XII. Множественная дискриминация

46. Государства-члены поощряются к тому, чтобы предпринимать меры по обеспечению того, чтобы правовые нормы национальных законов, запрещающих или предупреждающих дискриминацию, также защищали от множественной дискриминации, в том числе по признакам сексуальной ориентации и гендерной идентичности; национальные правозащитные структуры должны иметь широкие полномочия, позволяющие им бороться с такими проблемами.

Резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы № 1728 (2010) «Дискриминация по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности» : принята ПАСЕ 29 апреля 2010 г. (17-е заседание).

1. Парламентская ассамблея напоминает, что сексуальная ориентация, которая может быть гетеросексуальной, бисексуальной и гомосексуальной, является принципиальным компонентом самоидентификации каждого человека. Ассамблея также напоминает, что во всех государствах-членах Совета Европы гомосексуализм был исключен из числа уголовно наказуемых деяний. Гендерная идентичность сопряжена с глубоким внутренним восприятием индивидом своего пола. Трансгендерными называют людей, у которых гендерная идентичность не совпадает с их биологическим полом.

2. В соответствии с международным правом все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Сексуальная ориентация и гендерная идентичность признаются признаками, дискриминация по которым запрещена. Европейский суд по правам человека рассматривает разницу в обращении с людьми, ничем объективно и разумно не обоснованную, как дискриминацию. Поскольку сексуальная ориентация является одной из наиболее интимных сторон частной жизни, Суд считает, что только чрезвычайно веские причины могут оправдать разницу в обращении по причине сексуальной ориентации. В постановлении, вынесенном в 1999 году по делу "Лустиг-Прин и Бекетт против Соединенного Королевства", Суд подчеркнул, что отрицательное отношение к гомосексуальному меньшинству со стороны гетеросексуального большинства не может считаться достаточным основанием, равно как и аналогичное тому негативное отношение к лицам иного пола, иной расы, иного происхождения или цвета кожи.

3. Однако лесбиянки, гомосексуалисты, бисексуалы и транссексуалы (ЛГБТ), а также правозащитники, отстаивающие права ЛГБТ, по всей Европе сталкиваются с глубоко укоренившимися предрассудками, враждебностью и широко распространенной дискриминацией. В большинстве государств-членов Совета Европы необходимо принять меры в связи с отсутствием знаний о сексуальной ориентации и гендерной идентичности и понимания их, поскольку это приводит к широкому кругу нарушений прав человека, которые затрагивают жизни миллионов людей. Обеспокоенность вызывают такие важные проблемы, как физическое и вербальное насилие (преступления на почве нетерпимости и разжигание ненависти), неоправданное ограничение свободы слова, свободы собраний и объединений, нарушение права на уважение частной и семейной жизни, нарушение права на образование, труд и охрану здоровья, а также систематическая стигматизация. В результате по всей Европе многие ЛГБТ живут в страхе и вынуждены скрывать свою сексуальную ориентацию или гендерную идентичность.

4. Лица с трансгендерной ориентацией постоянно подвергаются дискриминации и лишаются прав во многих государствах-членах Совета Европы из-за дискриминационных подходов и препятствий в назначении лечения по смене пола и юридическом признании нового пола. Одним из последствий этого является относительно высокий процент самоубийств среди лиц с трансгендерной ориентацией.

5. Дискриминация по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности может усиливаться по признаку половой и гендерной принадлежности, при этом в особенности лесбиянки, бисексуальные и трансгендерные женщины подвержены повышенному риску насилия. Да и само сообщество ЛГБТ не свободно от дискриминации по половому признаку.

6. Ассамблея особенно обеспокоена нарушением права на свободу собраний и свободу выражения мнений ЛГБТ в ряде государств-членов Совета Европы, поскольку эти права являются оплотом демократии. Наглядным примером тому служат случаи запрета или попыток запрета мирных митингов и демонстраций ЛГБТ и их сторонников, а также открытая или негласная поддержка некоторыми политиками агрессивных демонстраций протеста.

