Кодекс международного совета медсестёр
Этические основы сестринского дела.
На медсестру возложены основные обязанности:
· сохранять здоровье;
· предотвращать заболевание;
· восстанавливать здоровье;
· облегчать страдания.
Сестринское дело подразумевает уважение к жизни, достоинству и правам человека. Оно не имеет ограничений по национальным или расовым признакам, по вероисповеданию, цвету кожи, возрасту, полу, политическому и социальному положению.
Медсёстры оказывают медицинскую помощь отдельны лицам, семьям и сообществу, и координируют свою деятельность с работой других групп.
Медсестра и пациент.
Основную ответственность медсестра несёт перед теми, кто нуждается в её помощи. Оказывая помощь, медсестра старается создать атмосферу уважительного отношения к ценностям, обычаям и духовным убеждениям пациента. Медсестра хранит полученную конфиденциальную информацию.
Медсестра и практика.
На медсестре лежит личная ответственность за осуществление сестринского дела на практике и за постоянное повышение квалификации. Медсестра старается выполнять работу на самом высоком уровне, возможном в данной ситуации. Она принимает взвешивание решения в пределах компетенции, даёт распоряжения и выполняет поручения.
Выполняя профессиональные обязанности, медсестра должна постоянно вести себя так, чтобы не подорвать доверие к профессии.
Медсестра и общество.
Медсестра, как и другие граждане, несёт ответственность за осуществление и поддержку мер, направленных на удовлетворение общественных запросов в области здравоохранения.
Медсёстры и сотрудники.
Медсестра сотрудничает с другими медсёстрами и с теми, с кем приходится работать в иных областях. Она принимает необходимые меры для безопасности пациента, если имеется угроза его жизни.
Медсестра и её профессия.
Медсестра принимает активное участие в развитии профессиональных знаний. Работая в профессиональной организации, она участвует в разработке и обеспечении справедливых социальных и экономических условий работы.
Деятельность ассоциации медицинских сестёр направлена на решение следующих важнейших задач:
- повышение роли медсестры, акушерки, фельдшера в системе здравоохранения;
- создание условий для роста профессионального мастерства;
- возрождение традиций сестринского милосердия, медицинской этики, обеспечение социально-экономических и профессиональных интересов медицинских сестёр;
- влияние на формирование национальной концепции здравоохранения и на процесс её реализации;
- представление интересов медсестёр на международном уровне.
Профессиональные объединения медицинских сестёр являются влиятельнейшими организациями, способными проводить через правительства необходимые сестринскому персоналу решения: повышение заработной платы, социальные гарантии, страхование профессиональных рисков, бесплатное обучение и повышение квалификации. Международный совет медсестёр как организация, объединяющая все профессиональные ассоциации медицинских сестёр, подчёркивает, что на национальном уровне ассоциации должны:
- заботиться о социально-экономических интересах своих членов – медсестёр;
- вести переговоры с работодателями (т.е. лечебными учреждениями) по вопросам гарантий безопасности персонала;
- добиться предоставления медсёстрам специального образования;
- работать в постоянном контакте с национальными министерствами здравоохранения;
- развивать сотрудничество со всеми общественными и государственными организациями, национальными и международными;
- активно участвовать в политике, причём не только в медицинской отрасли, но и в политике в целом;
- следить за соблюдением медицинскими сёстрами этических норм и традиций милосердия.
Эффективность работы любой ассоциации зависит от её силы, её численности. Международный опыт доказывает, что там, где медсёстры активно участвуют в общественной деятельности и ассоциации объединяют до 90-98% сестринского персонала страны, отмечается ощутимое улучшение положения медсестёр.
Представители ассоциации постоянно принимают участие в крупнейших международных конференциях Европейского форума ВОЗ, международного совета медсестёр, что позволяет быть в курсе последних общемировых тенденций развития сестринского дела.
Проверь себя
- Дайте определение «Сестринскому делу».
- Сформулируйте основные цели и задачи сестринского дела.
- Дайте определение общему и специальному уходу за больными.
- Охарактеризуйте 1 этап развития сестринского дела в России.
- Охарактеризуйте 2 этап развития сестринского дела в России.
- Охарактеризуйте 3 этап развития сестринского дела в России.
- Охарактеризуйте 4 этап развития сестринского дела в России.
