Тема «участие медсестры в санитарно-просветительской работе среди населения»
ОБЪЁМ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ:
· Роль среднего медицинского персонала в сохранении здоровья человека.
· Консультирование по вопросам сохранения и укрепления здоровья – одна из обязанностей среднего медперсонала.
· Цели и принципы консультирования по вопросам сохранения укрепления здоровья населения в разные возрастные периоды.
· Принципы санитарно-гигиенического воспитания и образования среди населения.
Санитарное просвещение-раздел профилактической деятельности органов и учреждений здравоохранения, направленный на гигиеническое обучение и воспитание населения с целью его привлечения к активному участию в охране здоровья
В санитарно-просветительной работе принимают участие все врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактического учреждения. При этом необходимо, чтобы в графиках работы врачей всех специальностей предусматривалось 4 часа на проведение санитарно-просветительной работы в счет месячного баланса рабочего времени. Санитарно-просветительная работа должна проводиться в форме лекций, бесед, выступлений в средствах массовой информации (печати, по радио, телевидению), рецензирования текстов лекций, бесед, статей, выпуска санбюллетеней, альбомов. Предусмотрены следующие нормативы затрат времени для: проведения лекций - 1 час; беседы - 30 минут; выступления по радио, телевидению - 2 часа; оформления санбюллетеня - 8 часов.
Санитарно-просветительная работа среднего медицинского персонала включает в себя: индивидуальные, групповые беседы с различным контингентом обслуживаемого населения; подготовку и выпуск (совместно с врачом) санитарных бюллетеней, альбомов, уголков здоровья и т.д.; составление индивидуальных планов работы и отчетов о проделанной работе по санитарному просвещению.
Методы и средства пропаганды здорового образа жизни:
Медицинские работники должны квалифицированного использовать все доступные и необходимые методы и средства пропаганды здорового образа жизни.
Под словом "методы" понимают три основных способа ведения пропаганды: устный, печатный, изобразительный (наглядный) и их комбинации.
Средства (или формы) - это совокупность конкретных приемов ведения работы, инструментарий (публикации в печати, плакаты), используемые в процессе индивидуального, группового, массового воздействия на население. Они входят в состав каждого из методов.
К средствам метода устной пропаганды относятся: лекция, беседа (индивидуальная, групповая), агитационно-информационное выступление, вечер (час) вопросов и ответов, дискуссия, викторина, конференция, занятие, вводный инструктаж. Таким образом, к средствам устной пропаганды относятся средства, при использовании которых имеется непосредственный контакт с аудиторией (лекция, беседа, вечер вопросов и ответов, диспут, агитационные или информационные выступления), а также средства, при использовании которых непосредственный контакт с аудиторией отсутствует (радиовыступление, по телевидению, запись выступлений, лекций на пленке).
Лекция - наиболее распространенное средство устной пропаганды. Используется, главным образом, для воздействия на различные группы здорового населения с целью формирования здорового образа жизни, борьбы с вредными для здоровья привычками, первичной профилактики заболеваний.
Беседа - эффективное средство устной пропаганды.
- Проводится в стационаре или на поликлинических приемах с больными, страдающими одинаковыми заболеваниями.
- Позволяет установить тесный контакт с аудиторией за счет небольшого числа участников (до 25-30 человек).
Вечер вопросов и ответов - это та же беседа, где на вопросы аудитории отвечает ведущий. Успешное проведение вечера зависит от степени готовности ведущего. Вопросы либо собираются заранее, либо задаются на самом вечере.
Агитационно-информационное выступление - сообщение медицинского работника в зале ожиданий, поликлинике, палатах стационара, цехе, бригаде и пр. Его задача - рассказать, что и как надо делать для предупреждения болезни (например, гриппа, кишечных инфекций и др.). Выступление должно быть сжатым, носить практическую направленность. Здесь не предусматривается обмен мнениями.
Санитарно-просветительная работа проводится также с помощью средств массовой информации: центрального и местного радиовещания и телевидения (это лекции, беседы, "час вопросов и ответов", "круглый стол" и т.д.). Такие передачи, как правило, проходят в определенные дни и часы.
Метод печатной пропаганды включает средства: публикации в центральной и местной прессе, научно - популярные брошюры, памятки, буклеты, листовки, лозунги, журналы, книги, стенные газеты, бюллетени.