7. Особую озабоченность также вызывают выступления некоторых политических и религиозных лидеров и иных деятелей гражданского общества, направленные на разжигание ненависти, а также подобные высказывания в СМИ и в Интернете. Ассамблея подчеркивает, что важнейшая задача всех органов государственной власти заключается в том, чтобы не только действенно и эффективно защищать права, закрепленные в правозащитных международно-правовых документах, но и в том, чтобы воздерживаться от высказываний, которые могут привести к узакониванию и поощрению дискриминации или ненависти, вызванной нетерпимостью. Грань между высказываниями, направленными на разжигание ненависти и способствующими совершению преступлений, и свободой слова должна определяться с учетом прецедентной практики Европейского суда по правам человека.

8. Гомофобия и трансфобия приводят к особенно серьезным последствиям для молодых ЛГБТ. Эти молодые люди очень часто становятся объектом травли, их преподаватели зачастую не желают им помогать или враждебно к ним настроены, а учебные программы игнорируют проблемы ЛГБТ или пропагандируют гомофобские или трансфобские взгляды. Дискриминационное отношение в обществе в комбинации с неприятием со стороны семей может сильно вредить психическому здоровью молодых лиц из числа ЛГБТ, как это подтверждает статистика самоубийств, процент которой среди данной категории существенно выше, чем в целом среди молодежи.

9. Важно не подвергать критике ощущаемую или декларируемую сексуальную ориентацию молодых людей, особенно школьников моложе 18 лет, а также признать, что любая эксплуатация их ощущаемой или декларируемой сексуальной ориентации или любое унижение или оскорбительное обращение на этой почве не только неправильны сами по себе, но и потенциально вредны для их благополучия как на этом, так и на последующих этапах жизни

10. Во многих государствах-членах также требует своего решения проблема непризнания прав де-факто существующих "семей ЛГБТ", в том числе путем юридического признания таких семей и их защиты.

11. С другой стороны, Ассамблея приветствует тот факт, что в некоторых случаях политические и судебные власти приняли ряд мер по борьбе с дискриминацией в отношении ЛГБТ.

12. В этой связи Ассамблея приветствует работу Комитета министров, который 31 марта 2010 принял рекомендацию о мерах по борьбе с дискриминацией по признаку сексуальной ориентации или гендерной идентичности (CM/Rec(2010)5), приоритетное внимание, уделяемое Комиссаром Совета Европы по правам человека этой проблеме, а также недавние доклады Агентства по основным правам Европейского союза о гомофобии и дискриминации по признаку сексуальной ориентации в государствах-членах Европейского союза.

13. Ссылаясь на свои рекомендации 1474 (2000) "О положении лесбиянок и гомосексуалистов в государствах-членах Совета Европы" и 1117 (1989) "О положении транссексуалов", Ассамблея вновь выступает с осуждением различных форм дискриминации, которым подвергаются ЛГБТ в государствах-членах Совета Европы. Лица из числа ЛГБТ не должны бояться подвергнуться стигматизации и виктимизации как в общественной, так и в личной жизни.

14. Ассамблея полагает, что Совет Европы обязан недвусмысленно выступать в поддержку уважения человеческого достоинства и недопустимости дискриминации с тем, чтобы в каждом государстве-члене любой человек мог жить, не поступаясь своим достоинством.

15. Для искоренения гомофобии и трансфобии государствам-членам необходимо проявить политическую волю к осуществлению последовательного правозащитного подхода и к реализации широкого круга инициатив. В этой связи Ассамблея подчеркивает особую ответственность парламентариев при инициировании и поддержке процесса изменения законодательства и политики в государствах-членах Совета Европы.

16. Исходя из этого, Ассамблея призывает государства-члены к решению этих проблем и, в частности:

16.1. обеспечить уважение основных прав ЛГБТ, в том числе свободы выражения мнений и свободы собраний и объединений, в соответствии с международными стандартами защиты прав человека;

16.2. осуществлять меры правовой защиты в отношении жертв и положить конец безнаказанности тех, кто нарушает основные права ЛГБТ, в частности, права на жизнь и безопасность;

16.3. признать, что лесбиянкам, бисексуальным и трансгендерным женщинам угрожает повышенная опасность гендерного насилия (в частности, изнасилований, сексуального насилия и домогательств, а также насильственных браков), и обеспечить защиту, пропорциональную такой дополнительной угрозе;

16.4. осудить выступления, разжигающие ненависть, и дискриминационные заявления и обеспечить эффективную защиту ЛГБТ от таких заявлений при соблюдении права на свободу выражения мнений в соответствии с прецедентной практикой Европейского суда по правам человека;

