Организация рационального питания детей в доу
Питание рассматривают одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка Жизнедеятельность детского организма протекает с большим расходом энергии, которая восстанавливается за счет веществ, поступающих с пищей, поэтому правильное питание оказывает самое непосредственное влияние на рост, состояние здоровья и гармоничное развитие ребенка.
Основные принципы организации питания в ДОУ
• Лдекнашая энергетическая ценность рационов.
• Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым
пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и
жирные кисло!ы, различные классы углеводов, витаминов, минераль
ных солей и микроэлементов.
• Максимальное разнообразие пищи
• Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и
блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохран
ность исходной пищевой ценности.
• Учет индивидуальных особенностей детей (в том числе неперено
симость ими отдельных продуктов и блюд).
• Обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания,
включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеб
лока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хране
нию, приготовлению и раздаче блюд.
ПРОДУКТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДЕТСКОМ ПИТАНИИ
В правильном питании детей дошкольного возраста ис пользуют широкий спектр продуктов. Наиболее важными считают молоко и молочные продукты, мясо, рыбу и другие.
Молоко считают одним из основных и необходимых продуктов питания. Ребенок должен получать его не менее 500-600 мл/сут. Часть суточной нормы молока желательно давать в виде кисломолочных продуктов (кефир, ряженка, простокваша, ацидофилин и др.), ; оказывающих благоприятное действие на процессы пищеварения. Из других молочных продуктов ежедневно должен быть в рационе свежий творог, его можно употреблять через 1-2 дня в большем обьеме. В набор для детей от 1,5 до 3-х лет также входит новый для них продукт — неострые сорта сыра, которые богаты жиром, солями кальция и фосфора.
В наборе продуктов у детей 2-3-х лет жизни постепенно увеличивают количество мяса. Для этого обычно используют говядину и телятину, можно готовить нежирную свинину, молодую баранину, мясо кролика, курицы. Особенно полезны для растущего организма субпродукты (печень, мозги, сердце, язык), содержащие ценные микроэлементы (железо, фосфор, медь, кальций). До трехлетнего возрасча нельзя давать ребенку мясо утки, гуся, до двухлетнего — сосиски, колбасу, сардельки, так как во всех этих продуктах содержится большое количество трудноусваиваемых жиров.
В продуктовый набор должна входить рыба. Белки, содержащиеся в рыбе, легче перевариваются и усваиваются в организме, чем белки мяса. Для питания пригодны многие виды морских и речных рыб, исключением могут быть жирные и деликатесные сорта. Мясо или рыбу необходимо включать в меню ребенка ежедневно.
В качестве продуктов, содержащих жир, рекомендуют сливочное и растительное масло, обладающее ценными биологическими свойства-
ми. В суточном рационе дошкольников должно содержаться до 25 г сливочного и 9-10 г растительного масла.
Потребность детей в углеводах в основном следует удовлетворять за счет овощей и фруктов. В суточный рацион ребенка дошкольного возраста желательно включать до 500 г различных овощей (при этом доля картофеля составляет не более половины), 150-200 г свежих фруктов и столько же натуральных фруктовых или овощных соков. Фрукты и овощи служат источником почти всех витаминов и микронутриентов, необходимых ребенку, содержат растительный белок, органические кислоты, ферменты Сырые овощи и фрукты необходимо давать в виде салатов, соков При отсутствии свежих фруктов и овощей можно использовать свежезамороженные, консервированные продукты, консервы для детского питания.
Набор продуктов должен содержать хлеб различных сортов. Ребенку дошкольного возраста достаточно 150-170 г хлеба в сутки, в том числе не менее 50-60 г ржаного. Общее количество круп, в число которых входят бобовые и макаронные изделия, для детей этого возраста не должно нревыша!ь 40—50 r/сут. Если до 1,5 лет используют в основном манную, гречневую, овсяную, рисовую крупу, то после 2-х лет необходимо дополнительно включать в рацион другие крупы, такие как пшеничную, ячневую, кукурузную, перловую. Потребность ребенка 1-3 лет в сахаре составляет 40-50 г, 4-6 лет — 50-60 г.
Хлеб, крупы, молоко, мясо, сливочное и растительное масло, сахар и овощи включают в меню ежедневно, а остальные продукты (творог, сыр, яйцо) — 2-3 раза в неделю.