- Расскажите о жизни и деятельности Флоренс Найтингел.
- Охарактеризуйте развитие сестринского дела во второй половине 19 в.
10. Расскажите историю создания и основную деятельность Международного Комитета Красного Креста.
11. На каких основных принципах базируется деятельность Международного Комитета Красного Креста?
12. Охарактеризуйте деятельность медицинских сестер во время ВОВ.
13. Расскажите о жизни и деятельности Зинаиды Туснолобовой.
Тема № 2: «Медицинская этика и деонтология в практике медицинской сестры»
План лекции № 3:
Ø история деонтологии;
Ø основные общеисторические категории «долг», «ответственность», «мораль» в деятельности медицинской сестры, биоэтика;
Ø кодекс профессиональной этики медицинских сестёр РБ;
Ø медицинский этикет, субординация;
Ø деонтологические требования, предъявляемые к личности медицинской сестры;
Ø понятие термина общения;
Ø функции общения в социальной среде;
Ø типы и уровни общения;
Ø общение как эффективное средство помощи людям;
Ø 10 принципов терапевтического общения;
Ø факторы, способствующие общению;
Ø факторы, препятствующие общению.
Медицинская деонтология ( от греч. «деон» - должное и «логос» - учение) учения о должном в медицине.
Медицинская этика является теоретической основой деонтологии. Деонтология происходит от греческих слов dеon - должное и logos - учение и, следовательно, в дословном переводе означает учение о долге. Появление термина "деонтология" связано с именем английского священника Бентама. Первоначально в это понятие вкладывалось религиозно-нравственное содержание. В сочетании со словом "медицинская" термин "деонтология" очень скоро стал означать комплекс этических норм, принципов, которыми руководствуется медработник, совокупность соответствующих профессиональных, морально-этических и правовых принципов и правил, составляющих понятие "долг медицинского работника".
Под этикой следует понимать науку о сущности, законах возникновения, развития и функциях морали, об отношениях между людьми и обязанностях , вытекающих из этих отношений. Термин "этика" был введен Аристотелем, который понимал ее как философию нравственного поведения людей.
Медицинскую этику надо рассматривать, как специфическое проявление обшей этики. Медицинская этика - это учение о роли нравственных начал в деятельности медицинских работников, об их высокогуманном отношении к человеку как необходимом условии успешного лечения. Предметом исследования медицинской этики является психоэмоциональная сторона деятельности врача, медицинской сестры, лаборанта, младшего медицинского персонала. Кроме того, в круг вопросов медицинской этики входят и те, от успешного решения которых зависят жизнь и здоровье не только ныне живущих, но и будущих поколений. К ним относятся: борьба против создания и накопления оружия поражения (ядерное, химическое, бактериологическое), охрана окружающей среды и т. д. Суть медицинской этики очень точно сформулировал акад. А. Ф. Билибин: "Медицина для истинного медика больше, чем профессия, - она образ жизни".
Как отмечалось выше, этика занимается изучением морали, нравственности.
Мораль - это форма общественного сознания людей, которая
определяется общественным бытием, т.е. социально обусловлена. Она, как и этика, отражает характер отношений людей в процессе производства и, следовательно, структуру конкретной социальной системы.
Одна из категорий морали — долг. Понятие долга в буквальном смысле означает чувство моральной необходимости выполнения своих обязанностей по отношению к другим людям, к обществу в целом. В долге сосредоточены те нравственные требования, которые общество предъявляет к личности. Долг медицинского работника - это комплекс исторически сложившихся норм и требований, регулирующих его отношение с пациентами, коллегами и с обществом. Это не только добросовестное выполнение им обязанностей по отношению к пациенту, но и забота о физическом и психическом здоровье людей, проведение профилактической и санитарно-просветительной работы, сохранение врачебной тайны, оказание медицинской помощи независимо от национальности и расовой принадлежности, политических и религиозных убеждений.
Следующей этической категорией является нравственность.
Нравственность — это реальное воплощение морали в жизнь через совокупность обычаев, нравов, поведение людей при определенной системе общественных отношений.
