Перечень практических манипуляций
по дисциплине «Сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом
ВИЧ-инфекции и эпидемиологии»
Специальность 060501– «Сестринское дело»
№ | Название манипуляций | Зачет-ные манипу-ляции | Стра-ницы алго-ритма |
1. | Правила поступления и размещения больных в инфекционном стационаре. | ||
2. | Оформление документов на поступающих в стационар (ф. 58,60). | ||
3. | Забор и посев крови на гемокультуру и стерильность, оформление направления, хранение, транспортировка материала | + | |
4. | Забор крови на серологические и иммунологические исследования, оформление направления, хранение и транспортировка материала. Постановка серологического диагноза. | + | |
5. | Забор крови на ВИЧ-инфекцию, оформление направления, хранение и транспортировка материала. | + | |
6. | Забор испражнений на бакпосев для выделения кишечной группы, оформление направления, хранение и транспортировка материала. | + | |
7. | Забор мазков из носа на вирусологические и бактериологические исследования. | ||
8. | Забор мазков из носоглотки на менингококк, оформление направления, хранение и транспортировка. | + | |
9. | Забор мазков на ВL из носа и зева (или ротоглотки) на бакпосев, оформление направления, хранение и транспортировка материала. | + | |
10. | Техника постановки в/к аллергических проб (диагностической и проб на чувствительность к антибиотикам и гетерогенным лечебным препаратам). | ||
11. | Обязанности медсестры при проведении ректороманоскопии. (RRS). | ||
12. | Приготовление дезинфицирующих растворов хлорной извести и хлорамина (10%, 5%,3%, 1%, 0,5%) | + | |
13. | Текущая и заключительная дезинфекция (суден, горшков, предметов ухода и т.д.) Приказ № 916 от 1983 г. и № 408 от 1989 г. - при кишечных инфекциях; - при инфекциях дыхательных путей; - при вирусных гепатитах и ВИЧ-инфекции - при ООИ. | + | |
14. | Промывание желудка. Забор рвотных масс и промывных вод желудка на бакпосев. | ||
15. | Забор мочи на бакпосев. | ||
16. | Введение чужеродных сывороток и иммуноглобулинов дробно по Безредко. | + | |
17. | Приготовление мазка и толстой капли крови на малярию. | ||
18. | Правила надевания и снятии ПЧО. | ||
19. | Обязанности медсестры при проведении люмбальной пункции (Lр). | ||
20. | Профилактика профессионального самоинфицирования вирусными гепатитами (Приказ № 408 от 1989 г.). | + | |
21. | Противоэпидемические мероприятия при кишечных инфекциях; инфекциях дыхательных путей и вирусных гепатитах. | ||
22. | Тактика медсестры при проведении прививок. | + ПП | |
23. | Алгоритм работы с инфекционным больным. | ||
24. | Первая помощь при АШ, ИТШ, отеке головного мозга и других неотложных состояниях. | + | |
25. | Курация инфекционного больного, написание сестринской истории болезни. | + ПП |
Содержание практических занятий дисциплины
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1.
Тема: Устройство и режим работы инфекционного стационара. Противоэпидемический режим Сестринская деятельность по профилактике инфекционных заболеваний. Организация и проведение профилактических прививок
Цель и задачи:
1. Ознакомиться с особенностями работы инфекционного стационара, обратить
внимание на инфекционную безопасность пациентов и медработников.
2. Ознакомиться с правилами работы и техникой безопасности медперсонала
(Приказ № 916, 408)
3. Повторить требования к обработке многоразовых инструментов(ОСТ 42-21-2-85)
и приготовлению дезинфицирующих растворов.
4. Ознакомиться с принципами профилактики инфекционных болезней.
5. Ознакомиться с организацией и проведением противоэпидемических
мероприятий в эпид. очагах.
.Студент должен уметь:
1. Принимать и размещать больных в инфекционном стационаре.
2. Заполнять документацию на инфекционного больного (ф. 60, 58, титульный лист истории болезни, статталон)
3. Готовить дезрастворы (0,5%, 1%, 3% , 5 %, 10% растворов хлорсодержащих веществ)
4. Проводить заключительную и текущую дезинфекцию при кишечных инфекциях, инфекциях дыхательных путей, вирусных гепатитах и ВИЧ-инфекции.
