Типы пациентов с неадекватным отношением к болезни
- Тревожный (вечно волнующийся) пациент — отличается повышенной тревожностью по любому поводу, в общении — робкий, неуверенный в себе человек. Медсестре желательно быть предельно точной, внимательной к своим словам и выражениям, избегать медицинского сленга, проводить психокоррекцию, обратившись к психологу.
- Подозрительный пациент — угрюмый, настороженный и подозрительный по отношению к медицинскому персо-налу и лечению в целом. Перед началом лечения необходимо преодолеть психологический барьер недоверия пациента.
- Демонстративный пациент — нуждается в постоянном внимании, требует к себе особого отношения, пытается произвести впечатление, преувеличивает сложность своего заболевания, выставляет напоказблизким и окружающим свои страдания, переживания, испытывая постоянную потребность в признании. Медсестре желательно поддерживать «героизм» такого пациента.
- Депрессивный пациент — подавлен, удручен болезнью, не верит в выздоровление, в возможное улучшение, в эффект лечения. Пессимистический взгляд на все вокруг. В работе с такими пациентами обязательно участие психолога.
- Ипохондрический пациент — чрезвычайно внимателен к своему здоровью, сосредоточен на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях, необоснованно предполагает у себя наличие самых разных заболеваний, интересуется результатами всех исследований, читает специальную медицинскую литературу. Медперсоналу с такими больными нужно вести себя крайне осторожно.
Права пациента В 1993 году в нашей стране права пациентов определены в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан».
Статья 30 «Основ...» дает общий перечень прав пациентов: на выбор врача, на консультации других специалистов и консилиум; на лечение боли, связанной с заболеванием или медицинским вмешательством, на конфиденциальность, на информацию, на информированное добровольное согласие, на отказ от медицинского вмешательства. Статья 31 «Основ...» конкретизирует право пациента на информацию о своем здоровье, обо всех аспектах предлагаемых или проведенных медицинских вмешательств.
Статья 32 «Основ...» дает юридическое толкование важнейшего понятия биомедицинской этики и современного медицинского права — «информированного согласия».
Статья 33 «Основ...»: каждый пациент имеет право отказа от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения.
Статьи 49 и 61 — вопрос о врачебной тайне. Закон предписывает (статья 49) врачам вносить сведения о диагнозе в листок о нетрудоспособности только с согласия самого пациента, а при его несогласии указывать общую причину нетрудоспособности — заболевание, травму.
Согласно статьи 61 «Основ...» разглашение врачебной тайны возможно: а) если пациент в силу своего состояния не может дать согласия; б) при угрозе распространения инфекционных заболеваний; в) по запросу правоохранительных органов; г) в случае несовершеннолетия (моложе 15 лет); д) если есть основание полагать, что вред здоровью принесен в результате противоправных действий.
Право пациента на информацию о состоянии здоровья Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения. Информация о состоянии здоровья гражданина предоставляется ему. Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена гражданину против его воли. В случаях неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину и членам его семьи, если гражданин не запретил сообщать им об этом и (или) не назначил лицо, которому должна быть передана такая информация. Гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов. Медицинская тайна и информирование пациента «Я буду держать в секрете всю личную информацию, которая окажется в моем распоряжении во время работы с пациентами и их родными.» (Ф. Найтингейл). «Статья 31 «Основ…» конкретизирует право пациента на информацию о своем здоровье». Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных частями третьей и четвертой настоящей статьи. Лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе РФ. Регламентация вопроса о врачебной тайне также содержится в статье 49.
В 1997 году Ассоциацией медсестер был разработан и принят «Этический кодекс медицинской сестры России». Создание этого документа стало важным этапом реформы сестринского дела в нашей стране, основной целью которой явилось утверждение автономии и самодостаточности этой профессии. Этический кодекс составлен с учетом новых идей, определяющих содержание медицинской этики вообще и профессиональной этики медицинской сестры в частности. Кодекс определен на основе Устава ВОЗ (1946 г.), «Этического кодекса медицинских сестер» Международного совета медицинских сестер. Общение в сестринском деле
Общение в сестринском деле – это обмен информацией и (или) эмоциями между медицинской сестрой и пациентом, основанный на взаимоотношении между ними. Общение - одно из важнейших умений, необходимых для эффективной деятельности сестры. Навыки общения необходимы ей для взаимодействия с пациентом, его семьей, врачами и другими специалистами, участвующими в лечебном процессе. Доверие к сестре у пациента и его семьи возникает только в том случае, если она владеет навыками эффективного общения. Для пациента общение с вами – часть лечения» А.Флинт, директор Свято-Дмитриевского училища сестер милосердия Суть сестринского дела состоит в уходе за человеком и в том, каким образом медицинская сестра осуществляет этот уход. В основе этой работы должна лежать не интуиция, а продуманный и сформированный подход, рассчитанный на удовлетворение потребностей и решение проблем.