В разные исторические эпохи у народов мира существовали свои представления о медицинской этике, связанные с укладом жизни, обусловленным национальными, религиозными, культурными и другими особенностями. История дает множество примеров того, как морально-этические нормы, связанные со здоровьем и жизнью людей, понимались при различных общественно-экономических формациях. При первобытнообщинном строе, например, ослабевших стариков оставляли в одиночестве у потухшего костра, в Древней Греции врачи лечили только свободных граждан, в Древней Индии от медика требовалось не прописывать лекарств людям, которых не любил король или народ, а также лицам, чрезвычайно уродливым, испорченным, опасным, диким и неукротимым, им нельзя было ничего советовать и помогать.
В 60-е годы XX в. медицина сделала стремительный рывок в своем развитии. Были синтезированы новые мощные лекарственные средства, созданы новые диагностические, лечебные приборы и установки, появилась возможность пересаживать органы и ткани, искусственно оплодотворять женщин, страдающих бесплодием, лечить генетические болезни и реанимировать умершего человека.
Все это потребовало пересмотра многих принципов медицинской этики, в связи с чем для нее было придумано новое название - "биоэтика" (этика живого). Этот термин в 1971 г. предложил В. Поттер, понимая биоэтику как "науку о выживании и улучшении условий жизни", как дисциплину, "определявшую меру ответственности тех, кто принимает решение о выборе метода лечения и о применении научных знаний на практике".
Человечество ранее не встречалось с правом больных на эвтаназию, достойную смерть при полной информированности о болезни, правами умирающих становиться потенциальными донорами органов, этической допустимостью применения современных методов медико-генетического контроля и др.
Этическая позиция врача определялась девизом: «Благо больного - высший закон». Но при этом характер моральных взаимоотношений врача и пациента был заведомо асимметричным: всю (или почти всю) полноту ответственности за принятие клинических решений врач берет на себя. Что касается пациента, то независимо от того, имеет он профессиональную медицинскую подготовку или нет, при принятии клинических решений его считают этически некомпетентным.
Новая биомедиципская этика, или биоэтика - это неопатерпалистическая врачебная этика. Приоритетной ценностью является моральная автономия личности. Пациент признается этически компетентным. Ответственность за принятие решений распределяется между врачом и Пациентом. Система ценностей, определяющая моральный выбор врача и больного, не связана жестко с медицинской традицией, поскольку, прежде всего, основывается на приоритете прав пациента, а не врача.
Биоэтика опирается на четыре основных принципа:
• автономию;
• безвредность;
• благодеяние;
• справедливость.
Общие принципы биомедицинской этики реализуются посредством более конкретных этических норм. К ним относятся:
• правдивость;
• приватность;
• конфиденциальность;
• лояльность;
• компетентность.
Норма правдивости предполагает обязанность и медицинского работника, и врача, и больного говорить правду, чтобы наилучшим образом реализовать идеи уважения личности, создание атмосферы терапевтического сотрудничества и право больного на информацию о своей болезни, лечении и прогнозе. Вместе с тем норма правдивости не имеет абсолютного характера, поскольку применение ее в определенных ситуациях может причинить больному несомненный вред (ятроге-нии) и вступить в противоречие с соответствующим этическим принципом. Когда этическая норма противоречит этическому принципу, предпочтение следует отдавать принципу. Следует всегда различать этическую разницу между умолчанием правды во благо больного и прямым обманом его.
Норма приватности подразумевает обязанность медицинского работника уважать право больного на личную жизнь и не вторгаться в нее, тем более грубо, без согласия больного или строгой необходимости. Нарушение нормы приватности, не продиктованное строгой терапевтической необходимостью, считается неоправданным нарушением автономии личности.
Норма конфиденциальности предполагает доверительность отношений врача и больного и неразглашение без разрешения больного информации, сообщенной врачу или полученной в ходе обследования и лечения больного. Полная конфиденциальность практически недостижима, так как в обществе существуют ее ограничения по закону (например, в интересах следствия и суда), и кроме того, она может в определенных обстоятельствах противоречить интересам сохранения жизни и здоровья других лиц.
Биоэтика не отрицает норм и принципов общечеловеческой этики, медицинской этики своих предшественников, наоборот, она обращается к ним, поднимает на новую высоту вопрос о правах человека, каким бы тяжелым недугом он ни страдал. Она защищает пациента от зла, которое мог бы причинить ему медицинский работник, забывший, что со времен Гиппократа первым принципом его поведения должен быть: "Не навреди".