Строение операционного блока
Операционный блок – структурное подразделение больницы, состоящее из операционных и комплекса вспомогательных помещений. Операционный блок должен располагаться в отдельном помещении или части дома, соединяться коридором с хирургическими отделениями, или располагаться на отдельном этаже (но не первом) многоэтажного хирургического корпуса. В нем разделяют между собой операционные для выполнения чистых и гнойных операций. Более целесообразно иметь при гнойных хирургических отделениях отдельный изолированный операционный блок. Основные помещения операционного блока: операционная, предоперационная, предстерилизационая, стерилизационная.
Комплекс вспомогательных помещений и помещений обеспечения: кабинет старшей медсестры, материальная, комнаты хранения медикаментов, комнаты сохранения резерва инструментария и оборудования, комната хранения чистого белья, комната хранения грязного белья, комната хранения биологических материалов, протокольная, трансфузиологическая, санитарные помещения, комната приема пищи, гостиная, комнаты анестезиологической службы, помещения для сестры-хозяйки, комнаты технического обеспечения и т.д.
Операционный блок изолирован от хирургических отделений специальным тамбуром, чаще всего это часть коридора, в которую выходят помещения операционного блока общего режима. Все, кто входит в операционную, должны быть одеты в бахилы, стерильное белье. Заходить в операционный блок персоналу, не участвующему в операции, запрещено. Для обеспечения режима стерильности в операционном блоке выделяют специальные функционально-гигиенические зоны, разделенные между собой "красной чертой".
1. Зона стерильного режима (абсолютной стерильности) объединяет операционную и стерилизационную. В помещениях этой зоны выполняют операции и стерилизацию инструментов. Площадь операционного зала на один операционный стол не должна быть менее 36 м2, на 2 операционных стола – не менее 56 м2. Следует помнить, что даже при наличии 2 операционных столов в одном операционном зале, одновременное выполнение двух операций категорически запрещено! Высота операционной не должна быть менее 3,5 м. Стены должны быть гладкими, покрытыми кафелем или масляной краской, что облегчает уборку. Цвет стен должен быть успокаивающим (холодным), не вызывать раздражения. Все виды обогревательных приборов должны быть вмонтированы в стены (вид теплопередачи – конвекция). Оптимальный световой коэффициент – 2:3, но допускается снижение до 1:4. Общая освещенность операционной – 300-500 лк (не менее 200 лк), освещенность раны за счет бестеневых светильников должна быть не менее 3000-10000 лк. Микроклиматические условия в операционной: температура – 20-30 (летом 19-20 °С), влажность воздуха – 50-55 %, скорость движения воздуха не более 0,1 м/с.
2. В зону строгого (относительной стерильности) режима входят такие помещения, как предоперационная и санпропускник, состоящий из комнат для раздевания персонала, душевых установок, кабин для надевания стерильной одежды. Эти помещения располагаются последовательно и персонал выходит из кабины для одевания прямо через коридор в предоперационную. В эту же зону входят помещения для хранения хирургических инструментов и аппаратов, наркозной аппаратуры и медикаментов, кабинет переливания крови, помещение для дежурной бригады, старшей операционной сестры, санитарный узел для персонала операционного блока.
3. В зоне ограниченного режима находится техническая зона, объединяющая производственные помещения для обеспечения работы операционного блока, с аппаратурой для кондиционирования воздуха, вакуумными установками, установками для снабжения операционной кислородом и наркотическими газами, здесь же располагаются аккумуляторная подстанция для аварийного освещения, фотолаборатория для проявления рентгеновских пленок.
4. В зоне общего режима находятся кабинеты заведующего, старшей медицинской сестры, помещения для переработки грязного белья и др.
Режим работы операционного блока предусматривает его ограниченное посещение, а в зоне стерильного режима должны находиться только участники операции: хирурги и их ассистенты, операционные сестры, анестезиологи и анестезисты, санитарка для текущей уборки операционной. В зону стерильного режима допускаются студенты, стажирующиеся врачи. Работники операционного блока носят специальную одежду: халаты или куртки и брюки, отличающиеся цветом от одежды сотрудников других отделений.
