Этические проблемы медицинской генетики

Современная генетика, а особенно генетика человека – одна из наиболее бурно развивающихся областей научного знания. Характерно при этом, что многие ее достижения очень быстро находят свои практические приложения в области медицины и здравоохранения. Этот стремительный прогресс медицинской генетики неизбежно сопровождается непрестанным появлением все новых моральных и юридических проблем. Согласно американскому исследователю Л. Уолтерсу, основными этическими проблемами современной медицинской генетики являются такие проблемы, как сохранение медицинской тайны (конфиденциальность генетической информации), добровольность при проведении генетического тестирования индивидов и скринирования популяции, доступность медико-генетической помощи (тестирования, консультирования) для различных слоев населения, соотношение потенциального блага и вреда при реализации различных генетических вмешательств.

В последнее время активно разрабатываются методы клонирования – создание генетических копий живых существ. Так естественный процесс порождения человека человеком постепенно технологизируется, превращаясь в своеобразное лабораторное производство. Если мир культуры определяется как совокупность того, что изготовлено человеком в отличие от мира природы - того, что произошло в силу естественной необходимости, то «пробирочные» дети с «улучшенным» по желанию «заказчиков» генотипом должны считаться, с точки зрения канонов современной цивилизации, в большей степени людьми, чем те, кого произвели на свет естественным, «некультурным» путем. Еще в 1971 году американский биолог Б. Гласс писал, что современная биология может гарантировать качество всех новорожденных, так что ни один из родителей не имеет права обременять общество рождением урода или умственно отсталого ребенка.

Энтузиазм, с которым воспринимаются общественностью успехи в исследовании генома человека, влечет за собой преувеличение роли генетической детерминации человеческих качеств и, прежде всего, поведения человека. Преувеличение роли генов, в конечном счете, означает снятие личной ответственности. Поэтому, как верно отмечают Дж. Аннас и Ш. Элиас: «… опасность заключается в тенденции полагать, что гены более могущественны, чем влияние среды, и поэтому наши действия должны рассматриваться как «генетически детерминированные», а не как результат свободной воли. Уже сейчас мы являемся свидетелями подобного рода мышления в связи со случаями «47,XYY защиты». Есть предположение, что носители кариотипа «47, XYY» генетически предрасположены к совершению преступлений. Соответственно, некоторые индивидуумы с лишней хромосомой, обвиненные в совершении преступлений, утверждали, что они не должны нести ответственность, поскольку их набор генов предрасполагает к совершению преступных деяний. Обычно суды не принимают подобную аргументацию, а в тех редких случаях, когда она учитывалась, обвиняемые приговаривались к принудительному психиатрическому лечению.

Возникновение новых возможностей манипуляции генетическим материалом с целью улучшения наследственных качеств индивида и предупреждения распространения генетических заболеваний способствует возрождению идей евгеники, имевших широкое распространение среди биологов и политиков в конце 19 – первой половине 20 века.

Термин «евгеника» предложен в 1883 году Френсисом Гальтоном, кузеном Ч. Дарвина. По мнению сторонников евгеники, общество за счет развития медицины, социальной поддержки инвалидов и других «искусственных» мер улучшения качества жизни ослабило действие естественного отбора, в результате чего возникла опасность расового вырождения. «Субнормальные» индивиды, участвуя в размножении, «засоряют» так называемый «генофонд нации» недоброкачественными генами. Евгенические методы направлены на то, чтобы остановить генетическое вырождение населения. Различают «негативную» и «позитивную» евгенику. Негативная евгеника должна приостановить передачу по наследству «субнормальных» генов (например, путем принудительной стерилизации) Позитивная евгеника ставит своей задачей обеспечить преимущества для воспроизводства наиболее физически или интеллектуально одаренных. В целом идеи евгеники оказали очень существенное влияние на формирование фашистской расовой теории. Так, наука и научное знание оказались средством для распространения политической реализации самых темных предрассудков толпы.

По мнению большинства отечественных генетиков, евгеническая политика, какими бы методами она ни проводилась, вызывает серьезные возражения и с теоретической, и с практической точек зрения. Многие значимые в евгеническом отношении признаки, такие как интеллект, детерминируются сотнями генов. И все эти гены примерно одинаково важны. Вести отбор по такому количеству генов – нереальная селекционная задача. Столь же нереально пока пытаться изменить эти сотни генов методами генной инженерии.

Наши рекомендации