Сестринское дело в педиатрии 2 страница
Ребенок быстро утомляется, не активен, аппетит плохой. Рацион питания ребенка однообразен – молочная пища; фрукты, овощи предпочитают ребенку не давать, т.к. боятся расстройства пищеварения.
Ребенок от 1-й беременности, 1-х родов, от молодых родителей. Отец с семьей не живет. Ребенок на улице бывает редко, т.к. находится на попечении бабушки. У мамы хронический тонзиллит, работает технологом.
Объективно: бледен, трещины в углах рта («заеды»). Голова немного увеличена с выпячиванием лобных бугров, большой родничок еще открыт на 2х2 см. На грудной клетке определяются четки. ЧДД 32 в минуту, пульс 120 уд./мин. Живот мягкий. Стул со склонностью к запорам.
Задания
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Проведите беседу с мамой о рациональном вскармливании и режиме дня ребенка.
3. Продемонстрируйте технику исследования пульса и ЧДД.
Эталон ответа
Проблемы пациента:
- нарушение питания (снижение аппетита);
- нарушение целостности кожи (трещины в углах рта);
- нарушение опорожнения кишечника (склонность к запорам).
Приоритетная проблема: нарушение питания (аппетита).
Краткосрочная цель: демонстрация матерью знаний о правильном питании ребенка к концу недели.
Долгосрочная цель: масса тела пациента увеличится к моменту выписки, содержание гемоглобина в крови повысится.
План | Мотивация |
Разнообразить меню пациента продуктами, содержащими 1. железо (гречка, говядина, печень, гранаты и т. д.) | Для повышения содержания гемоглобина в крови |
Кормить 2. пациента малыми порциями 5-6 раз в день пищей в тёплом виде | Для лучшего усвоения пищи |
Эстетически 3. оформлять приём пищи | Для повышения аппетита |
С 4. разрешения врача включать в рацион аппетитный чай, кислые морсы, соки | Для повышения аппетита |
Привлекать 5. по возможности родственников пациента к его кормлению | Для эффективности кормления. |
Обеспечить прогулки на свежем 6. воздухе, занятия физкультурой за 30-40 минут до еды, массаж, гимнастику | Для повышения аппетита |
Провести 7. беседу с родственниками о необходимости полноценного питания | Для профилактики осложнений |
Ежедневно 8. взвешивать пациента | Для контроля за массой тела пациента. |
Оценка: масса тела пациента к моменту выписки увеличится, содержание гемоглобина в крови повысится. Цель будет достигнута.
Студент проводит беседу с матерью о рациональном вскармливании и режиме дня ребенка.
Студент демонстрирует технику исследования пульса и ЧДД.
Задача № 12
На стационарном лечении находится ребенок 9 лет. Диагноз: ОРВИ, правосторонняя нижнедолевая пневмония. Беспокоит частый влажный кашель, общее недомогание, нарушение сна и аппетита, температура до 38,7º С, кашель болезненный, отрывистый. ЧДД 54 в минуту. Был госпитализирован, проводится лечение.
Объективно: кожные покровы бледные, синева под глазами, периоральный цианоз (легкий). ЧДД 30 в минуту, пульс 100 уд./мин., АД 100/60, живот мягкий, безболезненный, участвует в акте дыхания. Частый влажный кашель.
Задания
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Проведите беседу о значении ЛФК при заболеваниях органов дыхания.
3. Продемонстрируйте комплекс дыхательной гимнастики.
Эталон ответа
Проблемы пациента
Настоящие:
- влажный кашель;
- нарушения сна и аппетита;
- лихорадка.
Потенциальные: риск возникновения удушья, одышки.
Приоритетная проблема: кашель влажный.
Краткосрочная цель: пациент отметит улучшение отхождения мокроты к концу недели.
Долгосрочная цель: пациент и родственники продемонстрируют знания о характере кашля к моменту выписки.
–
План | Мотивация |
Обеспечить 1. приём обильного щелочного питья | Для улучшения отхождения мокроты |
Обеспечить 2. проведение простейших физиопроцедур по назначению врача | Для улучшения отхождения мокроты |
Обучить 3. пациента дисциплине кашля, обеспечит индивидуальной плевательницей | Для соблюдения правил инфекционной безопасности |
Провести 4. пациенту назначенный дренаж по 10 минут 3 раза в день (время зависит от возраста ребёнка) | Для улучшения отхождения мокроты |
Обеспечить 5. частое проветривание палаты (по 30 минут 3-4 раза в день). При необходимости – оксигенотерапия | Для профилактики удушья, одышки |
Обеспечить 6. приём лекарственных средств по назначению врача | Для лечения пациента |
Проводить визуальный осмотр 7. мокроты ежедневно | Для выявления возможных патологических изменений |
Оценка: состояние пациента улучшится, приступы кашля будут реже. Цель будет достигнута.
