Мероприятия по повышению устойчивости функционирования лечебно-профилактических учреждений в чрезвычайных ситуациях

К объектам здравоохранения относят: больницы, поликлиники, центры Роспотребнадзора, станции переливания крови, аптеки, аптечные склады.

От готовности, степени устойчивости функционирования объектов здравоохранения, организации взаимодействия между ними во многом зависит решение задач по медико-санитарному обеспечению населения в ЧС.

Лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) - это учреждения здравоохранения занимающиеся профилактикой, диагностикой и лечением пациентов.

В связи с этим к ЛПУ предъявляются медико-технические требования:

а) специальные:

· зависящие от природных факторов (сейсмичность, вечная мерзлота, низкие грунтовые воды и т. д.);

· региона застройки (близость АЭС, химически опасных объектов, взрыво- и пожароопасных объектов и т. д.);

· типа учреждения (больница, поликлиника, станция переливания крови и т. д).

б)общие - реализуемые во всех проектах ЛПУ:

· организуется площадка для посадки вертолетов;

· обеспечивается раздельный въезд и выезд прибывающего в ЛПУ автотранспорта;

· оборудуются приспособления для выгрузки и погрузки больных (пораженных);

· требования к электроосвещению и электроснабжению ЛПУ должны предусматривать варианты дополнительного освещения с помощью подвижных электростанций, устанавливаемых вне зданий или в защитных сооружениях; Мощность электростанций (30 и более квт) в первую очередь используется для освещения операционных (родовых), перевязочных, реанимационных, палат интенсивной терапии, стерилизационных;

· аварийное теплоснабжение обеспечивается созданием запасов газа в баллонах, и других видов топлива на период восстановления основного источника теплоснабжения;

· водоснабжение в ЧС обеспечивается путем создания запасов питьевой воды (2 л. в сутки на 1 больного) и технической (10 л. в сутки). Аварийные емкости устанавливаются в верхней части здания или в отдельной водонапорной башне;

· канализационная система в ЛПУ, которые по плану предусмотрены для приема пораженных с территорий, находящихся на следе радиактивного облака, должна обеспечивать проведение дезактивации сточных вод с учетом безопасности для персонала и окружающей среды (специальные отстойники в системе очистных сооружений);

· для защиты зданий ЛПУ от радиоактивных и химических веществ и других вредных факторов создается максимально возможная герметичность внутренних помещений. Система вентиляции должна при необходимости создавать подпор воздуха внутри здания и иметь систему фильтров в местах забора воздуха;

· система внутрибольничной безопасности от поражающих факторов (пожаро - и взрывоопасные, ядовитые, радиоактивные и др. вещества, патогенные бактерии, грибы и вирусы) должна планироваться и создаваться таким образом, чтобы больные и пораженные не имели контактов с данными факторами. Это достигается рациональным распределением потоков больных и обслуживающего персонала, созданием системы вентиляции и шлюзов, препятствующих распространению вредных факторов;

· для защиты больных в стационарных учреждениях предусматривается строительство защитных сооружений (убежищ, противорадиационных укрытий);

· средства связи в больницах должны обеспечивать постоянную возможность быстрой передачи сигнала тревоги во все помещения, где находятся больные и персонал, через радиосеть или другую систему громкой связи;

· система экстренной эвакуации больных должна быть дополнена индивидуальными спасательными устройствами, которые используются при нарушении эвакуации обычным порядком (трапы, запасные лестницы и т. д.);

· необходимо иметь автоматизированную систему регистрации пораженных и создавать банк данных о них;

· важнейший элемент устойчивости работы ЛПУ - резервы медицинского имущества, создаваемые на случай ЧС. Это лекарственные средства, антидоты, медицинская техника, дезинфекционные средства, средства транспортировки;

· для станций скорой медицинской помощи, станций переливания крови, центров Роспотребнадзора обязательно предусматриваются холодильные камеры для хранения препаратов, требующих соблюдения температурного режима.

2. Мероприятия по предупреждению последствий чрезвычайных ситуаций в медицинских учреждениях здравоохранения.

Готовность ЛПУ к работе в ЧС определяется:

· организацией четкого управления в соответствии с имеющимися планами и конкретной обстановкой в ЧС;

· созданием соответствующих формирований;

· обученностью персонала;

· обеспеченностью необходимым имуществом.

Общие задачи для всех объектов здравоохранения по предупреждению ЧС:

· прогнозирование возможной обстановки и ее оценка во время возникшей ЧС;

· планирование работы объекта в ЧС;

· организация мероприятий по подготовке работы объекта в ЧС;

· организация защиты персонала и материальных средств от воздействия поражающих факторов;

· повышение устойчивости функционирования объекта в ЧС.