16.5. принять и выполнять законодательство по борьбе с дискриминацией, предусматривающее запрет на дискриминацию в том числе по признакам сексуальной ориентации и гендерной идентичности, а также ответственность за его нарушения;

16.6. отменить положения законодательства, которые не соответствуют прецедентной практике Европейского суда по правам человека;

16.7. обеспечить, чтобы факты дискриминации по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности эффективным образом доводились до сведения судебных и несудебных органов, и чтобы национальные правозащитные структуры и органы по защите равенства принимали действенные меры по решению этих проблем;

16.8. подписать и ратифицировать Протокол №12 к Европейской конвенции о правах человека об общем запрете дискриминации;

16.9. обеспечить юридическое признание однополых партнерств, когда национальное законодательство предусматривает такое признание, как это уже было рекомендовано Ассамблеей в 2000 году, путем:

16.9.1. предоставления таких же имущественных прав и обязанностей, которыми обладают разнополые пары;

16.9.2. предоставления статуса "ближайшего родственника";

16.9.3. принятия мер, обеспечивающих в случае, если один из участников однополого партнерства является иностранным гражданином, предоставление этому партнеру таких же прав на проживание, на которые он или она имели бы право, если бы были частью разнополой пары;

16.9.4. признания аналогичных положений, принятых другими государствами-членами;

16.10. допустить возможность совместной родительской ответственности в отношении детей каждого партнера, учитывая интересы детей;

16.11. принять меры в связи особенной дискриминацией и нарушениями прав человека в отношении людей с трансгендерной ориентацией и, в частности, закрепить в законодательстве и на практике их право на:

16.11.1. безопасность;

16.11.2. получение документов с указанием предпочитаемой ими гендерной идентичности, без какого-либо предварительного обязательства подвергнуться стерилизации или иным медицинским процедурам, таким как операции по смене пола и гормональная терапия;

16.11.3. доступ к лечению по смене пола и равный статус в сфере медицинского обслуживания;

16.11.4. равный доступ на недискриминационной основе к занятости, товарам, услугам, жилью и другим благам;

16.11.5. признание взаимоотношений в соответствии с прецедентной практикой Европейского суда по правам человека;

16.12. ввести или разработать антидискриминационные и информационно-разъяснительные программы по развитию толерантности, уважения и понимания нужд ЛГБТ, в частности, для государственных служащих, сотрудников судебной системы, правоохранительных органов и вооруженных сил, а также для учебных заведений, СМИ, медицинских работников и спортивных кругов;

16.13. содействовать проведению исследовательской работы по проблеме дискриминации по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности, наладить и/или поддерживать регулярные контакты с правозащитниками, отстаивающими права лиц из числа ЛГБТ, и консультироваться с ними по вопросам, касающимся такой дискриминации;

16.14. поощрять диалог между национальными правозащитными институтами, органами, отвечающими за вопросы равноправия, правозащитниками, отстаивающими права лиц из числа ЛГБТ, и религиозными организациями, основанный на взаимоуважении, с тем, чтобы содействовать общественной дискуссии и реформам по вопросам, касающимся лиц из числа ЛГБТ;

16.15. признавать преследование лиц из числа ЛГБТ в качестве основания для предоставления убежища и выполнять положения Руководства Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев от 2008 года по заявкам на получение убежища в связи с сексуальной ориентацией и гендерной идентичностью;

16.16 в полное мере выполнять в законотворческой и правоприменительной практике рекомендацию Комитета министров о мерах по борьбе с дискриминацией по признаку сексуальной ориентации или гендерной идентичности.

17. Государства-члены могут делать исключения для религиозных объединений и организаций, либо если данные объединения и организации ведут религиозную деятельность, либо если юридические требования вступают в противоречие с религиозными убеждениями или установками, или потребуют от таких объединений и организаций частично поступиться своей религиозной самостоятельностью, и если такие исключения соответствуют требованиям Европейской конвенции о правах человека в толковании Европейского суда по правам человека.

Рекомендация Парламентской Ассамблеи Совета Европы № 1117 (1989) о положении транссексуалов : принята ПАСЕ 29 сентября 1989 г. (21-е заседание).

