Понятия «оригинальное лекарственное средство» и

«генерическое лекарственное средство»

Оригинальное лекарственное средство – это то лекарственное средство, которое отличается от всех ранее зарегистрированных основным действующим веществом или комбинацией известных действующих веществ и, как правило, является патентованным лекарственным средством, и права на его производство принадлежит одному производителю.

Генерическое лекарственное средство – это лекарственное средство, содержащее одно и то же лекарственное вещество в одной и той же дозе и в той же лекарственной форме, что и оригинальное лекарственное средство и, которое является биоэквивалентным к оригинальному и производится без лицензии от компании, владеющей оригинальным лекарственным средством, продается после истечения срока патента или других эксклюзивных прав на оригинальный препарат. Оно может продаваться под международным наименованием или под новым торговым наименованием, а также в дозированных формах и/или количестве, отличном от оригинального лекарственного средства.

Как правило, оригинальное лекарственное средство дороже генерического. Почему?

Процесс создания нового лекарственного средства можно представить следующим образом:

1) появление идеи нового лекарственного средства;

2) осуществление синтеза или выделение активного вещества;

3) проведение доклинических исследований на животных, которые включают изучение: фармакологии; токсикологии (острой, подострой и хронической токсичности); мутагенности; канцерогенности; тератогенности; эмбриотоксичности и фетотоксичности (токсического влияния соответственно на зародыш и плод).

Если результаты по доклиническому испытанию на животных позволяют рассчитывать, что новое химическое вещество может оказаться полезным лекарственным средством, то переходят к его клиническим испытаниям, т.е. к оценке его действия на организм человека. Расходы на доклинические и дорегистрационные клинические испытания лекарственного средства включаются в стоимость оригинального лекарственного препарата.

При производстве генерических лекарственных средств нет необходимости в проведении доклинических и клинических испытаний. Фирма-производитель обязана обеспечить фармацевтическую и биологическую эквивалентность (биоэквивалентность) произведенного ею препарата по отношению к оригинальному.

Поскольку производство генерических лекарственных средств намного проще, а затратность существенно ниже, цена генерического лекарственного средства меньше, нежели цена оригинального.

Различают фармацевтическую, биологическую и терапевтическую эквивалентности.

Фармацевтическая эквивалентность: лекарственные средства являются фармацевтически эквивалентными, если они содержат одинаковое количество одного и того же активного вещества (или веществ) в одной и той же лекарственной форме, соответствуют одним и тем же сопоставимым стандартам и применяются одинаковым способом. Для врача важно понимать, что оригинальные и качественные генерические лекарства, произведенные на предприятиях, соответствующих стандарту GMP, в большей степени гарантируют равную биодоступность от серии к серии. Последнее является важным для обеспечения стабильного прогнозируемого клинического эффекта у больного, который, постоянно принимая один препарат, приобретает его каждый раз из новой серии.

Биологическая эквивалентность (биоэквивалентность): два лекарственных средства биологически эквивалентны, если они фармацевтически эквивалентны и при их введении одному и тому же пациенту в одинаковых дозах и по одинаковой схеме в крови и тканях накапливается активное вещество в одинаковых концентрациях, т. е. их биодоступности после приема в одной и той же дозе различаются до 20%, а концентрация действующего вещества в организме на протяжении всего периода действия одинакова.

Биологическая доступность (биодоступность) – скорость и степень поступления активного лекарственного вещества из дозированной лекарственной формы в системный кровоток (исчисляется в процентах). Этот термин является одним из важнейших в клинической фармакологии. Чем выше биодоступность того или иного лекарственного средства, тем лучше. Особенно это важно для системных эффектов. Понятно, что речь идет о препаратах, вводимых иным путем, кроме внутривенного, поскольку при внутривенном введение все лекарство попадает в системный кровоток, т.е. его биодоступность составляет 100%.

