Понятие о санитарно гигиеническом воспитании населения
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическая часть «Санитарно-гигиеническое воспитание населения и особенности его организации» ……………………………………5
1.1 Понятие о санитарно гигиеническом воспитании населения .…………..5
1.2 Организация гигиенического воспитания населения в условиях поликлиники………………………………………………………………………
1.3 Роль медицинского работника в организации гигиенического воспитания населения в условиях поликлиники …………………………………………..
Глава 2. Практическая часть «Изучение особенностей организации гигиенического воспитания населения в условиях поликлиники и проведение данной работы»…………………………………………………..
2.1 Описание исследования……………………………………………………..
2.2 Описание выводов и результатов исследования…………………………
2.3 Оформление рекомендаций для медицинских работников и пациентов по особенностям организации гигиенического воспитания населения в условиях поликлиники …………………..……………………………..
Заключение………………………………………………………………………
Библиография……………………………………………………………………
Приложения…………………………………………………………………….
Введение
Корни профилактики уходят в глубокую древность. Вопросы предупреждения болезней на основе соблюдения правил личной гигиены и рационального питания занимали важное место уже в медицине Древнего мира. Однако разработка научных основ профилактики началась лишь в 19 веке. Становлению научной профилактики в значительной степени способствовали изучение роли окружающей среды в возникновении и распространении заболеваний, достижения микробиологии, физиологии и гигиены. Передовые врачи и деятели медицинской науки России видели будущее медицины в развитии общественной профилактики в неразрывном единстве лечебной и профилактической медицины.
Актуальность данной темы в том, здоровье как часть культуры всегда входило в круг прагматических забот общества. Культура здоровья в любом обществе – это часть видения обществом самого себя и его членов. Охрана и укрепление здоровья здоровых проводится в отношении граждан Российской Федерации, как абсолютно здоровых (5—7%), так и имеющих 1—2 заболевания в состоянии стойкой ремиссии (55—70% населения).
«Будущее принадлежит медицине предупредительной» — писал великий русский хирург Н. И. Пирогов. От того, как медицинские работники организуют санитарно гигиеническое воспитание населения зависит сохранение и укрепление здоровья населения страны. В задачи санитарного просвещения входят: распространение медицинских и гигиенических знаний; воспитание санитарно-гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления здоровья; повышение санитарно-гигиенической культуры.
Цель работы: изучить особенности организации гигиенического воспитания населения в условиях поликлиники медицинскими работниками и провести элементы данной работы для населения.
Задачи работы:
1. Провести анализ учебной литературы и периодической печати по вопросам организации санитарно-гигиенического воспитания в условиях поликлиники.
2. Провести анкетирование медицинских работников и пациентов с целью выявления особенностей организации санитарно-гигиенического воспитания в условиях поликлиники медицинскими работниками.
3. Проанализировать результаты и выявить проблемы, связанные с организацией гигиенического воспитания в поликлинике.
4. Разработать рекомендации для медицинских работников и пациентов по особенностям организации гигиенического воспитания населения в условиях поликлиники, провести элементы данной работы.
Объект исследования: организация гигиенического воспитания населения в условиях поликлиники медицинскими работниками.
Предмет исследования: особенности организации гигиенического воспитания населения в условиях поликлиники медицинскими работниками.
Методы исследования: анализ учебной литературы, анкетирование, сравнительный анализ, статистическая обработка данных.
Практическая значимость: данная работа имеет практическую значимость, так как мы можем выявить как медицинские работники проводят профилактическую работу в рамках санитарно гигиенического воспитания и будут составлены рекомендации для медицинских работников и пациентов по особенностям организации гигиенического воспитания населения в условиях поликлиники.
Научная новизна: составление рекомендаций для медицинских работников и пациентов по особенностям организации гигиенического воспитания населения в условиях поликлиники.
Глава 1. Теоретическая часть «Санитарно-гигиеническое воспитание населения и особенности его организации»
Понятие о санитарно гигиеническом воспитании населения
Гигиеническое воспитание (санитарное просвещение) — совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни.
Задача санитарного просвещения - это повышение санитарной культуры населения, что имеет большое значение для формирования здорового образа жизни, для охраны и укрепления здоровья.
Цели медицинского просвещения:
1. пропаганда гигиенических знаний;
2. пропаганда здорового образа жизни, навыков и форм поведения, направленных на сохранение и укрепление здоровья;
3. популяризация общемедицинских знаний в целях раннего обращения и диагностики заболеваний;
4. привитие практических навыков по оказанию само- и взаимопомощи при травмах и заболеваниях.
Для выполнения работы по санитарному просвещению населения медицинским работникам требуются определенные знания и навыки. Эффективность санитарно-гигиенического просвещения во многом зависит от особенностей аудитории, ее интересов, культурного уровня, оно должно проводиться с учетом пола, возраста, климата - географических особенностей, национальных обычаев, традиций и других факторов.
В основу гигиенического обучения и воспитания положена концепция формирования здорового образа жизни, сформулированы основные задачи:
1. снижение распространенности курения;
2. улучшение качества питания;
3. увеличение физической активности;
4. смягчение влияния повреждающих психосоциальных факторов и повышение качества жизни;
5. соблюдение населением мер личной и общественной гигиены;
6. снижение потребления алкоголя;
7. профилактика употребления наркотиков;
8. улучшение качества окружающей среды.
Пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения способствует снижению заболеваемости и смертности, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение.
Профилактические мероприятия бывают первичные, вторичные и третичные.
Первичные – когда меры профилактики направлены на непосредственную причину заболевания или повреждения у здоровых людей. При проведении первичной профилактики первостепенной значение приобретает концепция образа жизни, которая и определяет пути предупреждения хронических неинфекционных заболеваний (сердечнососудистых, эндокринных, нервно-психических и т.д.), генез которых во многом связан с курением, злоупотреблением алкоголя, гиподинамией,нерациональным питанием, психоэмоциональными стрессами.
Вторичные профилактические мероприятия проводятся в случаях воздействия на условия и факторы, способствующие развитию уже возникшего у пациента заболевания или повреждения. Вторичная профилактика – это в основном целевое санитарно-гигиеническое воспитание, в том числе индивидуальное или групповое консультирование, обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний. К вторичной профилактике относятся курсы профилактического лечения и целевого оздоровления (ЛФК, массаж, сан-кур лечение и т.д.). Большое значение в основе формирования здорового образа жизни занимают личностно-мотивационные качества данного человека, его жизненные ориентиры.
Третичная профилактика - основана на проведении мероприятий медицинского и немедицинского характера. Осуществление программ третичной профилактики невозможно вне системы здравоохранения: в них участвуют не только врачи, но и многие другие медицинские работники. Третичная профилактика включает:
– обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний;
– проведение диспансеризации больных с хроническими заболеваниями и инвалидов, включая диспансерные медицинские осмотры с целью оценки динамики состояния здоровья и течения заболеваний, осуществление перманентного наблюдения за ними и проведение адекватных лечебных и реабилитационных мероприятий;
– проведение медико-психологической адаптации к изменению ситуации в состоянии здоровья, формирование правильного восприятия и отношения к изменившимся возможностям и потребностям организма.
Никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если человек сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения.
Для сохранения восстановления утраченного здоровья человек должен совершать действия. Для каждого действия нужен мотив, а совокупность мотивов составляет мотивацию, в формировании которой большая роль отводится медицинским работникам.
«…Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные…» - академик Н.М. Амосов.