5. Проводить санитарную обработку, осматривать на педикулез и чесотку. Обрабатывать пациента при Pd+.
6. заполнять ф. 58, ф. 60;
7. планировать противоэпидемические мероприятия в очагах кишечных, капельных инфекций и вирусных гепатитов;
8. оценивать поствакцинальные реакции, вводить прививочные препараты, хранить их и транспортировать.
9. консультировать пациента и семью по вопросам профилактики инфекционных заболеваний;
10. готовить 0,5%, 1%, 3%, 5%, 10% хлорсодержащие и другие дезрастворы;
11. проводить текущую и заключительную дезинфекцию при инфекционных болезнях.
Студент должен знать:
1. Санэпидрежим работы инфекционного стационара (Приказ № 916).
2. Правила инфекционной безопасности пациентов и медработников. Технику безопасности и правила поведения студентов на практических занятиях в инфекционном стационаре.
3. Правила поступления, приема и размещения больных в стационаре.
4. Правила пользования мельцеровским боксом.
5. Личную гигиену медперсонала.
6. Обязанности медсестры приемного покоя и постовой медсестры на отделении
7. Основные понятия эпидемиологии;
8. Организацию регистрации инфекционных больных;
9. Методы обследования эпид. очага, противоэпидемические мероприятия в очаге;
10. Правила изоляции больных, показания для госпитализации;
11. Систему профилактических мероприятий;
12. Организацию и проведение профилактической и очаговой дезинфекции, дезинсекции, дератизации;
13. Проведение специфической и экстренной профилактики.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 1
Тема: «Устройство и режим работы инфекционного стационара. Противоэпидемический режим Сестринская деятельность по профилактике инфекционных заболеваний. Организация и проведение профилактических прививок
- Система организации медицинской помощи инфекционному больному.
- Каковы задачи инфекционных больниц?
- Показания для госпитализации инфекционных больных.
- Какую документацию заполняют на инфекционного больного при поступлении в стационар?
- Особенности работы приемного покоя инфекционных стационаров.
- Что включает в себя понятие «санитарная обработка»?
- Правила приема и размещения инфекционного больного.
- Куда помещают пациентов с неуточненным диагнозом?
- Где осуществляется наилучшая изоляция больных?
- Для лечения каких больных предназначен палатные и боксированные отделения?
- Санитарно-эпидемиологический режим инфекционного стационара.
- Как часто меняют постельное и нательное белье?
- Как часто проводят влажную уборку в инфекционном стационаре?
- Правила пользования мельцеровским боксом.
- Приготовление дезинфицирующих растворов. (0,5 %, 1 %, 3 %, 5 %, 10 % растворы хлорной извести и хлорамина).
- Текущая дезинфекция при кишечных инфекциях, капельных инфекциях, вирусных гепатитах и ВИЧ-инфекции.
- Санитарная обработка, осмотр на педикулез и чесотку.
- Инфекционная безопасность пациента и медперсонала. Работа в аварийных ситуациях.
- Назовите критерии допуска к работе в инфекционном стационаре.
- Алгоритм работы с инфекционным больным.
21. Что такое эпидемиологический процесс и инфекционный процесс?
22. Что такое инфекционное заболевание?
23. Перечислите особенности инфекционных болезней.
24. Перечислите периоды инфекционных заболеваний.
25. Кто может быть источником инфекции?
26. Назовите три звена эпидемиологического процесса.
27. Перечислите механизмы передачи инфекций.
28. Перечислите профилактические и противоэпидемические мероприятия при инфекционных заболеваниях.
- Каковы методы санитарно-просветительной работы?
- Назовите противоэпидемические мероприятия на I звене эпидемического процесса. Кто их проводит?
- Где осуществляют диспансерное наблюдение за переболевшими инфекционными заболеваниями?
- Что такое дезинфекция, дезинсекция, дератизация?