Контроль режима стерильности операционного блока проводится периодически бактериологическими исследованиями воздуха операционной, смывов со стен, аппаратов и приборов. Забор материалов для посева делают два раза в месяц.
Стерильный режим в операционной достигается за счет предупреждения заноса микроорганизмов в операционную из других помещений и распространения микроорганизмов в операционной. Специальное устройство операционного блока, использование стерильных шлюзов перед входом в операционную, подготовка больного к операции (мытье, смена белья, бритье волос в области операционного поля), подготовка к операции персонала (обязательное переодевание, использование стерильной белья, надевание бахил, шапочек, масок, обработка рук) значительно ограничивают проникновение микроорганизмов в операционную. Маски, изготовленные из марли, должны иметь 4-6 слоев, в этом случае они задерживают 88-96 % микроорганизмов. Стерильность масок и халатов сохраняется в течение 5-6 часов. Современные маски из целлюлозы эффективны лишь в течение 1 часа.
Микроорганизмы в воздухе и на предметах очень редко находятся в изолированном виде, в основном они фиксированы на микроскопических частицах пыли. Поэтому тщательное удаление пыли, как и предупреждение проникновения ее в операционную, уменьшает степень микробного загрязнения.
В операционной предусмотрены следующие виды уборки: предварительная, текущая, послеоперационная, заключительная и генеральная. Перед началом операции влажной тряпкой протирают все предметы, приборы, подоконники, удаляют осевшую за ночь пыль (предварительная уборка). В ходе операции постоянно убирают упавшие на пол шарика, салфетки, инструменты и прочее (текущая уборка). В промежутке между операциями, когда больной вывезен из операционной, убирают белье, салфетки, инструменты, влажной салфеткой, смоченной раствором антисептических средств, протирают операционный стол и накрывают его простыней, пол протирают влажной тряпкой (послеоперационное уборка). По окончании рабочего дня делают заключительную уборку, включающую влажную с протиркой потолка, стен, подоконников, всех предметов и аппаратуры, пола с использованием дезинфицирующих растворов: 1-3 % раствора перекиси водорода с синтетическим моющим средством, раствора дезоксона и других с последующим включением бактерицидных ламп. В конце недели осуществляют генеральную уборку операционной с применением 3-6 % раствора перекиси водорода или 1 % раствора хлорамина Б.
Начинают уборку с дезинфекции операционной: потолки, стены, все предметы, пол опрыскивают дезинфицирующими растворами, затем удаляют путем протирания. После этого проводят общую влажную уборку и включают бактерицидные ультрафиолетовые лампы. Генеральная уборка может быть и внеочередной при загрязнении операционной гноем, кишечным содержимым, после операции больного с анаэробной инфекцией.
Для облучения воздуха и предметов, находящихся в операционной, используют передвижные, настенные, потолочные бактерицидные ультрафиолетовые (УФ) лампы разной мощности, имеющие специальные экраны, защищающие от прямого воздействия ультрафиолетовых лучей. УФ-лампы могут работать при наличии людей в операционной. Следует помнить, что настенные бактерицидные лампы вешают на высоте не менее 2 м от пола. Одна бактерицидная лампа в течение 2 часов стерилизует 30 м3 воздуха. Каждая лампа создает вокруг себя зону стерильности диаметром 2-3 м. После 3 часов работы УФ-лампы количество микробов в воздухе уменьшается на 50-80 %, количество инфекционных осложнений уменьшается в 3-3,5 раза.
Предупреждение загрязнения воздуха в операционной достигается механической системой вентиляции, которая осуществляются путем подачи воздуха с улицы или за счет его рециркуляции. Приточная вентиляция создает нагнетание воздуха через фильтры, расположенные под потолком, в операционную. С оседающей на фильтры пылью удаляются фиксированные в ней микробы. Воздух выходит из операционной через естественные щели и через отверстия, расположенные у пола. Такое направление потока воздуха позволяет избежать проникновения загрязненного воздуха из соседних с операционной помещений, в том числе из хирургических отделений. При отсутствии централизованной системы очистки воздуха от пыли и микробов могут быть использованы специальные передвижные очистители воздуха. За 15 минут работы аппарата количество микробов в операционной уменьшается в 7-10 раз. Кратность воздухообмена в операционной при использовании пассивно-активной вентиляции должна быть не менее 6-8, а при кондиционировании воздуха – 10.