Студент проводит беседу о значении ЛФК при заболеваниях органов дыхания.
Студент демонстрирует обучение пациента комплексу дыхательной гимнастики.
Задача № 13
Ребенку 1 месяц, поступил на обследование и лечение. Диагноз: пилоростеноз? пилороспазм?
Ребенок беспокойный. Настоящий вес ребенка 3200,0. Кожные покровы бледные, чистые, подкожно-жировой слой развит недостаточно (истончен на животе и бедрах). Дистония. Живот слегка вздут, мягкий, безболезненный при пальпации, видимой перистальтики не наблюдается. Стул 3 раза в сутки, желтого цвета, кислого запаха. Контрольное кормление 100,0.
Из анамнеза: от первой беременности, роды 1-е в ягодичном предлежании, вес при рождении 3000,0, рост 49 см. Срыгивания начались еще в роддоме, были редкими 1–2 раза в день, затем участились и с 3-недельного возраста отмечались почти после каждого кормления, за последнюю неделю появилась рвота «фонтаном».
Задания
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Проведите беседу с мамой о необходимости проведения рентгенологического исследования желудочно-кишечного тракта.
3. Продемонстрируйте технику контрольного взвешивания.
Эталон ответа
Проблемы пациента
Настоящие:
- нарушение питания (голод);
- рвота, срыгивание.
Потенциальные:
- риск возникновения дистрофии;
- риск возникновения асфиксии при аспирации рвотными массами.
Приоритетная проблема: нарушение питания (голод).
Краткосрочная цель: организовать правильный режим питания ребенка к концу недели.
Долгосрочная цель: демонстрация мамой знания рационального вскармливания ребенка.
План | Мотивация |
Обеспечить 1. рациональное вскармливание ребенка; соблюдение режима дня ребенка | Для улучшения состояния |
Обучить 2. маму правилам вскармливания | Для улучшения состояния и профилактики возможных осложнений |
Обучить 3. маму правилам ухода при рвоте и срыгиваниях | Для профилактики асфиксии |
Наблюдать 4. за внешним видом и состоянием ребенка | Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений |
Ежедневно 5. взвешивать ребенка | Для контроля динамики массы тела |
Психологически подготовить маму к проведению 6. необходимых диагностических процедур ребенку | Для улучшения состояния матери и ребенка |
Оценка: состояние пациента значительно улучшится, отметится прибавление в массе тела. Цель будет достигнута.
Студент проводит беседу с матерью о необходимости проведения рентгенологического исследования желудочно-кишечного тракта.
Студент демонстрирует на муляже технику контрольного взвешивания.
Задача № 14
На стационарном лечении находится девочка 9 лет.
Диагноз: хронический гастродуоденит.
Девочка жалуется на боли в животе режущего характера, боли появляются приступообразно через несколько минут после приема пищи и длятся 30–40 минут. Локализация боли – верхняя часть живота. Периодически сопровождается тошнотой, рвотой. Девочка по характеру упрямая, капризная. Девочка от 1-й беременности, доношенная. Учится хорошо. Последние 3 года питается беспорядочно, часто в сухомятку, т.к. родители работают и обслуживать девочку некому. Девочка живет в семье с отчимом, в семье частые ссоры.
Объективно: девочка пониженного питания. Бледная, синие тени под глазами. Пульс 88 уд./мин., ЧДД 20 в минуту, АД 100/60. Живот при пальпации мягкий, болезненный в эпигастральной области.
Задания
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Проведите беседу о диетическом питании.
3. Продемонстрируйте технику фракционного исследования желудочного сока.
Эталон ответа
Проблемы пациента
Настоящие:
- частые боли в животе;
- нарушение питания;
- дефицит общения.
Потенциальные:
- риск возникновения язвенной болезни и нервного срыва.
Приоритетная проблема: нерациональное питание.
Краткосрочная цель: демонстрация мамой знания диетического питания для дочери.
Долгосрочная цель: рациональное питание девочки, в соответствии с рекомендациями врача.
План | Мотивация |
Обеспечить 1. соблюдение режима дня и диеты | Для улучшения состояния |
Провести 2. беседу с родственниками о необходимости соблюдения диеты и режима дня | Для соблюдения лечения и профилактики осложнений |
Провести 3. беседу с родственниками о психологической поддержке девочки | Для создания положительных эмоций у ребенка |
Наблюдать 4. за внешним видом и состоянием пациента | Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений |
Оценка: пациентка питается правильно. Цель достигнута.
Студент проводит беседу с матерью о диетическом питании при хронических гастродуоденитах.
Студент демонстрирует на муляже технику фракционного исследования желудочного сока.
Задача № 15
Девочке 8 лет. Диагноз: дискинезия желчевыводящих путей.