Ассамблея предлагает Комитету министров разработать рекомендации, предлагающие государствам-членам ввести законодательство, в соответствии с которым в случае необратимого транссексуализма:

а) в свидетельствах о рождении и идентифицирующих документах должна исправляться ссылка на пол заинтересованного лица;

б) должно быть разрешено изменение имени;

в) частная жизнь лица должна защищаться;

г) любая дискриминация при осуществлении основных прав и свобод запрещается в соответствии со ст. 14 Европейской конвенции по правам человека.

Тематический докдад Комиссара по правам человека Совета Европы «Права человека и гендерная идентичность». URL: https://wcd.coe.int/ViewDoc.jsp?Ref=CommDH/IssuePaper%282009%292&Language=lanRussian.

В докладе излагаются основные юридические и фактические данные, посвященные вопросам положения трансгендерных людей в государствах-участниках Совета Европы. Констатируется актуальность рассмотрения проблемы дискриминации и насилия в отношении трансгендеров, выделяются основные положения международного права в данной области, очерчиваются особенности отдельных сфер жизни трансгендерных лиц и проблемы, с которыми они сталкиваются (гендерная идентичность как основание для дискриминации; юридическое признание предпочитаемого гендера, в т.ч. условия изменения пола и имени, последствия для семейной жизни; доступ к услугам здравоохранения и рынку труда; трансфобия и насилие в отношении трансгендеров; трансгендерные беженцы и мигранты). Предлагаются примеры «хорошей практики», направленной на обеспечение действительного равенства вне зависимости от гендерной идентичности людей, а также недискриминации (законодательство, деятельность профсоюзов и общественных организаций, организация медицинского обслуживания и др.). По итогам доклада формулируются конкретные рекомендации государствам-участникам.

Государства-участники Совета Европы должны:

1. Соблюдать международные нормы в области прав человека без дискриминации и запрещать в конкретной форме дискриминацию по признаку гендерной идентичности в национальном антидискриминационном законодательстве. В качестве рекомендаций по соблюдению этих норм на национальном уровне следует использовать Джокьякартские принципы применения международно-правовых норм о правах человека в отношении сексуальной ориентации и гендерной идентичности;

2. Принять законодательство о преступлениях на почве ненависти, в котором предоставлялась бы особая защита трансгендерам от преступлений и инцидентов трансфобного характера;

3. Разработать ускоренные и прозрачные процедуры по изменению имени и пола трансгендерных людей в свидетельствах о рождении, удостоверениях личности, паспортах, документах об образовании и иных аналогичных документах;

4. Искоренить стерилизацию и другие формы обязательного медицинского лечения как необходимое юридическое требование для признания гендерной идентичности лица в законах, регулирующих процесс изменения имени и пола;

5. Обеспечить доступность для трансгендеров процедур коррекции тела, таких как гормонотерапия, хирургическое вмешательство и психологическая поддержка, и обеспечивать, чтобы эти расходы компенсировались в рамках государственной системы медицинского страхования;

6. Снять любые ограничения на право трансгендеров оставаться в существующем браке после признанного изменения гражданского пола;

7. Разработать и осуществлять политику по борьбе с дискриминацией и изоляцией, с которыми трансгендеры сталкиваются на рынке труда, в области образования и услуг здравоохранения;

8. Привлекать трансгендеров и их организации и консультироваться с ними при разработке и проведении политики и осуществлении юридических мер, которые их касаются;

9. Уделять внимание правам трансгендеров и дискриминации, основанной на гендерной идентичности, в рамках программ обучения и подготовки в сфере прав человека, а также при проведении информационно-просветительских кампаний;

10. Проводить подготовку специалистов-медиков, включая психологов, психиатров и терапевтов, с учетом потребностей и прав трансгендеров и требований к уважению их достоинства;

11. Включать вопрсы прав трансгендеров в сферу деятельности органов по обеспечению равенства и национальных правозащитных структур;

12. Разрабатывать исследовательские проекты по сбору и анализу данных о положении в области прав трансгендеров, включая дискриминацию и нетерпимость, с которыми они сталкиваются, при этом соблюдая право соответствующих лиц на частную жизнь.

Заявление Комиссара по правам человека Совета Европы «Нельзя более терпеть дискриминацию в отношении трансгендерных лиц» : 5 января 2009 г.