Функции общения
контактная — установление состояния взаимной готовности к общению;
информационная — обмен информацией, сообщениями;
побудительная — стимуляция активности партнера;
координационная — взаимное ориентирование и согласование совместной деятельности; понимания — адекватное понимание смысла сказанного, действий, состояния своего партнера;
эмотивная — обмен эмоциями между партнерами;
установление отношений — осознание места своего партнера в системе межличностных, деловых и производственных отношениях;
оказание влияния — изменение поведения, состояния, знаний, представлений партнера. Уровни общения
Внутриличностное общение - мысленное общение человека с самим собой (внутренний диалог): обдумывает проблемы, анализирует ситуации, вырабатывает какие-то планы, идеи, но вслух не произносит
Межличностное общение - общение между двумя или более людьми. Общение представляет собой взаимную передачу информации и принятие решений, например, получение нужных сведений в процессе обследования пациента.
Общественное общение - общение одного человека с группой людей, коллективом, большой аудиторией.
Элементы эффективного общения Для того чтобы сделать общение эффективным следует иметь: 1. отправителя – тот, кто предает информацию;
2. сообщение – посылаемая информация;
3. канал – форма оправки сообщения;
4. получателя – тот/те, кому посылается сообщение;
5. подтверждение - информация о получении сообщения
Каналы общения: 1. устная речь – получатель слышит ее;
2. неречевое сообщение – мимика, жесты, позы, какие-либо действия; получатель видит его; 3. письменное сообщение – получатель читает его. Письменное общение может быть эффективным, если: писать аккуратно; выбрать правильный размер и цвет букв; писать грамотно; выбрать понятные и простые слова; подписать сообщение. Эффект письменного общения зависит от следующих компонентов: умеет ли получатель читать; понимает написанное; видит написанное; знает ли язык, на котором написано сообщение.
Типы общения Выделяют два типа общения: словесный (вербальный) тип общения и бессловесный (невербальный) тип общения. Вербальное и невербальное общения являются взаимодополняющими.
Например, происходит общение в виде беседы (вербальное). Оно может сопровождаться улыбкой, жестами и т.д. (невербальное). Причем невербальные сигналы имеют большее значение в достижении эффективности общения. Прикосновение рукой к плечу, похлопывание по спине, улыбка позволяют сестре передать пациенту эмоциональную поддержку и ободрение.
Вербальное общение может быть эффективным, если: говорить медленно с хорошим произношением, простыми короткими фразами; не злоупотреблять специальной терминологией; выбрать правильную скорость и темп речи, исходя из уровня восприятия собеседника; правильно выбирать время для общения: тот, кому адресована данная информация, должен иметь желание и интерес к беседе; следить за интонацией голоса, убедиться, чтобы она соответствовала тому, что собираются говорить; убедиться в том, что вас поняли; юмор, использованный с осторожностью, подчас помогает успокоить и снять напряжение, обеспечит эмоциональную поддержку и смягчит восприятие болезни.