СОСТАВЛЕНИЕ МЕНЮ
Рациональное питание детей в детских учреждениях требует правильно организованного меню и сбалансированных норм потребления пищевых веществ и энергии, представленных в табл. 6-4.
Наиболее оптимальным соотношением белков, жиров и углеводов в рационах детей дошкольного возраста считают 1:1:4. Нарушение этого соотношения, как в сторону уменьшения, так и увеличения одного из компонентов приводит к разбалансированности питания, что может вызвать различные нарушения в состоянии здоровья ребенка.
Для детей дошкольного возраста животные белки должны составлять не менее 65% от общего количества белков в рационе, растительные жиры — примерно 15% от общего количества жиров. Не менее важен и качественный состав углеводов, которые делят на легко усваивающиеся моно-, ди- и полисахариды. Пектиновые вещества и клетчатка регулируют деятельность кишечника и должны составлять до Узот °б-щсго су точного количества углеводов
Таблица 6-4.Суточные нормы потребления пищевых веществ и энергии для дошкольников
Возраст детей | Энергетическая ценность, ккал | Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г | |
всего | ВТ. Ч. животные | всего | всего | ||
С 1-ю года до 3-х лет | |||||
3-7 лет |
В дошкольных учреждениях должны использовать примерные 7- или 10-дневные меню, разработанные для летне-осеннего и зимне-весеннего периода, отдельно детям раннего и дошкольного возраста и в зависимости от длительности пребывания в ДОУ. Для того чтобы в отдельные дни дети не получали чрезмерного или недостаточного количества белков, жиров и углеводов, меню должно быть просчитано по содержанию в нем пищевых ингредиентов.
На основании примерного 10-дневного меню, которое составляют с учетом национальных и территориальных особенностей питания населения, составляют меню-требование установленного образца, с указанием выхода блюд для детей разного возраста.
Зимой и весной при отсутствии свежих овощей и фруктов рекомендуют включать в меню соки, свежезамороженные овощи и фрукты при соблюдении сроков их реализации В эндемичных по йододефициту районах используют йодированную поваренную соль.
Меню составляют накануне, и изменению оно не подлежит. Завтрак готовят по численности детей, присутствующих в детском саду накануне. Обед и ужин готовят в соответствии с численностью детей на данный день (на основании утренних рапортичек о количестве детей в каждой группе за подписью воспитателя).
Выдачу готовой пищи детям следует проводить только после снятия пробы и записи медработником в специальном бракеражном журнале оценки готовых блюд и разрешения их к выдаче В журнале необходимо отмечать вкусовые качества каждого блюда, а не рациона в целом, и указывать соответствие веса и объема раздаваемых блюд количеству, приведенному в меню. В группах пищу детям необходимо распределять в соответствии с объемами, полагающимися им по порционнику, в котором указано, какое количество пищи, положено получать детям того или иного возраста.
Ежедневно необходимо оставлять суточную пробу готовой продукции. Отбор и хранение суточных проб находятся под постоянным контролем медицинских работников Суточные порционные пробы отбирают в полном объеме, 1 блюдо и гарниры — не менее 100 г с целью микробиологического исследования при неблагополучной эпидемиологической ситуации Пробу отбирают в стерильную стеклянную посуду с крышкой (гарниры и салаты в отдельную посуду) и сохраняют в течение 48 ч в специальном холодильнике или в специально отведенном месте в холодильнике для хранения кисломолочных продуктов при температуре 2-6 "С. Контроль правильного отбора и хранения суточной пробы осуществляет медицинский работник
Детям старше одного года, в отличие от детей первого года жизни, питание назначают не индивидуально, а целой группе детей одинакового возраста. При составлении детского рациона необходимо следить за достаточным разнообразием блюд, не допуская повторение одного и того же блюда не только в один, но и ближайшие дни.
Составление суточного рациона ребенка лучше всего начинать с обеда, в состав которого обычно входит максимальное количество мяса или рыбы, а также значительная часть овощей и масла. Оставшиеся продукты, общее количество которых на текущие сутки определяют с ориентацией на рекомендуемые возрастные нормы, распределяют между завтраком, ужином и полдником.
ОБЕД