С целью соблюдения условий асептики общепрофильный операционный блок должен иметь два изолированных (непроходимых) отделения: 1) асептическое, чистое; 2) септическое, гнойное с зоной внутренних помещений и отдельными для каждого из них вспомогательными помещениями. Все помещения операционного блока в зависимости от степени соблюдения правил асептики и борьбы с внутрибольничной инфекцией функционально делятся на четыре зоны: стерильную, строгого режима, ограниченного режима и общебольничного режима.
Потоки в операционном блоке делятся на "стерильный" для хирургов и операционных сестер, чистый – для больных, анестезиологов, технического персонала и не должны пересекаться.
Санитарно-гигиенический режим хирургической учреждения направлен на исключение негативного влияния факторов больничной среды на больных и персонал, обеспечение больному полного гигиенического, соматического и психического комфорта, а персоналу – оптимальных условий работы. Санитарно-гигиенический режим предусматривает соблюдение норм плотности больничных палат, обеспечения оптимального микроклимата, надлежащего химического и бактериологического состава воздушной среды, режима вентиляции и освещения помещений, поставки доброкачественной питьевой воды, своевременное и полное удаление и обезвреживание отходов, обеспечение больных рациональным и сбалансированным питанием, уборку помещений, стирку и замену белья, соблюдение правил личной гигиены и т.п.
Противоэпидемический режим хирургического отделения направлен на предотвращение возникновения и распространения внутрибольничных инфекций. Основные положения противоэпидемического режима регламентируются приказом № 720 (31.07.1978).
Виды уборок
Выделяют следующие виды уборки в операционном блоке:
• предварительная (перед началом работы);
• текущая (в течение рабочего периода);
• заключительная (по завершению рабочего дня);
• генеральная (1 раз в неделю).
Влажная уборка помещений (мытье полов, протирка мебели, оборудования) осуществляется не реже чем два раза в день с использованием моющих и дезинфицирующих средств, протирание стекла не реже чем один раз в месяц. Генеральная уборка палатной секции проводится не реже чем один раз в месяц с тщательным мытьем стен, пола, оборудования, протиркой мебели. Генеральную уборку (мойка и дезинфекция) операционного блока, перевязочных проводят не реже чем один раз в неделю. Помещения с особым режимом стерильности после уборки обрабатывают стационарными или передвижными бактерицидными лампами из расчета 1 Вт мощности на 1 м2 помещения.
Основной путь инфицирования раны в операционной – контактный (около 90 % случаев), лишь в 10 % случаев инфицирование происходит воздушным путем. Каждый член хирургической бригады, несмотря на специальную подготовку к операции, выделяет в окружающий воздух до 1500 микроорганизмов в 1 минуту. За 1-1,5 часа работы одной хирургической бригады бактериальное загрязнение воздуха в операционной увеличивается на 100 %. Допустимое количество микроорганизмов в 1 м3 воздуха операционной перед началом работы не должна превышать 500-600, во время операции – 1000-1200, после окончания операции – 1500-2000 в 1 м3 при условии отсутствия в воздухе патогенных микроорганизмов. Достичь такого уровня удается с помощью специальных устройств системы вентиляции, режима работы и уборки операционной, дезинфекции воздуха и предметов. Для предупреждения контактного инфицирования необходимо достичь стерильности всего, что будет иметь отношение к ране. Это достигается стерилизацией операционного белья, перевязочного и шовного материала, перчаток, инструментов, обработкой рук хирурга и операционного поля. Стерилизация шовного материала направлена на профилактику как контактного, так и имплантационного инфицирование раны.