Жалобы на тупые ноющие боли в области правого подреберья, тошноту, отрыжку, периодическую рвоту. Боли усиливаются после употребления жирной пищи. Стул со склонностью к запорам. Аппетит у девочки плохой.
Мама считает дочку больной в течение последних 2-х лет.
Объективно: кожные покровы бледные, суховатые на ощупь. Девочка пониженного питания. Язык влажный, густо обложен у корня белым налетом. Пульс 88 уд./мин., ЧДД 22 в минуту, АД 100/50. Живот при пальпации мягкий, болезненный в области правого подреберья, при поколачивании по реберной дуге справа возникает боль.
Задания
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Проведите беседу о рациональном питании детей школьного возраста.
3. Продемонстрируйте технику дуоденального зондирования.
Эталон ответа
Проблемы пациента:
- отрыжка,
- тошнота,
- рвота,
- нарушение питания,
- снижение аппетита,
- боль в области правого подреберья,
- нарушение опорожнения кишечника (запор).
Приоритетная проблема: нарушение комфортного состояния (отрыжка, тошнота, рвота).
Краткосрочная цель: пациент отметит уменьшение отрыжки, тошноты, рвоты к концу недели.
Долгосрочная цель: состояние дискомфорта исчезнет к моменту выписки.
План | Мотивация |
Обеспечить 1. соблюдение предписанной диеты | Для улучшения состояния |
Обеспечить 2. соблюдение режима дня | Для улучшения состояния |
Создать 3. вынужденное положение пациенту при болях | Для уменьшения боли |
Научить 4. пациента приемам борьбы с тошнотой и отрыжкой | Для исчезновения отрыжки и тошноты |
Оказать 5. помощь пациенту при рвоте | Для профилактики асфиксии |
Провести 6. беседу с пациентом и его родственниками о характере предписанной ему диеты и необходимости ее соблюдения | Для улучшения состояния и профилактики осложнений |
Обеспечить 7. комфортные условия для пациента в стационаре | Для улучшения состояния |
Оценка: состояние пациента значительно улучшится, явления дискомфорта пройдут, девочка станет веселой, активной. Цель достигнута.
Студент проводит беседу с матерью о рациональном питании детей школьного возраста.
Студент демонстрирует на муляже технику дуоденального зондирования.
Задача № 16
На стационарном лечении находится девочка 4-х лет. Диагноз: острый афтозный стоматит.
Девочка капризничает, жалуется на боли во рту, отказывается от приема пищи. Губы яркие, отечные, усиленное слюноотделение. На слизистой щек, мягкого и твердого неба высыпания в виде эрозий, покрытых налетом желтовато-серого цвета. Слизистые яркие, отечные. Температура тела повышена. Подчелюстные лимфатические узлы увеличены и болезненны. Из анамнеза: девочка больна 2-ой день, заболевание началось с подъема температуры до 37,5-38,2º С, общей слабости, нарушения сна и аппетита.
Объективно: беспокойная, отказывается отрыть рот. Температура 38º С, плохо спит. В контакт вступает неохотно. ЧДД 28 в минуту, пульс 112 уд./мин.
Задания
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Проведите беседу о гигиене полости рта.
3. Продемонстрируйте технику орошения полости рта.
Эталон ответа
Проблемы пациента:
- боль и высыпания в полости рта,
- отсутствие аппетита,
- лихорадка,
- невозможность приема пищи.
Приоритетная проблема: боль и высыпания в полости рта.
Краткосрочная цель: боль и высыпания в полости рта уменьшатся в течение 3 дней.
Долгосрочная цель: состояние дискомфорта исчезнет к моменту выписки.
План | Мотивация |
Обеспечить 1. психологический и физический покой пациента | Для улучшения состояния |
Обеспечить 2. щадящую диету | Для эффективности кормления |
Обеспечить 3. орошение полости рта раствором фурацилина 1:5000 | Для уменьшения высыпаний и боли в полости рта |
Обеспечить 4. полоскание полости рта 0,5% раствором новокаина перед каждым приемом пищи | Для ликвидации воспалительных изменений в полости рта |
Обеспечить 5. инфекционный контроль за предметами ухода и посудой пациента | Для соблюдения инфекционной безопасности |
Обеспечить 6. правильный режим дня | Для улучшения состояния |
Обрабатывать полость рта раствором трипсина 5-6 раз в 7. день | Для ликвидации воспалительных изменений в полости рта |
Провести 8. беседу с родственниками пациента о характере предписанной диеты и необходимости ее соблюдения | Для лечения и профилактики осложнений |
Наблюдать 9. за состоянием пациента | Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений |
Оценка: состояние пациента значительно улучшится, боль и высыпания в полости рта пройдут. Цель достигнута.
Студент проводит беседу с матерью о гигиене полости рта.
Студент демонстрирует на муляже технику орошения полости рта.