Метод печатной пропаганды предоставляет большие возможности для пропаганды санитарно-гигиенических знаний, методов индивидуальной и групповой профилактики заболеваний, оздоровления окружающей среды и т.д. среди широких слоев населения.
Данный метод делится на две основные группы:
а) печатная продукция (памятка, брошюра, лозунг, листовка, буклет, газетные и журнальные публикации):
памятка - содержит конкретные рекомендации для отдельных групп здорового населения (о вреде курения, алкоголя) или людей, страдающих тем или иным заболеванием (сердечно - сосудистые, диабет и др.); должна быть предельно ясной, краткой, содержать точно сформулированные и выполнимые советы;
брошюра - представляет собой малообъемное печатное средство массовой информации и содержит конкретные советы отдельным группам больных или здоровых людей. В ней освещаются различные вопросы охраны и укрепления здоровья, профилактики заболеваний;
лозунг - печатное средство массовой пропаганды, содержащее призыв, обращение к населению с краткой и четко выраженной медико - гигиенической рекомендацией или требованием ("Не употребляйте немытые фрукты!", "Соблюдайте чистоту!" и т.п.);
буклет - один из видов иллюстрированного издания, в нем текст и иллюстрации располагаются на одном листе, сложенном по вертикальным или горизонтальным сгибам. Содержит рекомендации по одной теме;
листовка - печатное средство агитационно - информационного характера. Содержит мотивированный призыв к участию в тех или иных профилактических мероприятиях либо лаконичные медико - гигиенические советы;
б) средства печатной информации, создаваемые силами собственного коллектива медицинских работников (стенные газеты, санитарные бюллетени, рукописные лозунги, доски вопросов и ответов, статьи, заметки в периодических изданиях).
Метод изобразительной (наглядной) пропаганды включает:
1) плоскостные средства: плакат, рисунок, схема, чертеж, фотография, слайды, диапозитив, диафильм, кино - видеофильм;
2) объемные средства: муляж, макет, скульптура, чучело;
3) натуральные объекты (используемые как наглядные пособия и экспонаты для выставок): макропрепарат, микропрепарат, образец (растительного и животного мира, изделия, продукты и др.);
4) комбинированные средства: вагон - выставка, праздник здоровья, театр, кукольный театр;
5) технические средства: фильмоскоп, киноаппарат, магнитофон, видеомагнитофон, проигрыватель и пр.
Наглядный метод - самый многообразный по числу входящих в него средств.
Оформление санитарных бюллетеней:
Среди разнообразных средств пропаганды здорового образа жизни широко используются санитарные бюллетени. Для того, чтобы санитарный бюллетень выполнял поставленные перед ним задачи, при его разработке и оформлении должны соблюдаться определенные требования.
Прежде всего, санитарный бюллетень должен быть посвящен медицинской теме (например, профилактике инфекционных и паразитных заболеваний, вопросам рационального питания, борьбы с вредными привычками, оздоровления условий труда и быта и т.д.). Общеполитическим событиям санбюллетень, не посвящается. Это не систематическое и не периодическое издание, поэтому ему не требуются порядковый номер и постоянная редакционная коллегия. Авторами бюллетеня являются медицинские работники.
Санитарный бюллетень выпускается в больнице, поликлинике, здравпункте промышленных предприятий, фельдшерско-акушерском пункте, в учебных заведениях и т.д.
Санитарный бюллетень может быть нарисован художником либо представлен в виде аппликаций, когда рисунки вырезаются и наклеиваются на лист бумаги.
Размер санитарного бюллетеня определяется обычно размером ватманского листа бумаги (60 х 90 см).
Санитарный бюллетень состоит из текстовой и изобразительной частей, причем первая преобладает.
Составлять бюллетень из одного текста недопустимо. И из одного рисунка бюллетень состоять не может (в этом случае он будет уже плакатом или лозунгом).
Название санитарного бюллетеня должно быть броским, ярким, желательно отражающим содержание. Но при этом не следует использовать название заболеваний. Например ", вместо "Профилактика алкоголизма" - написать "Он уносит здоровье".
Слово "санбюллетень" большими буквами не пишется. Его пишут мелким шрифтом либо под названием, либо в правом нижнем углу листа, где указываются выходные данные (например, "Санитарный бюллетень разработан 1-м отделением детской больницы"). Здесь же желательно указать фамилии лиц, ответственных за его выпуск.