Специфические задачи определяются для каждой группы объектов здравоохранения, исходя из предназначения в системе здравоохранения и возложенных задач в ЧС.

Для обеспечения плановой, целенаправленной подготовки больницы к работе в ЧС ее руководству выдается задание, в котором кратко излагается возможная обстановка в границах административной территории при возникновении ЧС, а также определяется:

· какие медицинские формирования и с каким сроком готовности создать;

· порядок обеспечения их медицинским и другим имуществом, транспортом.

С учетом профиля ЛПУ и ее возможностей предписывается:

· какого профиля пораженных и в каком количестве необходимо принять;

· срок готовности к приему и время, в течение которого необходимо проводить прием;

· порядок дальнейшей эвакуации пораженных.

Главный врач ЛПУ является начальником гражданской обороны (ГО) объекта и отвечает за создание и подготовку органов управления и формирований для работы в ЧС.

Для организации и проведения этих мероприятий в больнице создается объектовая комиссия по ЧС, возглавляемая заместителем главного врача по лечебной части.

Приказом главного врача создается орган управления - штаб ГО объекта. Начальником штаба является заместитель главного врача по ГО и мобилизационной работе. (См. приложение схема 7)

В состав штаба включаются основные руководящие работники, которым определяются функциональные обязанности в соответствии с характером выполняемой ими повседневной работы.

Функциональные обязанности отрабатываются каждым должностным лицом штаба ГО объекта под руководством начальника штаба, обсуждаются на заседании штаба, подписываются исполнителем и начальником штаба и утверждаются начальником ГО объекта. Первый экземпляр документа с указанием функциональных обязанностей должностных лиц хранится у начальника штаба, а второй - в рабочей папке должностного лица.

Получив задание, начальник штаба готовит проект приказа по ЛПУ, в соответствии с которым к работе привлекаются весь состав штаба и персонал отделений, участвующих в ликвидации ЧС.

Работа штаба организуется в зависимости от режимов функционирования ЛПУ:

· в режиме повседневной деятельности;

· в режиме повышенной готовности (при угрозе возникновения ЧС);

· в режиме чрезвычайной ситуации (при возникновении ЧС);

· в режиме возникновения ЧС непосредственно в границах территории ЛПУ.

В режиме повседневной деятельности:

· штаб разрабатывает планы защиты от поражения РВ, ОХВ, БС;

· решение организационных вопросов оказания медицинской помощи при прогнозируемых ЧС в соответствии с возложенными задачами;

· подготовка (обучение) личного состава формирований;

· проведение мероприятий по подготовке ЛПУ к устойчивой работе в условиях ЧС.

В режиме повышенной готовности (при угрозе возникновения ЧС):

· оповещение и сбор персонала больницы;

· введение круглосуточного дежурства руководящего состава;

· установление постоянного наблюдения, уточнение порядка работы постов наблюдения, выдача персоналу СИЗ, приборов радиационной и химической разведки;

· подготовка больницы к приему пораженных;

· прогнозирование возможной обстановки на территории ЛПУ;

· проверка готовности органов управления и медицинских формирований к оказанию медицинской помощи пораженным в районе бедствия и медицинскому обслуживанию населения в местах его проживания (сосредоточения);

· усиление контроля за соблюдением правил противопожарной безопасности на объекте и готовностью звеньев пожаротушения;

· повышение степени защиты ЛПУ от поражающих факторов ЧС;

· проверка готовности сил и средств ЛПУ к эвакуации в безопасное место;

· закладка медицинского имущества в убежища города и в убежища ЛПУ для нетранспортабельных;

· уточнение знания медицинским персоналом особенностей патологии поражения возможными факторами ожидаемой ЧС.

ЛПУ, руководствуясь заданием, планирует выполнение тех мероприятий, которые обеспечивают решение задач при возникновении ЧС.

Наиболее сложным для лечебно-профилактического учреждения является создание запасов медицинского имущества для формирований и перепрофилируемых коек.

Потребности в имуществе определяются соответсвующими органами здравоохранения и центрами медицины катастроф.

В лечебно-профилактических учреждениях необходимо иметь оперативно-тактический запас для работы формирований в очаге чрезвычайной ситуации и оперативно-стратегический запас для работы в военное время.

Расходы по их накоплению, хранению и освежению включаются в ежегодный бюджет лечебно-профилактического учреждения.

Основными формами подготовки персонала ЛПУ к работе в ЧС, являются штабные тренировки, командно-штабные учения, комплексные учения и тренировки на объектах.

Наши рекомендации