Организация работы городской поликлиники
Классификация амбулаторно-поликлинических учреждений.
В соответствии с приказом Минздрава РФ от 7 октября 2005 года № 627 « Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» амбулаторно-поликлинические учреждения включают следующие наименования:
1.3.1. Амбулатория.
1.3.2. Поликлиники, в том числе:
— городская, в том числе детская;
— центральная районная;
— стоматологическая, в том числе детская;
— консультативно-диагностическая, в том числе для детей;
— психотерапевтическая;
— физиотерапевтическая.
Вышеперечисленные учреждения оказывают преимущественно амбулаторно-поликлинический вид медицинской помощи, который характеризуется следующими особенностями:
А. Большая часть амбулаторно-поликлинических учреждений (амбулатория, городская, детская городская, детская стоматологическая, центральная районная) оказывают первичную медико-социальную помощь и обеспечивают медицинскую помощь преимущественно по месту жительства с учетом интересов застрахованных граждан.
Б. Решение проблем здоровья населения (лечение, профилактика и др.) осуществляется на базе своих учреждений либо оказывается помощь на дому.
В. Это наиболее дешевый вид медицинской помощи по сравнению с другими (стационарным, санаторно-курортным).
Г. Амбулаторно-поликлинический вид помощи гарантирован конституцией и законами и многими законодательными актами (Закон «О медицинском страховании граждан». Основы законодательства об охране здоровья населения РФ и др.).
Д. Это самый доступный и массовый вид медицинской помощи. Из всех обратившихся 80% начинает и заканчивает лечение в амбулаторно-поликлинических учреждениях, а лишь 20% госпитализируется в стационарные учреждения.
Мощность поликлиники определяется плановыми возможностями посещений в смену. Существуют группировки поликлиник по категориям:
1-я группа (категория) | Свыше 1200 врачебных посещений в смену, обслуживает более 80 000 населения |
2-я группа (категория) | 751 – 1200 посещений в смену, обслуживает 50 – 79 тыс. населения |
3-я группа (категория) | 501 – 750 посещений в смену, обслуживает 33 – 44 тыс. населения |
4-я группа (категория) | 251 – 500 посещений в смену, обслуживает 17 – 32 тыс. населения |
5-я группа (категория) | 250 посещений в смену, обслуживает до 17 тыс. населения |
Организация работы городской поликлиники
Основными задачами современной городской поликлиники являются:
1. Оказание первичной медико-социальной помощи:
а) лечение острых заболеваний и травм, обострений хронических заболеваний;
б) предупреждение рецидивов (обострений) хронических заболеваний;
в) проведение комплекса восстановительного лечения.
2. Оказание некоторых видов специализированной медицинской помощи.
3. Сбор информации о состоянии здоровья населения (заболеваемости, инвалидности, смертности).
4. Участие в разработке и осуществлении профилактических мероприятий в соответствии с территориальными программами профилактики, в том числе комплекс противоэпидемических мероприятий. Гигиеническое воспитание населения.
5. Проведение экспертизы временной нетрудоспособности и экспертизы медико-социальных проблем.
Схема 1. Примерная организационная структура городской поликлиники
1. В состав руководства (администрации) поликлиники входят:
главный врач и его заместители по лечебной работе, по клинико-экспертной работе, административно-хозяйственной деятельности и экономике, а также главная медицинская сестра.
2. В составе регистратуры, кроме основного подразделения, могут быть выделены; кабинет регистрации справок, листков нетрудоспособности и оформления других документов; справочно-информационная служба: кабинет (стол) приема вызовов на дом.
Как указывает Вишняков Н.И. (1993), в настоящее время существует 3 способа организации записи посетителей на прием к врачу: талонная система, самозапись, комбинированный метод.
При талонной системе поток первично обратившихся больных проходит через участковых регистраторов. Посетители предварительно получают талоны с указанием порядкового номера очереди, фамилии врача, номера кабинета и времени явки на прием.
При самозаписи на прием к врачу посетители сами вписывают в специальные листы свои паспортные данные с указанием удобного для них времени приема. Для этого в холле поликлиники оборудуются столики с папками листов самозаписи на несколько дней вперед. Дежурный регистратор дает необходимые устные справки, в отдельных случаях помогает посетителям записаться на прием к врачу. Заполненные листы самозаписи в конце дня должны быть переданы работникам картохранилища, которые по ним подбирают медицинские карты амбулаторных больных. Перед приемом медсестра кабинета берет из картохранилища подобранные медицинские карты и лист самозаписи. По окончании приема она возвращает карты в регистратуру, а лист самозаписи – в кабинет медицинской статистики. При необходимости срочного приема больного регистратор направляет его к соответствующему специалисту или в кабинет доврачебного приема. Одновременно он заказывает в картохранилище нужную карту, которую сразу же доставляют в кабинет врача.
