

2. Проблема коммерциализации трансплантации. Морально-этические основания запрета на осуществление купли-продажи органов и (или) тканей человека.

3. Развитие нейрореанимации и формирование критериев смерти мозга. Определение «смерти мозга»: медицинский (уровень), философские, морально-этические и юридические проблемы. Стойкие вегетативные состояния. Прецеденты реабилитации пациентов со стойкими вегетативными состояниями. Специфика отношения персонала к пациентам находящимся в стойком вегетативном состоянии и их родственникам.

4. Этические принципы эксплантации (изъятия) органов и тканей у трупа. Типы регулирования: рутинный забор, презумпция согласия, презумпция несогласия. Аргументы сторонников презумпции несогласия.

5. Основные этические и правовые принципы изъятия органов у живого здорового донора. Права донора.

6. Проблемы распределения донорских органов. Лист ожидания, особенности его оформления.Медицинские и этические критерии справедливого распределения донорских органов (лист ожидания): гистосовместимость, неотложность, очередность, удаленность.

7. Организация донорской службы. Правила изъятия органов. Проблемы совместимости. Понятие об отторжении органа. Основные методы консервации органов и тканей.

8. Трансплантация в педиатрии. Этические проблемы изъятия органов у детей.

9. Организация донорской службы. Правила изъятия органов. Проблемы совместимости. Понятие об отторжении органа. Основные методы консервации органов и тканей.

10.Ксенотрансплантация. Причины запрета на проведение ксенотрансплантаций в Европе (мораторий).

11.Морально-этические аспекты использования органов некомпетентных доноров (детей, психически больных лиц) и доноров с резким ограничением свободы выбора (заключенные, приговоренные к смерти).

12.Морально-этические аспекты неприемлемости использования фетальных тканей в трансплантологии.

Ключевые понятия: трансплантология, донор, реципиент, (гомо-), (алло-), трансплантат, коммерциализация, смерть мозга, стойкое вегетативное состояние, личность, эксплантация органов, рутинный забор, презумпция согласия («неиспрошенное согласие»), презумпция несогласия («испрошенное согласие»), «карточка донора», «дарение органов», лист ожидания, гистосовместимость, ксенотрансплантация, отторжение, ксенозооноз, фетальные ткани.

Темы докладов:

1. Медицинские критерии смерти человека и моральный статус личности.

2. Мировой опыт решения проблемы изъятия трансплантатов у живых и умерших доноров.

3. Состояние и перспективы трансплантологии в России.

Темы рефератов:

1. Этические проблемы трансплантологии.

2. Принцип полезности в утилитаризме.

3. Коммерциализация трансплантологии и принцип справедливости.

4. Проблема соотношения социального и биологического в смерти человека.

5. Ксенотрансплантология: медико-этические проблемы и перспективы.

6.Этико-правовые проблемы распределения донорских органов и пути их решения.

7.Сравнительная характеристика презумпции согласия и презумпции несогласия.

8.Диагностические критерии смерти мозга человека.

9.Мировой опыт решения проблемы изъятия трансплантатов у живых и умерших доноров.

Вопросы для самоконтроля:

1. Кем была осуществлена первая в мире удачная пересадка сердца человеку?

2. Кем была осуществлена первая в мире удачная пересадка сердца человеку?

3. Какими основными юридическими документами регулируется трансплантация в России?

4. Равнозначны ли понятия «стойкое вегетативное состояние» и «смерть мозга»?

5. Назовите три основных этических и организационных принципа, которыми необходимо руководствоваться при констатации смерти человека по критериям смерти мозга?

6. Что такое презумпция согласия и презумпция несогласия донора?

7. Какой вид презумпции является наиболее приемлемым с точки зрения этики?

8. Какой вид презумпции законодательно закреплен в России?

9. Возможно ли использование органов и тканей живого здорового донора в России, если «да» то, какие достаточные (обязательные) условия должны соблюдаться?

10. Какие критерии лежат в основе принятия решения врачами при распределении донорских органов реципиентам?

11. Назовите две основные причины, по которым ксенотрансплантация не может выйти за рамки научного эксперимента и стать клинической практикой.

12. В чем заключается моральное зло торговли человеческими органами?

13. Морально ли продление жизни одних людей за счет других?

14. Возможно ли естественнонаучное обоснование донорства?

Тесты:

1. Взятие органов и тканей от мертвого донора осуществляется в Российской федерации:

1) беспрепятственно в интересах науки и общества

2) согласно принцину « призумпции несогласия»

3) согласно принцину « призумпции согласия»

4) в соответствии с морально-религиозными ценностями

2.Этичность изъятия органов от мертвого донора предполагает:

1) отсутствие моральных и законодательных ограничений

2) условие высказанного при жизни и юридически оформленного согласия донора

3) условие отсутствия высказанных донором при жизни возражений против забора органов у его трупа

4) условие согласия родственников

5) беспрепятственность в интересах науки и общества

3. Этическая оправданность гомологической (от человека человеку) трансплантации определяется:

1) видовой идентичностью

2) правом на физический и психологический риск донора

3) свободным и информированным согласием донора

4) финансовой состоятельностью реципиента

5) желанием спасти человеческую жизнь.

4. Гетерологичные пересадки (ксенотрансплантация) недопустимы для религиозного сознания тоталитарной секты «свидетелей Иеговы» вследствие:

1) видового различия человека и животного

2) возможности кризиса идентичности у человека

3) сущностного Богоподобия человека

4) сосредоточения души живого существа в его крови.

5. .Донорство есть вид деятельности, которая с позиций христианской нравственности мотивирована:

1) финансовой выгодой

2) призванием любви и состраданием, волей к самопожертвованию

3) солидарностью на взаимовыгодных условиях

4) желанием счастья и здоровья человека

6. Формирование современных медицинских критериев смерти человека обусловлено:

1) морально-мировоззренческим пониманием сущности человека

2) развитием медицинской техники

3) потребностью трансплантационной медицины

4) уважением чести и достоинства человека

7. В России трансплантация может проводится без согласия донора, если донор:

1) особо опасный преступник, осужденный на пожизненное заключение

2) гражданин иностранного государства

3) гражданин страны, находящейся в состоянии войны с Россией

4) психически неполноценный

5) донор — умерший человек, причем ни он, ни его родственники не протестовали

против использования его органов.

8. Этическая проблема репродуктивной идентичности человека максимально связана с пересадкой:

1) почек

2) печени

3) сердца

4) головного мозга

5) половых желез

6) роговицы

9. Трансплантация представляет собой этически некорректное действие с точки зрения христианского религиозного сознания на основании:

1) нарушения соматической целостности человека

2) христианского учения о судьбе человеческого тела в Вечности

3) нарушения уникальных свойств индивидуальности человеческой личности

4) нарушения воли и желания умершего человека

5) произвольного, неиспрошенного действия врача без ведома и согласия донора.

10.Изъятие органов и тканей от мертвого донора осуществляется в Российской Федерации:

1) беспрепятственно в интересах науки и общества

2) согласно принципу “презумпция несогласия”

3) согласно принципу “презумпция согласия”

4) в соответствии с морально-религиозными ценностями

5) не регламентировано законодательством

Обязательная литература:

1. Хрусталев Ю.М. Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья: учебник / Ю. М. Хрусталев. - Москва: ГЭОТАР - Медиа , 2015.-400 с.

2. Биоэтика: учебное пособие / В.В. Сергеев [и др.]. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 240 с.

Дополнительная литература:

1 .Трансплантология. Руководство. Под ред. акад.В.Шумакова. М. 1995.

2. Булгаков М. Собачье сердце. Собр. соч. в пяти томах.Т.З,М.,1989,с.119-211.

3. Нормативная документация, ФЗ РФ «О трансплантации органов и тканей…»

Наши рекомендации