Понятие о санитарно гигиеническом воспитании населения

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретическая часть «Санитарно-гигиеническое воспитание населения и особенности его организации» ……………………………………5

1.1 Понятие о санитарно гигиеническом воспитании населения .…………..5

1.2 Организация гигиенического воспитания населения в условиях поликлиники………………………………………………………………………

1.3 Роль медицинского работника в организации гигиенического воспитания населения в условиях поликлиники …………………………………………..

Глава 2. Практическая часть «Изучение особенностей организации гигиенического воспитания населения в условиях поликлиники и проведение данной работы»…………………………………………………..

2.1 Описание исследования……………………………………………………..

2.2 Описание выводов и результатов исследования…………………………

2.3 Оформление рекомендаций для медицинских работников и пациентов по особенностям организации гигиенического воспитания населения в условиях поликлиники …………………..……………………………..

Заключение………………………………………………………………………

Библиография……………………………………………………………………

Приложения…………………………………………………………………….

Введение

Корни профилактики уходят в глубокую древность. Вопросы предупреждения болезней на основе соблюдения правил личной гигиены и рационального питания занимали важное место уже в медицине Древнего мира. Однако разработка научных основ профилактики началась лишь в 19 веке. Становлению научной профилактики в значительной степени способствовали изучение роли окружающей среды в возникновении и распространении заболеваний, достижения микробиологии, физиологии и гигиены. Передовые врачи и деятели медицинской науки России видели будущее медицины в развитии общественной профилактики в неразрывном единстве лечебной и профилактической медицины.

Актуальность данной темы в том, здоровье как часть культуры всегда входило в круг прагматических забот общества. Культура здоровья в любом обществе – это часть видения обществом самого себя и его членов. Охрана и укрепление здоровья здоровых проводится в отношении граждан Российской Федерации, как абсолютно здоровых (5—7%), так и имеющих 1—2 заболевания в состоянии стойкой ремиссии (55—70% населения).
«Будущее принадлежит медицине предупредительной» — писал великий русский хирург Н. И. Пирогов. От того, как медицинские работники организуют санитарно гигиеническое воспитание населения зависит сохранение и укрепление здоровья населения страны. В задачи санитарного просвещения входят: распространение медицинских и гигиенических знаний; воспитание санитарно-гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления здоровья; повышение санитарно-гигиенической культуры.

Цель работы: изучить особенности организации гигиенического воспитания населения в условиях поликлиники медицинскими работниками и провести элементы данной работы для населения.

Задачи работы:

1. Провести анализ учебной литературы и периодической печати по вопросам организации санитарно-гигиенического воспитания в условиях поликлиники.

2. Провести анкетирование медицинских работников и пациентов с целью выявления особенностей организации санитарно-гигиенического воспитания в условиях поликлиники медицинскими работниками.

3. Проанализировать результаты и выявить проблемы, связанные с организацией гигиенического воспитания в поликлинике.

4. Разработать рекомендации для медицинских работников и пациентов по особенностям организации гигиенического воспитания населения в условиях поликлиники, провести элементы данной работы.

Объект исследования: организация гигиенического воспитания населения в условиях поликлиники медицинскими работниками.

Предмет исследования: особенности организации гигиенического воспитания населения в условиях поликлиники медицинскими работниками.

Методы исследования: анализ учебной литературы, анкетирование, сравнительный анализ, статистическая обработка данных.

Практическая значимость: данная работа имеет практическую значимость, так как мы можем выявить как медицинские работники проводят профилактическую работу в рамках санитарно гигиенического воспитания и будут составлены рекомендации для медицинских работников и пациентов по особенностям организации гигиенического воспитания населения в условиях поликлиники.

Научная новизна: составление рекомендаций для медицинских работников и пациентов по особенностям организации гигиенического воспитания населения в условиях поликлиники.

Глава 1. Теоретическая часть «Санитарно-гигиеническое воспитание населения и особенности его организации»

Понятие о санитарно гигиеническом воспитании населения

Гигиеническое воспитание (санитарное просвещение) — совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни.

Задача санитарного просвещения - это повышение санитарной культуры населения, что имеет большое значение для формирования здорового образа жизни, для охраны и укрепления здоровья.

Цели медицинского просвещения:

1. пропаганда гигиенических знаний;

2. пропаганда здорового образа жизни, навыков и форм поведения, направленных на сохранение и укрепление здоровья;

3. популяризация общемедицинских знаний в целях раннего обращения и диагностики заболеваний;

4. привитие практических навыков по оказанию само- и взаимопомощи при травмах и заболеваниях.

Для выполнения работы по санитарному просвещению населения медицинским работникам требуются определенные знания и навыки. Эффективность санитарно-гигиенического просвещения во многом зависит от особенностей аудитории, ее интересов, культурного уровня, оно должно проводиться с учетом пола, возраста, климата - географических особенностей, национальных обычаев, традиций и других факторов.

В основу гигиенического обучения и воспитания положена концепция формирования здорового образа жизни, сформулированы основные задачи:

1. снижение распространенности курения;

2. улучшение качества питания;

3. увеличение физической активности;

4. смягчение влияния повреждающих психосоциальных факторов и повышение качества жизни;

5. соблюдение населением мер личной и общественной гигиены;

6. снижение потребления алкоголя;

7. профилактика употребления наркотиков;

8. улучшение качества окружающей среды.

Пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения способствует снижению заболеваемости и смертности, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение.

Профилактические мероприятия бывают первичные, вторичные и третичные.

Первичные – когда меры профилактики направлены на непосредственную причину заболевания или повреждения у здоровых людей. При проведении первичной профилактики первостепенной значение приобретает концепция образа жизни, которая и определяет пути предупреждения хронических неинфекционных заболеваний (сердечнососудистых, эндокринных, нервно-психических и т.д.), генез которых во многом связан с курением, злоупотреблением алкоголя, гиподинамией,нерациональным питанием, психоэмоциональными стрессами.

Вторичные профилактические мероприятия проводятся в случаях воздействия на условия и факторы, способствующие развитию уже возникшего у пациента заболевания или повреждения. Вторичная профилактика – это в основном целевое санитарно-гигиеническое воспитание, в том числе индивидуальное или групповое консультирование, обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний. К вторичной профилактике относятся курсы профилактического лечения и целевого оздоровления (ЛФК, массаж, сан-кур лечение и т.д.). Большое значение в основе формирования здорового образа жизни занимают личностно-мотивационные качества данного человека, его жизненные ориентиры.

Третичная профилактика - основана на проведении мероприятий медицинского и немедицинского характера. Осуществление программ третичной профилактики невозможно вне системы здравоохранения: в них участвуют не только врачи, но и многие другие медицинские работники. Третичная профилактика включает:

– обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний;

– проведение диспансеризации больных с хроническими заболеваниями и инвалидов, включая диспансерные медицинские осмотры с целью оценки динамики состояния здоровья и течения заболеваний, осуществление перманентного наблюдения за ними и проведение адекватных лечебных и реабилитационных мероприятий;

– проведение медико-психологической адаптации к изменению ситуации в состоянии здоровья, формирование правильного восприятия и отношения к изменившимся возможностям и потребностям организма.

Никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если человек сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения.

Для сохранения восстановления утраченного здоровья человек должен совершать действия. Для каждого действия нужен мотив, а совокупность мотивов составляет мотивацию, в формировании которой большая роль отводится медицинским работникам.

«…Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные…» - академик Н.М. Амосов.

Наши рекомендации