При комбинированном методе в лист самозаписи записывают только первичных больных. За 15-20 мин. до начала приема пациент получает в регистратуре заранее заготовленный талон и идет к кабинету врача, где должен быть принять в соответствии с указанным в талоне временем. При такой системе регистратор всегда знает, сколько человек не явилось на прием к врачу и имеет право по истечении определенного времени выдать талоны другим больным, желающим попасть на прием в это время. Повторным больным врач выдает специальную «фишку» с указанием даты и времени приема, которая подлежит обмену в регистратуре на талон. Если врач при посещении больного на дому установил необходимость повторного осмотра в поликлинике, он сразу же выдает больному талон с указанием даты, времени приема и номера очереди.
Внедрение комбинированного метода записи позволяет решить следующие задачи:
- разделить поток первичных и повторных больных;
- точно учитывать и контролировать нагрузку врача;
- использовать талоны не явившихся больных для выдачи пациентам, нуждающимся в приеме врача в день обращения;
- уменьшить время ожидания больными приема врача.
Вызов врача на дом может осуществляться очно либо по телефону. Принимаемые вызовы заносятся в «Книгу записей вызовов врача на дом», в которой указываются не только Ф.И.О. и адрес больного, но и основные жалобы. Эти книги ведутся как по каждому терапевтическому участку, так и по каждому из врачей узких специальностей. В некоторых поликлиниках существует «самозапись» вызовов на дом. Вызывающий врача заполняет специальный бланк, в котором указывает Ф.И.О., адрес больного, основные жалобы, температуру тела и опускает бланк в ящик вызовов. Поступившие заявки медицинский регистратор вносит в книгу.
В оптимизации работы регистратуры важное место занимает рациональное устройство рабочего места регистратора, где должны быть размещены номер отделения, перечислены названия улиц и номера домов, которые им обслуживаются, указаны фамилии участковых врачей и работающих вместе с ними специалистов.
Скорость обслуживания больных зависит от рационального размещения в регистратуре амбулаторных карт. Оптимальной считается система расстановки карт в барабанах по участкам, а внутри них – по улицам, домам и квартирам. Значительно облегчает работу медицинского регистратора система маркировки амбулаторных карт. Когда каждый терапевтический участок имеет свою цветовую маркировку. Хорошо зарекомендовала себя номерная система, при которой резко сокращается время поиска амбулаторных карт. Для этого каждому участку определяется количество номеров соответственно числу лиц, проживающих на данной территории. В последнее время распространилась практика хранения медицинские карты на руках у пациента. Это облегчает получение информации в других ЛПУ, однако в случае утери карты создаются серьезные затруднения.
Разумеется, в перспективе работа регистратуры может быть переведена на безбумажное, электронное хранение информации. Для этого необходимо создание локальной компьютерной сети в масштабе всего ЛПУ с терминалами во всех врачебных кабинетах и лечебно-диагностических подразделениях. Помимо недостатка компьютерной техники и компьютерной грамотности сотрудников объективным препятствием для такого перехода является трудность формализации медицинской информации и связанное с этим отсутствие удачных формализованных образцов медицинских карт амбулаторного больного.
Важное место в работе регистратуры занимает оформление мед. документации: справок, направлений и др. работники регистратуры наряду с лицами, выдавшими документ, несут ответственность за правильность его оформления. Особого внимания требует оформление листков нетрудоспособности. Бланки выданных врачами больничных листков регистрируются в «Книге регистрации листков нетрудоспособности» с указанием номеров.
3. В состав отделения профилактики могут входить следующие структуры:
— кабинет доврачебного приема;
— смотровой кабинет;
— кабинет организации и контроля за диспансеризацией населения;
— кабинет санитарного просвещения (гигиенического воспитания).
4. В состав лечебно-профилактических подразделений могут быть включены лечебные (клинические) отделения и кабинеты: от 6 до 20 по основным специальностям в зависимости от мощности учреждения:
— терапевтическое отделение;
— кабинет для оказания медицинской помощи подросткам (подростковый);
— цеховое терапевтическое отделение (кабинет);
— хирургическое отделение (кабинет);
— травматологическое отделение (травмпункт);
— урологический кабинет;
— стоматологическое отделение, в состав которого могут входить кабинет терапевтической, хирургической стоматологии и зубопротезное отделение;
— офтальмологическое отделение (кабинет);
— отоларингологическое отделение (кабинет);
— неврологическое отделение (кабинет);
—кардиологический кабинет;
— ревматологический кабинет;
— эндокринологический кабинет;
— кабинет инфекционных заболеваний;
— физиотерапевтическое отделение, в составе которого кабинет лечебной физкультуры, механотерапии;
— кабинет логопедии и психологии;
— процедурный кабинет;
— отделение неотложной помощи;
— отделение реабилитации.
Терапевтическое отделение
Основным структурным подразделением поликлиники является терапевтическое отделение, а ведущей фигурой — участковый терапевт (врач общей практики).