Во время моих поездок в государства-члены Совета Европы мне напоминали о продолжающейся дискриминации, с которой сталкиваются многие люди в силу своей гендерной идентичности[5]. В своей повседневной жизни трансгендерные лица сталкиваются с серьезными проблемами, поскольку к их проблемам относятся без сочувствия или же они становятся жертвой предубеждений или явной изоляции.

В отношении трансгендерных лиц совершались преступления ненависти с применением жестокого насилия. Один из случаев, привлекших внимание СМИ, это убийство в Португалии бездомной, ВИЧ инфицированной трансгендерной женщины родом из Бразилии по имени Гисберта (Луна) Сальце Джуниор. Она была подвергнута пыткам и изнасилована группой молодых людей, которые затем бросили ее в колодец и оставили там умирать.

Мои беседы с неправительственными организациями, защищающими права трансгендерных лиц, показывают, что значительное число таких преступлений на почве ненависти не регистрируется – причем даже тогда, когда речь идет об очень серьезных случаях. Одна из причин, по-видимому, заключается в отсутствии доверия к полиции.

Для некоторых людей является проблемой само существование таких людей, чье внутреннее выражение гендерной идентичности не такое же, как их пол, определенный при их рождении. Однако агрессивность в отношении трансгендерных лиц нельзя извинить только тем, что это связано с невежеством или отсутствием воспитания. Такое поведение наносит серьезный ущерб невинным и уязвимым людям и поэтому с ним необходимо бороться.

Меня поразило отсутствие знания правозащитных проблем, связанных с трансгендерными лицами, причем даже среди политиков. Может быть именно поэтому не было сделано больше для решения вопросов трансфобии и дискриминации, основанных на трансгендерной идентичности. Однако в результате этого по всей Европе эти люди подвергаются дискриминации, причем в таких важных областях как занятость, здравоохранение и жилье.

В ряде стран проблемы начинаются на уровне официального признания. Трансгендерные лица, которые уже не идентифицируют себя со своим полом от рождения, стремятся внести изменения в свое свидетельство о рождении, паспорт и другие документы, но при этом часто сталкиваются с трудностями. Это в свою очередь приводит к ряду весьма конкретных проблем в повседневной жизни, когда необходимо представить свое удостоверение личности – в банке или на почте, при использовании кредитной карточки или при пересечении границ.

Один широко известный случай связан с доктором Лидией Фой в Ирландии, которая стремилась изменить свой юридический пол с мужского на женский в своем свидетельстве о рождении. В результате десятилетней борьбы в 2007 году Верховный суд Ирландии в конце концов постановил, что государство нарушает статью 8 Европейской конвенции о защите прав человека.

Европейский суд по правам человека вынес постановление о том, что государства обязаны юридически признавать изменение пола транссексуалов после операции по изменению пола[6]. В рамках одного дела – Кристин Гудвин (Christine Goodwin) трансгендерное лицо, изменившее в результате операции свой пол с мужского на женский, жаловалось на сексуальные притеснения на рабочем месте, дискриминацию в отношении взносов в Национальную систему страхования, а также препятствия в отношения вступления в брак с мужчиной (потому что юридически эта женщина по-прежнему оставалась лицом мужского пола).

Суд заявил, что “сама суть Конвенции состоит в уважении к человеческому достоинству и человеческой свободе. В частности, в соответствии со статьей 8 Конвенции... предоставляется защита в личной сфере каждому лицу, включая и право на определение отдельных аспектов своей идентичности как человека.” [7]

В некоторых европейских странах теперь стало возможным вносить коррективы в официальные документы и получать новое имя. Однако в других странах изменение в свидетельстве о рождении просто не разрешается. Во многих государствах-членах Совета Европы такие изменения возможны только при предоставлении доказательства, что трансгендерное лицо было стерилизовано или объявлено бесплодным, или подверглось другим медицинским процедурам, таким как хирургическим операциям по изменению пола или гормональному лечению. Добросовестное утверждение лица о своей гендерной идентичности не рассматривается как достаточное основание, а целесообразность медицинских процедур в отношении этого лица не учитывается.

Помимо этого, многие страны требуют, чтобы лицо, состоящее в браке, развелось до того, как будет признан его или ее новый пол, даже в том случае, когда эта семейная пара сама и не хочет разводиться. Это, в свою очередь, может повлиять на детей в этом браке. На практике в ряде стран родитель, который прошел процедуру изменения пола, теряет родительские права. Законодательство, которое требует развода, должно быть изменено в наилучших интересах детей.

