По специальности 31.02.01 «Лечебное дело»
ПМ 01 «Диагностическая деятельность»
Бузулукский медицинский колледж | Билет № 18 Рассмотрен и одобрен на заседании цикловой комиссии специальных дисциплин 29 августа 2014 года | «Утверждаю» зам.директора по учебной работе _______________ (М.В. Шкаева) |
Инструктаж:
1. Внимательно прочитайте задачу.
2. Подготовьтесь к ответу на поставленные вопросы.
3. Продемонстрируйте манипуляцию.
4. На подготовку дается 15 мин.
Задача
К больному С., 25 лет, была вызвана скорая помощь на 2-й день болезни. Заболел остро, температура тела поднялась до 40°С, сильная головная боль, слабость, тошнота, однократная рвота. На следующий день состояние ухудшилось, на коже заметил обильную сыпь.
При осмотре: в сознании, но адинамичен, вял, бледный. На коже, в основном нижних конечностей, обильная звездчатая геморрагическая сыпь, единичные элементы располагаются на лице, туловище, местами сливаются. Одышка – ЧДД 36 в мин. Тоны сердца глухие, пульс нитевидный, 104 уд./мин. АД 60/0 мм рт.ст. Язык сухой, обложен, живот мягкий, безболезненный, печень, селезенка не пальпируются, не мочится. Менингиальных симптомов нет.
Задания
1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
2. Перечислите дополнительные методы исследования, необходимые для уточнения диагноза.
3. Перечислите возможные осложнения.
4. Продемонстрируйте технику посева слизи из носоглотки на менингококк.
Эталон ответов к билету № 18
1. Предположительный диагноз: Менингококковая инфекция. Менингококкцемия. Инфекционно-токсический шок 2-й степени. Основания для диагноза – острое начало, сочетание выраженной интоксикации с характерной геморрагической сыпью на бледном фоне кожи. Тахикардия, падение АД, одышка, анурия. Выраженные изменения функции сердечно - сосудистой системы, анурия свидетельствуют о развитии у больного ИТШ – 2-й степени.
2. Основной тактической задачей фельдшера скорой помощи при диагностике ИТШ является организация быстрейшей транспортировки больного в реанимационное отделение инфекционной больницы (минуя приемный покой), сочетающаяся с поддержанием жизненно важных функций организма, в первую очередь – гемодинамики. Учитывается тяжелое течение болезни, уже на догоспитальном этапе необходимо начать этиотропное лечение. Желательно использовать антибиотики с бактериологическим действием, чтобы массовая гибель микроорганизмов и поступление в кровь токсинов не усугубили отрицательное воздействие на организм.
2.1. При ИТШ больному вводят преднизолон 1 – 1,5 мг/кг веса в/м, 2 мг/кг в/в (ИТШ первой степени), 5 мг/кг веса в/в (ИТШ второй степени), 10 мг/кг в/в (ИТШ третьей степени).
2.2 . Левомицетин сукцинат натрия вводится из расчета 25 мг/кг в/м, при ИТШ второй – третей степени – в/в.
2.3. Дезинтоксикационная терапия – глюкоза 20 % 30 – 50 мл в/в струйно вместе с 5 % раствором аскорбиновой кислоты 3 – 5 мл, реополиглюкин 80 – 150 мл в/в струйно с последующим капельном введением из расчета 10 мг/кг массы больного.
2.4. Оксигенотерапия. Сипмтоматическая терапия.
3. Отделяемое слизистой оболочки носоглотки собирают ватным тампоном, укрепленным на проволоке (лучше алюминиевой):
- перед сбором материала тампон изгибают о край пробирки под углом 135° на расстоянии 3-4 см от того конца, на котором накручена вата;
- затем стерильным шпателем, находящимся в левой руке, прижимают корень языка, а правой рукой вводят тампон концом вверх под мягкое небо в носоглотку и легкими движениями собирают отделяемое – слизь;
- извлекать тампон надо очень осторожно, чтобы не задеть язык, щек, не коснуться зубов;
- посев материала производят сразу на чашку Петри с сывороточным агаром, втирают в среду, поворачивая тампон.
Министерство здравоохранения Оренбургской области
Квалификационный экзамен
По специальности 31.02.01 «Лечебное дело»
ПМ 01 «Диагностическая деятельность»
Бузулукский медицинский колледж | Билет № 19 Рассмотрен и одобрен на заседании цикловой комиссии специальных дисциплин 29 августа 2014 года | «Утверждаю» зам.директора по учебной работе _______________ (М.В. Шкаева) |
Инструктаж:
1. Внимательно прочитайте задачу.
2. Подготовьтесь к ответу на поставленные вопросы.
3. Продемонстрируйте манипуляцию.
4. На подготовку дается 15 мин.
Задача
Больной С., 30 лет, обратился к фельдшеру ФАП с жалобами на урчание в животе, жидкий водянистый стул и обильную рвоту водянистым содержимым, слабость, головокружение. Заболел ночью.
Объективно: состояние тяжелое, общая синюшность кожи, сухость слизистых оболочек, глазные яблоки запавшие, черты лица заострены, тургор кожи резко снижен, “рука прачки”, кожная складка расправляется медленно. Конечности холодные, температура тела 35,8°С, пульс нитевидный, 130 уд/мин, АД 60/30 мм рт.ст. Живот при пальпации безболезненный. Менингиальных знаков нет, больной в сознании. Осмотр стула: жидкий, водянистый, в виде “рисового отвара”, не мочится.
Из эпиданамнеза: больной вернулся из Астрахани.
Задания
1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
2. Перечислите дополнительные методы исследования, необходимые для уточнения диагноза.
3. Перечислите возможные осложнения.
4. Продемонстрируйте технику забора кала для бактериологического исследования при холере.