Цель и задачи противоэпидемического обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях

Основной целью противоэпидемического обеспечения насе­ления в чрезвычайных ситуациях является предупреждение возник­новения, снижение и ликвидация инфекционной заболеваемости населения, недопущение распространения особо опасных и опасных инфекционных болезней в зоне чрезвычайной ситуации и преду­преждение выноса инфекций за ее пределы, а также поддержание санитарно-эпидемиологической безопасности в зоне чрезвычайной ситуации и в районах временного размещения эвакуируемого насе­ления.

Поставленная цель достигается решением комплекса сле­дующих задач.

На федеральном уровне:

• разработкой и внедрением принципов единой государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологи­ческой безопасности, охраны и укрепления здоровья всех кате­горий населения, снижения отрицательного влияния биологиче­ских факторов окружающей среды;

8

• осуществлением санитарно-эпидемиологического надзора за
разработкой новых технологий и производств, размещением и
функционированием потенциально опасных объектов;

• научной разработкой и внедрением наиболее прогрессивных
способов иммунной защиты и гигиенического воспитания насе­
ления, приемов и методов работы в сети наблюдения и лабора­
торного контроля, новых направлений по ликвидации эпидеми­
ческих очагов,

• слежением за вирулентными свойствами возбудителей опасных
инфекционных заболеваний, уровнем и динамикой специфиче­
ского иммунитета у наиболее уязвимых групп населения;

• взаимодействием органов, учреждений и формирований меди­
цины катастроф различных министерств и ведомств по вопросам
оказания помощи в проведении противоэпидемических меро­
приятий;

• совершенствованием информационно-аналитического обеспече­
ния и подготовки кадров к работе в условиях воздействия фак­
торов катастроф и ликвидации медико-санитарных последствий
ЧС;

• использованием международного опыта в предупреждении и
ликвидации эпидемиологических последствий чрезвычайных
ситуаций.

На межрегиональном уровне:

• разработкой нормативных и методических документов в области
обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности, в
том числе взаимодействия учреждений и формирований при ли­
квидации эпидемических очагов в зоне ЧС и за ее пределами,
организации лечения инфекционных больных на этапах эвакуа­
ции;

• контролем за исполнением санитарного законодательства РФ, в
субъектах Российской Федерации, входящих в состав региона;
участием в социально-гигиеническом и экологическом монито­
ринге и слежении за уровнем содержания микроорганизмов в
воздухе, почве, воде, продовольственном сырье и пищевых про­
дуктах;

• разработкой и реализацией неотложных мер по повышению са­
нитарно-эпидемиологической надежности водоснабжения, орга­
низации питания населения, сбора и утилизации бытовых и про­
изводственных отходов, по снижению уровня заболеваемости

особо опасными инфекциями и осуществлению комплекса мер по усилению охраны территории пострадавшего региона от за­воза и распространения особо опасных и опасных инфекцион­ных заболеваний людей и животных, соблюдением на этапах медицинской эвакуации противоэпидемического режима, при появлении особо опасных инфекционных заболеваний - введе­нием строгого противоэпидемического режима;

• эффективным и рациональным использованием сил и средств
РСЧС, расположенных в регионе, их своевременным маневром
при оказании помощи инфекционным больным и проведении
противоэпидемических мероприятий в эпидемических очагах.

На региональном (территориальном) уровне:

• постоянным социально-гигиеническим мониторингом за уров­
нем инфекционной заболеваемости, динамикой специфического
и неспецифического иммунитета, реализацией мероприятий по
усилению иммунной защиты населения;

• осуществлением санитарно-эпидемиологического надзора за
объектами водоснабжения, предприятиями общественного пи­
тания, детскими и другими учреждениями, расположенными в
зоне ЧС;

• проведением санитарно-эпидемиологической разведки и инди­
кации патогенных биологических агентов, наблюдения и лабо­
раторного контроля на объектах и в коллективах, неблагополуч­
ных по инфекционным заболеваниям;

• выработкой рекомендаций по противоэпидемическому режиму
на объектах экономики, обеззараживанию территории, помеще­
ний, транспорта в зависимости от устойчивости возбудителя
опасного инфекционного заболевания;

• контролем за полнотой и качеством дезинфекционных меро­
приятий и санитарной обработки населения, проводимых дру­
гими ведомствами и службами, за соблюдением противоэпиде­
мического режима при эвакуации населения и больных;

• своевременным переходом лечебно-профилактических учреж­
дений на работу в условиях строгого противоэпидемического
режима,

• целенаправленной работой кабинетов инфекционных заболева­
ний, клинико-диагностических и микробиологических лабора­
торий при проведении массовых исследований по эпидемиче­
ским показаниям;

• регулярной подготовкой врачей общей практики, терапевтов,
педиатров и врачей скорой медицинской помощи по вопросам
особенностей эпидемического процесса и клинического течения
инфекционной патологии в чрезвычайных ситуациях;

• обучением населения способам защиты от инфекционных бо-­
лезней и поведению в очагах массовых инфекционных заболе­
ваний,

• созданием и поддержанием специальных финансовых и матери­
альных фондов, резерва лабораторного оборудования, средств
индивидуальной защиты, запасов диагностических и иных пре­
паратов, питательных сред, дезсредств и другого расходного
имущества;

• проведением экстренной (общей и специальной) и специфиче­
ской профилактики по эпидемическим показаниям;

• выявлением, изоляцией и госпитализацией больных, соблюде­
нием правил выписки реконвалесцентов, наблюдения за перебо­
левшими и подвергшимися риску заражения, а также захороне­
ния умерших;

• проведением изоляционно-ограничительных и режимно-
карантинных мероприятий при угрозе и после появления очагов
опасных инфекционных заболеваний.

Наши рекомендации