Требование о хирургическом вмешательстве в качестве предварительного условия юридического признания гендерной идентичности не учитывает то, что люди не всегда хотят подвергаться таким операциям, что это не всегда возможно с медицинской точки зрения и не всегда доступно (без государственной или иной помощи). По некоторым оценкам операциям по изменению пола подвергаются лишь около 10% трансгендерных лиц в Европе.

Для трансгендерных лиц проблемой становится даже доступ к обычным медицинским услугам. Отсутствие подготовленных специалистов, знакомых с особыми медицинскими потребностями трансгендерных лиц – или просто предрассудки в отношении этих лиц – делает их особо уязвимыми в отношении непредсказуемой и иногда враждебной реакции.

В Соединенном Королевстве трансгендерные лица, сменившие мужской пол на женский, борются за то, чтобы их гендерный статус был признан для получения пенсии. Несмотря на сильные юридические аргументы им до сих пор отказывается в правах на пенсию, которой без проблем пользуются другие женщины в стране (которые были рождены женщинами).

Существуют и другие препятствия в повседневной жизни. Одна из серьезнейших проблем для трансгендерных лиц – это преследования и дискриминация на работе. Некоторые из них, для того, чтобы этого избежать, увольняются со своей работы, тогда как другие не идут на операцию по изменению пола из-за опасения подвергнуться остракизму.

Данные, представленные Агентством по основным правам ЕС, свидетельствуют о том, что в некоторых странах уровень безработицы среди трансгендерных лиц может достигать 50%. Некоторые безработные трансгендерные лица не могут найти рабочее место и не видят иного выбора, как работа в индустрии секса. В докладе организации Хьюмэн райтс уотч по Турции привлекается внимание к положению тех, кто занят в индустрии секса в этой стране – они становятся жертвами насилия, наркотиков, преступлений на сексуальной почве, отсутствия медицинского страхования, бездомности, нападений со стороны полиции и высокого риска заболевания ВИЧ/СПИД.

На настоящий момент имеется очень мало фактической информации о положении трансгендерных лиц в государствах-членах Совета Европы. А эта информация срочно нужна для того, чтобы определить масштабы существующих проблем.

Не может быть оправданий в отношении лишения этой группы лиц их полных и неотъемлемых прав человека. Государства-члены Совета Европы должны предпринять все необходимые конкретные действия для того, чтобы остановить трансфобию и прекратить дискриминацию трансгендерных лиц во всех областях.

Томас Хаммарберг

[1] В данном образце используются данные из ответа Управления ЗАГС Новосибирской области. За уточнением позиции Вашего регионального управления ЗАГС Вы можете обратиться к координатору программы «Правовая помощь» Российской ЛГБТ-Сети: [email protected].

[2] См. аналогичное дело: Кристина Гудвин (Christine Goodwin ) против Великобритании (жалоба № 28957/95, решение от 11 июля 2002 г.).

[3] Данная статья устанавливает: «Мужчины и женщины, достигшие брачного возраста, имеют право вступать в брак и создавать семью в соответствии с национальным законодательством, регулирующим осуществление этого права».

[4]Буллинг (от англ. bullying) — травля в отношении ребёнка со стороны группы одноклассников или аналогичное явление среди работников, военнослужащих. См. также об этом явлении рассуждения проф. И.С. Кона: URL: http://sexology.narod.ru/info178.html.

[5] Гендерная идентичность понимается как глубокое осознание тем или иным лицом внутренних и индивидуальных особенностей гендерной принадлежности, которая может как совпадать, так и не совпадать с полом по рождению, включая индивидуальное ощущение своего тела (при наличии свободной воли может сопровождаться изменением внешности или физиологических функций медицинскими, хирургическими или иными средствами) и другие проявления, такие как одежда, речь и особенности поведения.

[6] Одно из последних дел – «L. против Литвы», заявление 27527/03, 11 сентября 2007 года, пункт 56.

[7] «Кристин Гудвин» (Christine Goodwin) против Соединенного Королевства, заявление 28957/95, постановление от 11 июля 2002 года.

Наши рекомендации