Эталон ответа к задаче № 6. ЗАДАЧИ - ФТИЗИАТРИЯ

ЗАДАЧИ - ФТИЗИАТРИЯ

Задача 1

Ребенку 3 года. БЦЖ в роддоме - рубец 6 мм. Проба Манту с 2ТЕ: 1 год - папула 5 мм; 1 г. 6 мес. - папула 4 мм; 2 года - папула 5 мм; 2,5 года - папула 3 мм; 3 года - папула 0 мм.

Вопросы:

1. Ваше заключение?

2. О чем свидетельствует отрицательная р. Манту?

3. Нуждается ли ребенок в консультации, обследовании и наблюдении врача-фтизиатра.

4. Можно ли провести ревакцинацию в этом возрасте?

5. Какие рекомендации необходимо дать маме этого ребенка?

Эталон ответа к задаче№ 1

1. Практически здоров.

2. Об отсутствии противотуберкулезного иммунитета.

3. Нет.

4. Нет.

5. Закаливание, полноценное питание, избегать контакта с инфекционными больными.

Задача 2

Ребенку 1 год. БЦЖ в роддоме - рубец 4 мм. Проба Манту с 2 ТЕ: 12 месяцев - папула 6 мм.

Вопросы:

1. Ваше заключение?

2. Подлежит ли ребенок обследованию у врача-фтизиатра?

3. В каком возрасте ребенку необходимо сделать первую ревакцинацию?

4. При каких условиях ему будут делать первую ревакцинацию?

5. Какие рекомендации можно дать маме этого ребенка?

Эталон ответа к задаче № 2

1. Практически здоров.

2. Нет.

3. В 6-7 лет.

4. При отрицательной р. Манту.

5. Закаливание, полноценное питание, избегать контакта с инфекционными больными.

Задача 3

Ребенку 2 года. БЦЖ в роддоме - рубца нет. Проба Манту 2ТЕ: 12 мес. - 0 мм; 2 года папула 10 мм.

Вопросы:

1. Ваше заключение?

2. О чем свидетельствует «вираж» туберкулиновой пробы?

3. Нуждается ли ребенок в обследовании?

4. В какой диспансерной группе должен наблюдаться ребенок?

5. Нуждается ли ребенок в химиопрофилактике?

6. Какой препарат и на какой срок необходимо назначить ребенку?

Эталон ответа к задаче №3

1. Произошел «вираж».

2. О первичном туберкулезном инфицировании.

3. Да.

4. Диспансерная группа VI, 1 год.

5. Да.

6. Фтивазид 20-30 мг на 1 кг веса ребенка, в течение 3 месяцев в сочетании с витамином В6.

Задача 4

Ребенку в роддоме не сделана прививка БЦЖ, т.к. у него была температура 37,5°С. При выписке ребенок здоров.

Вопросы:

1. Когда можно сделать ему БЦЖ?

2. Где ему необходимо сделать БЦЖ?

3. Кто будет делать БЦЖ?

4. Необходима ли р. Манту перед прививкой БЦЖ данному ребенку?

5. Через какой срок после вакцинации у ребенка сформируется противотуберкулезный иммунитет?

Эталон ответа к задаче № 4

1. Через 1 месяц после выздоровления.

2. В прививочном кабинете на педиатрическом участке.

3. Обученная медсестра, имеющая допуск к работе на один год.

4. Нет, т.к. возраст ребенка 1 месяц.

5. Через 1,5-2 месяца.

Задача 5

При приеме на работу на химический комбинат больному было предложено пройти флюорогра­фическое обследование легких. При обследовании в верхней доле правого легкого была обнаружена тень в виде кольца с четкими контурами и просветлением внутри (флюорографию не проходил более двух лет).

Из анамнеза: больной много лет курит. Жалобы на кашель с небольшим количеством мокроты. При осмотре больного отмечено, что у него астенический тип телосложения, ногти в виде "часовых сте­кол", пальцы в виде "барабанных палочек", больной пониженного питания, бледен.

Вопросы:

1. О каком заболевании необходимо подумать?

2. Подтвердите это на основании полученных данных осмотра и флюорографического обследования.

3. Что из анамнеза необходимо уточнить?

4. В каком обследовании нуждается больной для уточнения диагноза?

5. О чем свидетельствует выявленная патология в легких?

6. Определите Вашу тактику в отношении данного пациента, расскажите о принципах лечения, прогнозе и профилактике данного заболевания.

Эталон ответа к задаче № 5

1. О туберкулезе легких.

2. Кольцевидная тень с просветлением внутри, астенический тип телосложения, похудание, бледность кожи, симптом "барабанных палочек" и "часовых стекол" дают основание заподозрить кавернозный туберкулез легких.

3. Из анамнеза необходимо уточнить: контакт с туберкулезным больным, как давно больной проходил флюорографию, наследственность, вредные привычки, характер работы и т.д.

4. Анализ крови, реакцию Манту, общий анализ мокроты, мокроту на БК, бак. исследование, рентгено­графию и томографию легких.

5. Больной более 2-х лет не проходил флюорографическое обследование. Туберкулез выявлен в щенной форме.

Задача 6

Ребенку 4 года. За последние 2-3 недели появилась субфебрильная температура, стал худеть, жа­луется ни головную боль, слабость, потливость, кашель. Стал капризным, раздражительным.

Из анамнеза: частые ОРВИ.

Объективно: температура 37,5° С. Слизистая ротовой полости незначительно гиперемирована. В легких дыхание везикулярное. ЧДД 20 в 1 мин. Тоны сердца ясные. Живот без особенностей. Стул и диурез в норме.

Рентгенологически определяется увеличение и деформация тени корней легких с обеих сторон. Реакция Манту 17 мм.

Вопросы:

1. О каком заболевании можно подумать и почему?

2. Что необходимо уточнить из анамнеза?

3. Какие жалобы требуют уточнения?

4. В каком обследовании нуждается ребенок?

Эталон ответа к задаче № 6

1. Туберкулез внутригрудных лимфатических узлов (клиника, рентгенологическая картина).

2. Контакт с туберкулезным больным, наследственность, данные БЦЖ и р. Манту.

3. Кашель с мокротой, лихорадка в течение суток, потливость в ночное время.

4. Томография, анализ крови, р. Манту, анализ мокроты на БК и бак. исследование.

ГЕРИАТРИЯ

Задача 7

Больная К., 68 лет, обратилась к фельдшеру с жалобами на постоянную одышку, резко усиливающуюся при физической нагрузке, постоянные тупые боли в правом подреберье, отеки на ногах, кашель со слизистой мокротой, общую слабость. В течение многих лет страдает ишемической болезнью сердца, 2 года назад был инфаркт миокарда.

Объективно: температура 36,4ºС. Кожа влажная, отеки на стопах и голенях, акроцианоз. Дыхание жесткое, в нижних отделах незвучные влажные хрипы. ЧДД 26 в мин. Левая граница относительной сердечной тупости определяется по левой среднеключичной линии. Тоны сердца аритмичные, приглушены. ЧСС 100 в мин. Язык обложен белым налетом. Живот мягкий, слабоболезненный в правом подреберье. Печень выступает из-под края реберной дуги по среднеключичной линии на 4 см, слабоболезненная.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Определите Вашу тактику в отношении данного пациента, расскажите о принципах лечения, прогнозе и профилактике данного заболевания.

Наши рекомендации