- Назовите отличительные особенности текущей и заключительной дезинфекции. Кто их проводит?
- Назовите мероприятия с контактными в эпидемическом очаге.
- Перечислите показания для госпитализации инфекционного больного.
- Что такое истребительная дератизация?
- Что такое полная санитарная обработка при паразитарных тифах?
- Назовите противоэпидемические мероприятия в эпидемических очагах шигеллеза, сальмонеллеза, брюшного тифа, вирусных гепатитов.
- Назовите противоэпидемические мероприятия в эпидемических очагах гриппа, дифтерии, менингококковой инфекции.
- Что такое активная иммунизация?
- Что такое пассивная иммунизация?
- Перечислите показания для проведения прививок.
- Назовите действующий приказ по организации и проведению прививок.
- Перечислите правила иммунизации.
- Дайте характеристику поствакцинальных реакций.
- Национальный прививочный календарь.
- Назовите особенности хранения и транспортировки прививочных препаратов. Дайте определение понятия «холодовая цепь».
- Какова тактика медсестры при проведении прививок в детской поликлинике и в детском саду?
КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ № 1
Тема: «Устройство и режим работы инфекционного стационара. Противоэпидемический режим Сестринская деятельность по профилактике инфекционных заболеваний. Организация и проведение профилактических прививок
Специальность 060501 «Сестринское дело»
ЧТО ДЕЛАТЬ | КАК ДЕЛАТЬ | КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ |
1. Знакомство с темой и целью занятия | 1. Ознакомиться с перечнем практических занятий курса и перечнем практических манипуляций курса, манипуляционный перечень перенести в манипуляционную тетрадь. 2. В дневнике указать тему, цель, знания, умения, и навыки темы. 3. Обсуждение графструктуры инфекции | 1. Зачем после приема инфекционного больного сообщаем о нем в ЦГСН? 2. В течение какого времени надо передать по телефону ф.58 в ЦГСН? 3. Особенности приема пациента с ИДП. 4. Правила поведения больного в полном боксе. 5. Правила пользования мельцеровским боксом. 6. Каков порядок размещения больных в палате или боксе? 7. Какое количество времени надо для приготовления рабочего раствора хлорамина и хлорной извести? 8. Какое количество времени надо для приготовления 10% (маточного) раствора хлорной извести? 9. Требования к таре для хранения маточного раствора. 10. Какое количество времени можно пользоваться маточным раствором? 11. Приготовьте 2 л 3 % раствора хлорной извести. 12. Рабочий раствор для проведения текущей дезинфекции при тифо-паратифозных заболеваниях. 13. Как обработать выделения больного при КИ? |
2. Изучить правила приема и размещения больных в инфекционном стационаре | 2. Прочитать: · Тактику медсестры приемного отделения; · Правила приема и размещения больных. · Перенести в манипуляционную тетрадь | |
3. Заполнить ф.60, ф. 58 | 1. В приемном покое заполнить на поступающего пациента - титульный лист истории болезни - статистический талон - ф. 60 «Журнал регистрации инфекционного больного» - ф. 58 «Экстренное извещение» (пользоваться направлением на руках больного или медработника СП, паспортом, полисом) | |
4. Изучить Приказ № 916 (СЭР инфекционного стационара), Приказ № 408 (Профилактика ВГ) | Основные положения приказов выписать в дневник. В манипуляционную тетрадь – «Профилактику профессионального инфицирования ВГ и ВИЧ-инфекции» | |
5. Решение ситуационных задач | Каждый студент индивидуально получает 3-5 ситуационных задач по · приготовлению рабочих растворов хлорной извести и хлорамина · проведению текущей и заключительной дезинфекции при КИ, ИДП, ВГ · ТБ и правилам работы с КИ, ИДП, ВГ · Правилам работы с кровью (работа в аварийных ситуациях) · Профилактике ВБИ, соблюдению ОСТа 42-21-285 | |
6. Изучить алгоритм работы с инфекционным больным | Алгоритм работы с инфекционным больным перенести в манипуляционную тетрадь. | |
7. Получить общую оценку за занятие | Дать дневник практических занятий на подпись преподавателю |