Невербальные средства общения Внешний вид. Опрятная профессиональная одежда, белый халат и шапочка, улыбка и приятная наружность - эти элементы необходимы для ухода за пациентом Внешний вид медсестры является одним из важных аспектов невербального общения. Если она одета профессионально, пациент, будет больше доверять ей. Поза и манера держать себя.Поза и взгляд могут дать собеседнику всю информацию, необходимую для того, чтобы прийти к окончательным выводам. Поза при общении должна выражать внимание и чуткость. Необходимо находиться лицом к пациенту. Руки при общении не должны быть скрещены (плотно скрещенные руки создают впечатление, что сестра чувствует себя некомфортно, напряженно). Голова должна быть чуть наклонена вперед, дабы не упустить ничего из сказанного пациентом. Пациенты, как правило, внимательно наблюдают за медсестрой во время выполнения медицинских манипуляций: перевязок, инъекций и других процедур. Четкие, уверенные и в то же время мягкие движения, вызывают чувство доверия пациента к медсестре. Мимика и жесты. Спокойное и внимательное выражение лица, доброжелательная улыбка станут еще одним лекарством для больного. Помни: может ранить не только слово, может ранить и жест и взгляд. «Больной взволнован и испуган. Улыбнись, подбодри его добрым выражением лица, жестом, мимикой, будь к нему предельно внимателен» и ты уже завоевал больного, наполовину решил задачу лечения» Заслуженный деятель науки ДАССР, профессор И.А.Шамов Необходимо предельно взвешивать каждое слово, жест и мимику у постели больного и при разговоре с пациентом. Необдуманный вопрос, жест, мимика, недопустимое жалостливое участие и другие моменты могут стать причиной тяжелых переживаний больных. Зрительный контакт– один из важнейших факторов в установлении взаимоотношений между людьми. Глаза считаются «зеркалом души»,и они дают важную информацию о том, что мы думаем и чувствуем. Если Вам приходилось общаться с человеком, который избегает смотреть в глаза, отводит их в сторону, то Вы наверняка заметили, как трудно разговаривать с ним. Люди с открытым дружелюбным взглядом при разговоре нравятся нам больше. Контакт глаз должен нести только положительные эмоции. Прикосновения являются самой приемлемой формой общения, особенно при болезни и душевных страданиях. Прикоснуться к руке, плечу, обнять пациента за плечи, погладить по голове - знак Вашей поддержки и утешения. Теплое человеческое прикосновение иногда единственная связь с миром для тяжелобольного человека, оно его физически стимулирует и успокаивает. Пациент, в свою очередь, в зависимости от своего настроя, дает понять в невербальной форме о том, что прикосновение ему нужно и приятно или о его нежелательности. Зона комфорта. Имеет большое значение расстояние между собеседниками. При общении с людьми у каждого человека существует личное пространство. Это - то пространство в котором мы чувствуем себя комфортно, пока кто-нибудь не вторгнется в него. Мы сразу начинаем ощущать дискомфорт и стремимся сделать восстановить нужное расстояние, например, делаем шаг назад. Менее 15 см 15 – 45 см 0,46 – 1,2 м 1,2 – 3,6 м Более 3,6 м сверхинтимная зона интимная зона личная зона социальная зона общественная зона Сестры и доктора могут настолько привыкнуть к общению с мужчинами и женщинами в различных ситуациях, когда последние раздеты, что их восприятие ранимости людей и возможности их замешательства в таких ситуациях притупляется. Нельзя вторгаться в интимную зону пациента без его согласия! Общение с пациентом на расстоянии 1-1,2 м позволяет соблюдать дистанцию «психологического комфорта», а также продиктовано нормами культуры.
Умение слушать. Одним из факторов эффективного общения является умение слушать. Для медицинских сестер умение слушать облегчает распознавание потребностей пациента, выраженных в словесной или иной форме. Если Вы действительно хотите помочь человеку, проявите к нему искреннее уважение и интерес, цените пациента и его общение и терпеливо слушайте его. Общие правила умения слушать таковы:
- фокусируйте свое внимание на говорящем;
- установите зрительный контакт и смотрите на говорящего;
- старайтесь уловить основную идею беседы, не концентрируясь на деталях;
- улавливайте эмоциональные оттенки беседы;
- слушайте людей, независимо от вашего отношения к ним;
- избегайте сильных эмоций, гнева и печали, которые мешают вам внимательно слушать собеседника (держите себя в руках, контролируйте эмоции и жесты);
- устраните отвлекающие факторы.
Паралингвистические эффекты. К невербальному типу общения примыкают так называемые паралингвистические эффекты. Это: ─ пауза (молчание) ─ словесные восклицания, возгласы ─ тон голоса ─ темп речи Пользуйтесь исключительно положительной интонацией голоса, будьте спокойны и неторопливы в речи и действиях. Говорите кратко, просто и доступно, используйте понятную пациенту терминологию, так как непонятные больным или неправильно истолкованные им термины могут явиться причиной напрасных переживаний больного. Не повышайте голоса. Пример. Врач на обходе доложил, что при поступлении в больницу у больного наблюдалась крепитация, а в настоящее время в результате лечения у него стало выслушиваться везикулярное дыхание. В ближайшие дни, при попытке выписать больного из стационара он заявил: «Как можно меня сегодня выписывать, если позавчера Вы сказали, что в результате лечения у меня развилось везикулярное дыхание?». Непонятный больному термин стал причиной переживаний и даже конфликта с врачом.