В состав терапевтического отделения могут входить от шести до десяти участков; возглавляет отделение заведующий.
Основными задачами участкового врача-терапевта являются:
— оказание населению участка квалифицированной терапевтической помощи на приеме в поликлинике и при обслуживании на дому;
— организация и непосредственное проведение профилактических мероприятий;
— проведение мероприятий по снижению заболеваемости и смертности населения.
Функции:
— активное выявление заболеваний на ранних стадиях;
— систематическое динамическое диспансерное наблюдение и комплексное лечение больных;
— организация консультаций больных по вопросам диагностики, лечения и реабилитации внутри поликлиники;
— своевременное направление больных для консультаций в соответствующие службы, клинико-диагностические центры, специализированные отделения;
— проведение отбора и направление больных на госпитализацию (оформление необходимой документации и предварительное обследование);
— осуществление экспертизы временной нетрудоспособности; работа с длительно и часто болеющими; своевременное оформление документов и необходимая подготовка больных для клинико-экспертной комиссии;
— выявление признаков нарушений жизнедеятельности, подготовка больных для проведения медико-социальной экспертизы;
— оценка и анализ заболеваемости прикрепленного населения
— проведение мероприятий по предупреждению и лечению инфекционных заболеваний: раннее выявление и лечение инфекционных больных, учет, оценка и анализ заболеваемости, организация профилактических прививок, работа с лицами, контактировавшими с заболевшим и бациллоносителям;
— организация и проведение гигиенического воспитания прикрепленного населения, включая работу по формированию здорового образа жизни;
— оценка и анализ своей лечебно-профилактической деятельности;;
— повышение квалификации по вопросам профилактики, диагностики, лечения, реабилитации, освоение новых методик и их внедрение в практику.
В последние годы в связи с реализацией реформ первичной медико-социальной помощи в состав поликлиники может входить такое отделение, как «дневной стационар», а при отделении неотложной помощи — кабинет обслуживания по типу «стационар на дому».
Дневной стационар поликлиники.
Одним из положительных аспектов реформирования поликлиники является развитие стационарозамещающей помощи. Лечение больного в условиях стационара в несколько раз дороже, чем в поликлинике. При сравнении общих затрат на лечение одного больного в стационаре и в условиях дневного пребывания в поликлинике выявлено, что экономия средств на одного больного составляет 50 – 70%. Обычно в городских поликлиниках развернуто от 4 до 30 коек. Определяются перечень заболеваний соответственно медико-экономическим стандартам и тарифы на лечение. В дневном стационаре чаще всего работают врач-терапевт и медицинская сестра. Тарифы на лечение больного по терапевтическому профилю в дневном стационаре выше на 17 – 35%, по неврологическому профилю — на 25 – 40%, чем при амбулаторном лечении. Таким образом, доходы поликлиники при лечении в дневном стационаре за один месяц увеличиваются на 10 – 13%. Больные получают необходимый объем медицинской помощи: лабораторно-диагностическое обследование, медикаментозное лечение, внутривенные инъекции, физиотерапевтическое лечение.
Оценка и анализ работы дневного стационара городской поликлиники должны осуществляться по следующим направлениям: происходит ли изменение (улучшение или ухудшение) доступности стационарной помощи, сроки (длительность) лечения, объем оперативной деятельности.
5. Вспомогательные диагностические отделения:
— рентгеновское отделение (кабинет);
— лаборатория;
— отделение функциональной диагностики;
— центральная операционная.
6. Кабинет медицинской статистики (информационно–статистическая служба, отделение), который осуществляет:
— организацию статистического учета и документооборота учреждения здравоохранения либо его подразделений в соответствии с приказами и инструктивно-методическими указаниями Минздрава РФ;
— сбор, систематизацию и статистическую обработку учетно-отчетных данных; организацию хранения, поиска и использования информации с применением компьютерных технологий для составления отчетов и решения производственных задач;
— участие в шифровке информации в соответствии с Международной классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем;
— контроль за правильностью ведения и заполнения статистической документации, достоверностью данных годового отчета подразделений;
— расчет статистических показателей оценки деятельности учреждения, участие в проведении оценки и анализа результатов деятельности с использованием основных статистических методов;
— составление годового статистического отчета учреждения;
— участие в организации и проведении инструктивно-методических семинаров по медицинской статистике в структурных
подразделениях учреждения.
7. Административная часть.
Структура городской поликлиники может зависеть от:
а) численности и особенностей состава населения (по полу, возрасту, профессиям);
б) состояния здоровья обслуживаемого контингента (заболеваемости);
г) экономических возможностей территории субъекта РФ (финансирование, материально-технические кадры);
д) сложившихся на территории особенностей организации и управления лечебно-профилактической помощью.
Задачи, функции и содержание работы поликлиники