Становление христианства и больничное дело
Первые два века нашей эры были «золотым периодом» в истории Римской империи. Однако уже ощущалось влияние христианства. В Александрии, где учился Гален, человеческих трупов уже не вскрывали и анатомию человека уже не изучали.
В 325 г. 1-й Вселенский Собор в малоазиатском городе Никее (Никейский Собор) принял церковный христианский календарь и признал христианство государственной религией Римской империи.
С историей христианства тесно связано возникновение и развитие монастырских больниц и больничного дела.
История становления монастырей корнями своими уходит в начало IV в., когда на территории Египта зародилось пустынножительство — первая форма монашества. Его основатель Антоний Великий, выражая протест против несправедливостей человеческого общества, роздал свое имущество, ушел в пустыню и стал примером для многочисленных подражателей.
Первые пустынножители — анахореты (греч. anacoretes — отшельник, пустынник) бродили отшельниками по одиночке. Потом трудности жизни заставили монахов-пустынников объединиться. Так возникли монастыри. Первый «общежитейский монастырь» — киновия (греч. kinovios; от kino — общий и vios — жизнь) — был основан в Египте в 320 г. Впоследствии монастыри стали появляться на территориях Палестины, Сирии и других провинций Римской империи.
Со временем монахи стали принимать участие в общественных делах и занятиях, постепенно монастыри стали местом, где вдали от мирских забот монахи (среди прочих дел) читали, переписывали, переводили и писали книги.
Монастыри проводили жесткий отбор того минимума церковной и светской литературы, которую с позиций церкви нужно было сохранить и прокомментировать.
Организация и дисциплина в монастырях позволили им в трудные годы войн и эпидемий оставаться цитаделью порядка и принимать под свою крышу, стариков и детей, раненых и больных. Так возникли первые монастырские приюты для увечных и больных путников — ксенодохии (греч. xenodochio - гостиница; от xenos — гость и dochio сосуд, вместилище) — прообразы будущих монастырских больниц.
Первая большая христианская больница (nosocomium) была построена в Кесарии в 370 г. епископом Василием Великим. Она была похожа на маленький город: каждое ее строение соответствовало одному из типов болезней, которые тогда различали. Была там и колония для прокаженных — прообраз будущих европейских лепрозориев.
Первая больница в западной части Римской империи была создана в Риме в 390 г. В это же время появляются и первые диакониссы (лат. deaconesses — служительницы; от греч. diakonein - служить) — христианской церкви, которые посвящали себя уходу за слабыми, немощными и больными.
Больничное дело в восточных провинциях Римской империи стояло на более высоком уровне и позднее получило развитие в Византийской империи - преемнице античного культурного наследия Средиземноморья.
В IV—V вв. произошло невиданное по своим масштабам так называемое Великое переселение народов — движение племен и племенных союзов Восточной и Центральной Европы к восточным и северным границам Римской Империи. Оно оказало огромное влияние на падение Западной Римской империи и все последующее развитие Европы и региона Средиземноморья, приблизив конец античной цивилизации.
Но постоянная внутренняя борьба за власть в Великой Римской империи привела к тому, что уже к концу III в. военная мощь Империи стала ослабевать; г. Рим перестал быть местом пребывания императорского двора. Внимание императора Константина привлек небольшой древнегреческий городок Византии на европейском берегу Босфора, куда он и перенес столицу империи, дав ей название «Новый Рим — Константинополь».
В 395 г. некогда могущественная империя окончательно разделилась на две части: Западную Римскую империй которая пала под натиском варварских племен в 476 г., и Восточную Римскую империю (Византию), которая существовала еще тысячу лет до 1453 г.
Падение античной рабовладельческой системы Западного Средиземноморья ознаменовало начало нового периода истории человечества — Средних веков и характерного для них нового общественного устройства — феодализма.
Основные черты развития медицины Древнего мира:
― изобретение письменности (4 тыс. до н.э.), создание первых текстов медицинского содержания;
― формирование двух направлений лечебной деятельности: эмпирического врачевания, основанного на практическом опыте народа, и культового врачевания, основанного на религиозных верованиях,
― развитие представлений о происхождении болезней (связанные с природой, морально-этических, религиозно-мистических);
― подготовка врачевателей (семейная традиция, обучение в общих школах, при храмах);
― создание древнейших санитарно-технических сооружений, развитие гигиенических навыков и традиций;
― развитие классового подхода к врачеванию;
― формирование основ врачебной этики;
― развитие взаимных влияний и преемственности в области врачевания между разными древними цивилизациями.