Текст санитарного бюллетеня должен быть написан просто, с учетом интересов и образовательного ценза читателей. Можно выбрать любой жанр - информацию, очерк, рассказ, стихи и т.д. Текст, как правило, рекомендуется составлять на основе местных материалов и примеров, иногда авторы могут пользоваться готовыми текстами из медицинских журналов и газет. Статьи следует подбирать так, чтобы тема имела введение, основную часть и заключение.
Во введении должно быть разъяснено читателям, почему выбрана данная тема, насколько она актуальна. Введение может не иметь названия или подзаголовка.
Основную часть лучше составить из нескольких сообщений, информаций или коротких зарисовок. В этой части раскрывается суть проблемы, причем акцент делается на роли субъективного фактора в структуре заболеваемости или решении других медицинских вопросов. Каждая статья должна иметь броский подзаголовок. Медицинские термины использовать не рекомендуется, советы по лечению давать запрещается.
Заключение может содержать выводы по данной теме, или они раскрываются в виде вопросов и ответов, заданных населением по данной теме. Желательно, чтобы вопросы и ответы не были анонимными, (например, Таня К. спрашивает... Отвечает врач...).
Бюллетень лучше заканчивать лозунгами - призывами, вытекающими из его содержания.
Подзаголовки, названия сообщений и лозунг рекомендуется писать четким шрифтом (можно цветным).
Текст, как правило, печатается на машинке через 1,5 - 2 интервала, колонками. (Обычно делится на 4-6 столбцов шириной 12-14 см, затем наклеивается на приготовленный ватманский лист).
Изобразительная часть иллюстрирует текст и может состоять из одного крупного рисунка или нескольких небольших иллюстраций (фото, рисунки, монтаж из плакатов, текстовых лозунгов, карикатуры). Рисунок может подтверждать текст и дополнять его. При этом крупный рисунок должен формировать так называемое "зрительное пятно", то есть привлекать к себе взгляд читателя в первую очередь.
Если санитарный бюллетень перегружен иллюстрациями, то читателю трудно сосредоточиться, его внимание рассеивается. Чтобы этого не произошло, нужно использовать сходные или "родственные" тона красок, а не делать бюллетень слишком пестрым.
Рисунки, схемы, фотографии могут подтверждать текст и дополнять его.
Изобразительная часть, как и текстовая, не должна перегружать бюллетень - иначе он будет трудно читаться. В то же время нельзя допускать, чтобы в нем оставалось много пустого пространства.
Санитарный бюллетень должен вывешиваться на видном месте и на такой высоте, чтобы его было удобно читать. Срок его экспозиции примерно две недели. Затем бюллетень нужно снять и заменить другим.
Санитарные бюллетени, посвященные профилактике инфекционных заболеваний (например, ОКИ, гриппа и др.), необходимо вывешивать при их вспышках, с учетом сезонности повышения заболеваемости.
Как составить презентацию:
Презентация - это, по сути, конспект речи. А конспект лучше всего составлять по известному принципу: сказать, о чём буду говорить, рассказать, о чём хотел рассказать и, наконец, напомнить, о чём говорил.
Презентация состоит из слайдов. Старайтесь придерживаться принципа: один слайд - одна мысль. Убедительными бывают презентации, когда на одном слайде даётся тезис и несколько его доказательств.
Титульный слайд должен содержать название презентации, её автора.
На втором слайде обычно представлены цели и задачи исследования, основные разделы или вопросы, которые будут рассмотрены.
Остальные слайды, в идеале, нужно строить по модели: тезис - аргументы - вывод.
Выводы всегда должно быть даны ясно и лаконично на отдельном (предпоследнем слайде) слайде.
Последний слайд должен содержать список ресурсов, как письменных так и интернет источников, причем должны работать гиперссылки.
Важно учитывать, что нельзя на слайдах писать всё, что вы собираетесь сказать. На слайдах должны быть только важные тезисы, самые необходимые («говорящие») данные, а также, весьма желательно, графический материал: диаграммы, иллюстрации, фотографии всегда лучше воспринимаются аудиторией.
Перед презентацией обязательно нужно провести репетицию. На ней вы сможете понять, где могут возникнуть трудности, почувствовать реальный хронометраж презентации, а также исправить замеченные по ходу ошибки.
Пример составления памятки для пациентов больных сахарным диабетом: