Эталоны ответов ситуационных задач
1. Внебольничная острая очаговая пневмония, средней степени тяжести, не осложненное течение, ДН1
Необходимо провести следующие обследования: ОАК, биохимический анализ крови, бак. посев мокроты, рентгенологическое обследование органов грудной клетки.
2.Предварительный диагноз: ОРЗ, ринофарингит. Острая пневмония?
План обследования: ОАК, биохимические показатели крови (воспалительная реакция), рентгенография органов грудной клетки. Назначение антибиотикотерапиию
3.Необходимо провести с лечебно-диагностической целью плевральную пункцию.
4.Следует думать об острой пневмонии, направить ребенка на рентгенологическое обследование органов грудной клетки. Назначение терапии некорректно. Во-первых, если это ОРЗ, то антибиотики не назначаются. Во-вторых, если в данном случае подтвердится диагноз пневмония рентгенологически, то это будет внебольничная (домашняя) пневмония, возбудителем которой в 80 % случаев является пневмококк. Поэтому, в данном случае, достаточным будет назначение пенициллина.
5.Необходимо перевести больного в хирургическое отделение
6.Диагноз: Острая крупозная пневмония, ДН1
План обследования: ОАК, биохимические показатели воспалительной реакции, ЭКГ, рентгенография органов грудной клетки.
7. Диагноз: Острая правосторонняя сегментарная пневмония, вызванная синегнойной палочкой, тяжелая, ДН 3. Муковисцидоз, смешанная форма.
8.Острая правосторонняя пневмония. Правосторонний плеврит?
Обследования: ОАК, биохимический анализ крови, ЭКГ, рентгенография органов грудной клетки, плевральная пункция.
9.Лечение: этиотропное (пенициллин), патогенетическое, симптоматическое.
10.На рентгенограмме выявлен очаг инфильтрации в нижней доле правого легкого.
План лечения: режим, антибиотикотерапия, патогенетическаятерапия и симптоматическая терапия, физиолечение.
Эталоны ответов на вопросы для итогового контроля знаний
1.Пневмококк, клебсиелла, стрептококки, вирусно-бактериальные асссоции.
2.Охлаждение, хронические очаги инфекции. Рецидивирующие бронхиты
3.Да, как исключение
4. В сторону ацидоза
5.I - компенсированная
II - субкомпенсированная
III – декомпенсированная
6.ДН – это состояние организма, при котором либо легкие не обеспечивают поддержание нормального газового состава крови, либо последнее достигается за счет ненормальной работы аппарата внешнего дыхания, приводящей к снижению функциональных возможностей организма.
7.Внебольничные (домашние) и внутрибольничные
8. Повышение температуры, головная боль, ухудшение самочувствия и головная боль, вялость, обложенность языка
9.Да
10.Нижняя доля правого легкого
11.Остро развившаяся лихорадка с ознобом, боль в боку, кашель
12.Синегнойная палочка
13.Дистрофия миокарда, миокардит, сердечно-сосудистая недостаточность
14.Абсцессы, буллы
15.Прогрессирующая медиастенальная эмфизема, пиоторакс, пневмоторакс
Задания для УИРС:
Составить рефераты, используя монографии и журнальные статьи за последние5 лет, на темы:
1.Особенности орнитозной пневмонии.
2.Клебсиеллезная пневмония.
3.Пневмония, вызванная синегнойной палочкой.
4.Легионеллезная пневмония, особенности течения.
5.Принципы антибактериальной терапии пневмоний на современном этапе.
Дополнительная литература по теме занятия:
1.Пневмонии у детей/ под ред. Каганова С.Ю. Москва, мед., 1995г.-С.214.
2.Таточенко В.К. Антибактериальная терапия острых пневмоний / Российский вестник перинатологии и педиатрии.-№5.-1997г.
РЕСПИРАТОРНЫЕ АЛЛЕРГОЗЫ. АТОПИЧЕСКАЯ БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА У ДЕТЕЙ.
Бронхиальная астма принадлежит к числу распространенных аллергических болезней в детском возрасте. За последние годы во всем мире, в том числе и в России, отмечается тенденция к увеличению заболеваемости бронхиальной астмой детей и её более тяжелому течению.
Цель занятия:
Выяснить в чем заключается новая концепция патогенеза бронхиальной астмы и связанная с ней новая стратегия терапии.
Студент должен знать:
Особенности патогенеза, диагностики, лечения и профилактики бронхиальной астмы у детей на современном этапе.
Студент должен уметь:
1. Провести физикальное обследования у больного с бронхиальной астмой.
2. Определение степени дыхательной недостаточности.
3. Оценивать рентгенограммы.
4. Оценивать протоколы определения функции внешнего дыхания.
5. Проводить пикфлоуметрическое мониторирование у детей.
Содержание учебного материала
К респираторным аллергозам относятся заболевания, в патогенезе которых решающая роль принадлежит аллергии, а в клинической картине на первый план выступают симптомы поражения органов дыхания.
Классификация аллергозов у детей:
1.Заболевания верхних дыхательных путей: аллергические риниты, синуситы, аденоидиты. Тонзиллиты. Фарингиты, ларингиты, трахеиты и бронхиты;
2.Бронхиальная астма:
3.Аллергические пневмонии и альвеолит, эозинофильный легочный инфильтрат.
Бронхиальная астмау детей — заболевание, развивающееся на основе хронического аллергического воспаления бронхов, их гиперреактивности и характеризующееся периодически возникающими приступами затрудненного дыхания или удушья в результате распространенной бронхиальной обструкции, обусловленной бронхоконстрикцией, гиперсекрецией слизи, отеком стенки бронхов.