При оценке биоэквивалентности наиболее важными являются следующие критерии:

· максимум концентрации лекарственного вещества в крови;

· время достижения максимальной концентрации;

· площадь под кривой изменения концентрации вещества в плазме крови во времени, дающая представление о кинетике лекарственного вещества.

Таким образом, биоэквивалентность – это сравнительная биодоступность.

Но фармацевтическая и биологическая эквивалентности не гарантируют терапевтической эквивалентности, так как различия в наполнителях и/или в технологиях производства лекарственных средств из одной и той же фармацевтической субстанции могут приводить к отличиям в эффективности готовых лекарственных форм.

Терапевтическая эквивалентность: лекарственные средства являются терапевтически эквивалентными, если они фармацевтически эквивалентны и после приема в одной и той же дозе их воздействие с точки зрения как эффективности, так и безопасности будет в основном одинаковым, о чем свидетельствуют данные соответствующих исследований (биоэквивалентности, фармакодинамических, клинических и исследований in vitro).

Существуют следующие формы лекарственных средств: жидкие; мягкие; твердые; для инъекций.

Пути введения лекарственных средств:

· энтеральные: пероральный (через рот, per os), сублингвальный, транс-буккальный, ректальный;

· парентеральные: подкожный, внутримышечный, внутривенный, внутриартериальный, субарахноидальный, интрастернальный, ингаляционный, внутрибрюшинный, трансдермальный.

Наибольшее распространение имеют пероральные и парентеральные методы введения лекарственных средств.

Внутривенно инъекционные растворы можно вводить:

· в виде болюса (от лат. bolos – комок, глыба) – быстро в течение 3-5 минут;

· в виде инфузии с определенной скоростью, при этом дозу определяют количественно;

· комбинированно – сначала внутривенно болюсом, затем начинают поддерживающую внутривенную инфузию (например, 1,5 млн. МЕ урокиназы внутривенно струйно и впоследствии 1,5 млн. МЕ внутривенно в течение 1 часа).

Классификация лекарств может исходить из следующих принципов:

1) лечебного применения: антигипертензивные, антиангинальные, антиаритмические, антибактериальные, аналгетики, транквилизаторы;

2) механизма действия или точек приложения:

· на молекулярном уровне (блокаторы a-(b)-рецепторов, ингибиторы ферментов (АПФ, ЦОГ) и т. д.);

· на клеточном уровне (например, на уровне действия внутри органа – петлевые диуретики);

· на уровне регуляции физиологических процессов (антикоагулянты, гиполипидемические лекарственные средства, вазодилятаторы);

3) химической структуры (барбитураты, гликозиды, кортикостероиды).

Название лекарств может быть 3-х видов:

1) полное химическое название (например, химическое название нестероидного противовоспалительного препарата диклофенак – натриевая соль 2-[(2,6-дихлорфенил)-амино]-фенилуксусной кислоты); очевидно, что такие названия не применимы во врачебной практике;

2) международное непатентованное название – название лекарственного средства, принятое специалистами ВОЗ (например, винпоцетин, ибупрофен, пропафенон, пропранолол, эналаприл и др.);

3) патентованное (коммерческое) название – это название присваивается фармацевтическими фирмами и является их собственностью (торговой маркой).

Задачи непатентованного и коммерческого названий лекарственного средства различны. Если задачей непатентованного названия является определение близости лекарственных средств, сходных по строению или механизму действия, то патентованное название преследует противоположную задачу – максимально отделить препарат данной фирмы-производителя от названий аналогичных лекарств других фармацевтических компаний. Так, окончание «-олол» характерно для b-блокаторов, «-статин» – для гиполипидемических средств. В то же время можно встретить, напр., эналаприл под множеством торговых названий (энап, энам, эднит, инворил, ренитек и т.д). Обычно на упаковке лекарственного препарата приводятся как коммерческое, так и международное название. Надо иметь ввиду, что торговое название генерических лекарств может совпадать с международным.

