Правовое регулирование эвтаназии в России
В Российской Федерации эвтаназия в любом своем проявлении запрещена законом. С точки зрения российского права проблема эвтаназии относится одновременно к сфере конституционного, медицинского и уголовного права. Правовые проблемы, связанные с эвтаназией, должны рассматриваться в тесной связи с правом на жизнь, которое является одним из базовых и неотъемлемых прав человека. Одним из достижений Конституции 1993 г. стало повышенное внимание к защите личных (гражданских) прав и свобод человека. В ст. 2 была провозглашена концепция: "Человек, его права и свободы - высшая ценность".[4] Одним из важнейших прав и свобод, обеспечивающих само существование человека и его социальный статус как субъекта правовых отношений, является право на жизнь, закрепленное ст. 20 Конституции. Первая часть статьи гласит : « Каждый имеет право на жизнь».
Право на жизнь – неотъемлемое право каждого человека, охраняемое законом. Его содержание заключается в том, что никто умышленно не может быть лишен жизни. Также право на жизнь налагает на государство обязательство сделать все для того, чтобы человеческая жизнь оказалась вне опасности и предпринимать эффективное расследование убийств.[5]
Эта статья Конституции дает почву сторонникам эвтаназии высказать свою позицию по этому вопросу. Нередко они обосновывают свою позицию ссылками на "основные права и свободы человека". Так, российские теоретики в области прав человек Ю.А. Дмитриев и Е.В. Шленева приходят к выводу, что "конституционное установление права на жизнь логически означает юридическое закрепление права человека на смерть"[6]. Авторы пишут, что "раз право на жизнь относится к числу личных прав человека, его реализация осуществляется им индивидуально и самостоятельно, независимо от воли других", "вопрос жизни и смерти юридически должен решаться человеком индивидуально, без участия иных лиц...". В плане логики трудно не согласиться с этой точкой зрения. Но, на мой взгляд, не только неверно, но и опасно обосновывать эвтаназию лишь с позиции формальной логики, авторы просто неправильно расставили акценты.
Прямой запрет на осуществление эвтаназии закреплен в ст. 45 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (далее–Основы).«Медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии – удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими- либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни. Лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и (или) осуществляет эвтаназию, несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».[7] В ст. 60 Основ помещена клятва врача, в которой врач торжественно клянется никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии. Однако в этом документе тоже не все однозначно и дает почву для дискуссий сторонникам эвтаназии. Согласно ст. 33, 34 Основ гражданин или его представитель имеют право отказаться от медицинского вмешательства либо потребовать его прекращения. Следовательно, нет никаких правовых оснований обязать человека, страдающего тяжелой болезнью, подвергнуться лечению. В этом случае больному или его представителю должно быть разъяснено, к каким последствиям может привести отказ от лечения и оформлена специальная запись в медицинской документации, подписанная обеими сторонами.
В Уголовном уложении 1903 года ( так и не вступившем в силу) закреплялось положении об уменьшенной ответственности за убийство, « учиненное по настоянию убитого и из чувства сострадания к нему». В Уголовном Кодексе РСФСР 1922 года в статье 143 имелось примечание - « убийство, совершенное по настоянию убитого из чувства сострадания, не карается», но уже 11 ноября 1922 четвертая сессия ВЦИК постановила исключить это примечание из законодательства из- за роста числа злоупотреблений такими «просьбами».
Позиция действующего уголовного законодательства России относительно эвтаназии однозначна : это убийство, неправомерное лишение жизни другого человека. В УК Российской Федерации[8] убийство предусмотрено даже несколькими статьями. Даже убийство по мотиву сострадания квалифицируется по ч.1 ст. 105 УК РФ как простое убийство. А вот что касается склонения к эвтаназии, то УК РФ не предусматривает ответственности за такое деяние.
В России также косвенно запрещена реклама самоубийств: согласно п. 6 ст. 5 Федерального Закона “О рекламе” от 18.07.1995. реклама не должна побуждать граждан к насилию, а также к опасным действиям, угрожающим безопасности граждан.
В силу ст. 45 осуществление и даже осознанное побуждение (подстрекательство) к эвтаназии влечет уголовную, а не гражданско-правовую ответственность.
Этический Кодекс российского врача[9] был разработан, руководствуясь клятвой Гиппократа, принципами гуманизма и милосердия. Статья 14 Кодекса гласит: «Эвтаназия, как акт преднамеренного лишения жизни пациента по его просьбе, или по просьбе его близких, недопустима, в том числе и в форме пассивной эвтаназии. Врач обязан гарантировать пациенту право по его желанию воспользоваться духовной поддержкой служителя любой религиозной конфессии».