Считается, что при выписывании рецепта предпочтительнее применять международное непатентованное наименование. Оно ясно, не ассоциируется с каким-либо торговым названием. Если в рецепте указано непатентованное название лекарственного средства, провизор (фармацевт) имеет право предложить любой лекарственный препарат, отвечающий данному международному наименованию.

В название препарата часто вводятся слова, цифры или окончания, указывающие на особенности лекарственной формы. Это может быть слово «спрей» (ингаляционная форма лекарственного средства), «лонг» или «SR» (slow release, медленное высвобождение) для препаратов пролонгированного действия. Рядом с названием может стоять цифра, соответствующая дозе активного вещества в таблетке (капсуле, драже) в мг. Например, Изоптин SR 240 указывает на то, что в таблетке содержится 240 мг активного вещества (верапамила), заключенного в структуру, обеспечивающую медленное высвобождение. Дилтиазем, выпускаемый как Алтиазем РР, означает, что молекулы дилтиазема помещены в особое вещество (Резинат), обеспечивающее постепенное высвобождение лекарственного вещества по мере продвижения капсулы по кишечнику (Ретард). Для выделения таблеток, капсул или драже одного и того же лекарства с большой и малой дозой используют соответственно слова «форте» и «мите».

В Республике Беларусь действуют законодательные акты, регламентирующие оборот, правила выписывания и отпуска лекарственных средств. Основным документом является Закон Республики Беларусь № 161-3 от 20.06.2006г. «О лекарственных средствах», в котором оговорены наиболее общие вопросы, касающиеся лекарственных средств.

Наиболее общие правила хранения, реализации и т.п. лекарственных средств нашли отражение в Постановлении №120 от 27.12.2006г. «Об утверждении надлежащей аптечной практики».

Порядок выписки лекарственных средств регламентирован Постановлением №99 от 31.10.2007г. «Об утверждении Инструкции о порядке выписки рецепта врача и о внесении изменений и дополнений в постановление Министерства Здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2006 №120», а также многочисленными дополнениями к нему.

Обращение наркотических средств, психотропных веществ, а также сильнодействующих лекарственных средств находится под особым контролем в РБ и регламентирован Постановлением №26 от 28.05.2003г. «Об утверждении Республиканского перечня наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих государственному контролю в РБ (синонимы)», Постановлением №16 от 24.06.2005г. «Об утверждении перечня лекарственных средств списка «А» и Правил хранения лекарственных средств списка «А», Постановлением №99 от 31.10.2007г. «Об утверждении Инструкции о порядке выписки рецепта врача и о внесении изменений и дополнений в постановление Министерства Здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2006 №120» и Постановлением №120 от 27.12.2006г. «Об утверждении надлежащей аптечной практики».

КОНЦЕПЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПРАКТИКИ, ОСНОВАННОЙ

НА ДОКАЗАТЕЛЬСТВАХ

Термин «доказательная медицина» предложен в 1990г. канадскими учеными из института Мак Мастера в Торонто. По-английски он звучит как «evidence based medicine», поэтому более правильный смысловой перевод этого термина на русский язык – «медицина, основанная на доказательствах».

Парадигма «медицины, основанной на доказательствах», была введена для обозначения медицинской практики, базирующейся на данных хорошо организованных клинических исследований. Под «доказательной медициной» понимают медицинскую практику, основанную на добросовестном, точном и осмысленном использовании лучших результатов системных клинических исследований для выбора лечения конкретного больного. Врач, использующий в своей практической работе принципы доказательной медицины, всегда сопоставляет индивидуальные клинические знания и личный опыт с наиболее приемлемыми для него доказательствами, полученными другими клиницистами в системных исследованиях.

С позиций доказательной медицины врач, прежде чем начать фармакотерапию больного, должен хорошо себе представлять:

1) должен ли он вообще лечить больного и, если да, то

2) каких изменений он рассчитывает достигнуть в состоянии пациента.

Врач должен:

1) быть уверенным, что назначаемый препарат является оптимальным для достижения поставленной цели;

2) точно представлять себе, что вероятность полезного эффекта препарата выше вероятности нанесения вреда;

3) быть уверенным, что может ввести лекарственное средство таким путём, который обеспечит его необходимую концентрацию в нужном месте и на необходимый срок;

4) знать, когда и при каких условиях следует прекратить лечение данным препаратом.

При проведении лекарственной терапии следует:

1) соотносить свой опыт с наиболее приемлемыми для него доказательствами, полученными другими клиницистами в системных исследованиях;

2) максимально упрощать режим приёма лекарства, отдавая предпочтение препаратам длительного действия;

3) принимать в расчет соотношение «стоимость-эффективность», особенно при длительной терапии;

4) стремиться к тому, чтобы заданный терапевтический эффект обеспечивался наименьшей дозой лекарства;

5) уметь сформировать у больного высокую приверженность к назначенному лечению, для чего необходимо объяснить пациенту чёткую цель и перспективы лечения (вылечиться, уменьшить проявления заболевания, когда следует ожидать эффект, а при необходимости длительной или пожизненной терапии довести до сознания важность такого лечения, его преимущества и безопасность).

Т.о., современная клиническая медицина немыслима без грамотной фармакотерапии, а последняя невозможна без понимания основ клинической фармакологии и доказательной медицины.

Итак, что же такое доказательная медицина и ее основные принципы.

В основе доказательной медицины лежат два основных легко понятных термина. Это уровень доказательностиисила рекомендаций (степень убедительности рекомендаций).

В настоящее время принята следующая система оценки доказательности клинических рекомендаций.

Удобным механизмом, который позволяет каждому специалисту легко оценить качество каждого клинического исследования и достоверность полученных данных, является рейтинговая система оценки клинических исследований. Для непосредственной оценки исследования используется понятие – уровень доказательности. Обычно выделяют от 3 до 7 уровней доказательности, при этом с возрастанием порядкового номера уровня (римские цифры) качество клинического исследования снижается, а результаты представляются менее достоверными или имеют только ориентировочное значение.

К уровню I в доказательной медицине относятся хорошо разработанные, крупные, рандомизированные, двойные-слепые, плацебо-контролируемые исследования. К этому же уровню принято относить данные, полученные в ходе мета-анализа нескольких рандомизированных, контролируемых исследований. Небольшие такие же исследования (в случае, когда получить корректные результаты не удалось из-за малого числа больных, включенных в исследование) относят к II уровню доказательности, а исследования "случай-контроль" или когортные исследования – к II или III уровню. Наконец, данные, содержащиеся в отчетах экспертных групп или консенсусах специалистов, относятся к III или IV уровню.

В зависимости от мнения составителей одно и то же исследование в разных рейтингах может относиться к разным уровням, но общий порядок распределения исследований почти везде одинаков. Так, в каждом из этих рейтингов первое место принадлежит крупным, рандомизированным, двойным-слепым, плацебо-контролируемым исследованиям, а завершается каждый рейтинг мнениями отдельных специалистов и данными крупных руководств по клинической практике.

В системе доказательной медицины отдельные рекомендации по диагностике и лечению заболеваний также имеют степень убедительности рекомендаций (обозначаются латинскими буквами). Система рейтинга рекомендаций в англоязычной литературе обозначается, как сила рекомендаций (Strength of recommendation). При этом рекомендации, вытекающие из исследований I уровня, обозначаются, как А, II уровня – В и т.д. Кроме того, к рекомендациям В относятся некоторые выводы из исследований I уровня, а рекомендации С строятся как на основании исследований III уровня, так и на ряде выводов I и II уровня. Т.о., рекомендации уровня А представляются вполне убедительными, т.к. опираются на веские доказательства, у рекомендаций уровня В убедительность относительная, а для рекомендаций уровня С имеющихся доказательств недостаточно, но и эти рекомендации могут использоваться с учетом ряда обстоятельств. Положения уровней D и E, представляются доказанными недостаточно.

Таблица 1

Наши рекомендации