Задача № 17
На стационарном лечении находится ребенок 8 лет. Диагноз: правосторонняя нижнедолевая крупозная пневмония, дыхательная недостаточность II степени. Жалобы на отрывистый, болезненный кашель, боли в правой половине грудной клетки и боли в животе, особенно при кашле. Общая слабость, головная боль, нарушение сна, повышение температуры тела, аппетит отсутствует.
Из анамнеза: 2-й день заболевания. Заболевание началось остро с подъема температуры до 39º С, общего недомогания, болей в животе, рвоты, затем появились боли в правом боку при покашливании.
Объективно: состояние тяжелое. Очень бледный, синева под глазами, выражен цианоз носогубного треугольника. ЧДД 60 в минуту, дыхание стонущее, пульс 160 уд./мин. Тоны сердца значительно приглушены. Положение в постели пассивное, температура тела 38,5º С.
Задания
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Проведите беседу о значении оксигенотерапии.
3. Продемонстрируйте технику внутримышечного введения цефомезина 500 тыс. ЕД.
Эталон ответа
Проблемы пациента:
- боль в груди при кашле, движении;
- лихорадка;
- нарушение сна и аппетита.
Приоритетная проблема: боль в груди при кашле.
Краткосрочная цель: уменьшить боль в груди при кашле в течение 2–3 дней.
Долгосрочная цель: боль в груди и кашель пройдут к моменту выписки.
План | Мотивация |
Обеспечить 1. психологический и физический покой пациенту | Для улучшения состояния. |
Обеспечить 2. частое проветривание палаты (не менее 4 раз в день по 30 минут) | Для обогащения воздуха кислородом |
Обеспечить 3. пациенту оксигенотерапию | Для обогащения организма кислородом |
Обеспечить 4. теплое питье, не раздражающее слизистые | Для уменьшения кашля |
Создать 5. вынужденное положение пациенту (с приподнятой головной частью кровати) | Для уменьшения кашля |
Провести 6. простейшие физиопроцедуры (по назначению врача) | Для облегчения дыхания |
Наблюдать 7. за внешним видом и состоянием пациента | Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений |
Провести 8. беседу с родственниками пациента о правильном уходе за ребенком | Для обсуждения дальнейшего ухода и последующего лечения и наблюдения |
Оценка: состояние пациента значительно улучшится, боль в груди при кашле пройдет. Цель будет достигнута.
Студент проводит беседу с матерью о значении оксигенотерапии.
Студент демонстрирует на муляже технику внутримышечного введения цефомезина 500 тыс. ЕД.
Задача № 18
Ребенок 9 мес. Поступил в клинику с диагнозом: железодефицитная анемия, среднетяжелая форма.
Жалобы на бледность кожных покровов, снижение аппетита, нарушение сна. Ребенок с 2-месячного возраста на искусственном вскармливании смесью «Малыш», с 4-х месяцев получает манную кашу 3-4 раза в день. Овощное пюре введено в 5 мес., но ест его неохотно, поэтому получает нерегулярно. Соки (виноградный и морковный) пьёт также эпизодически. Мясной бульон, фарш куриный, творог ребенок получает ежедневно. В анализе крови: эр. 3,6х1012/л, Нв 80 г/л, ц.п. 0,7.
Задания
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Обучите мать правилам приема препаратов железа.
3. Продемонстрируйте кормление ребенка из бутылочки.
Эталон ответа
Проблемы пациента:
- снижение аппетита;
- нерациональное вскармливание из-за дефицита знаний матери о правильном питании ребенка;
- тревожный сон.
Приоритетная проблема: нерациональное вскармливание из-за дефицита знаний матери о правильном питании ребенка.
Цель: мать будет свободно ориентироваться в вопросах рационального вскармливания и организует правильное питание ребенку.
План | Мотивация |
1. М/с будет проводить с матерью беседы о правильном питании ребенка. | 1. Для ликвидации дефицита знаний матери о питании ребенка. |
2. В питании ребенка м/с рекомендует использовать продукты, обогащённые железом | 2. Для ликвидации дефицита железа в организме. |
3. М/с будет кормить ребенка чаще, малыми порциями | 3. Для лучшего усвоения железа из пищи |
4. М/с организует прогулки не менее 4 часов сутки, а также сон на свежем воздухе | 4. Для улучшения дыхания и повышения защитных сил организма, улучшения аппетита |
Оценка: мать свободно ориентируется в вопросах рационального питания ребенка, демонстрирует знания о значении железа в лечении анемии. Цель достигнута.
Студент демонстрирует правильно выбранный уровень общения с матерью, доступно объясняет ей правила приема препаратов железа.
Студент демонстрирует манипуляцию на муляже в соответствии с алгоритмом действий.
Задача № 19
Ребенок 6-ти месяцев находится на приеме в поликлинике в день здорового ребенка.
Диагноз: экссудативно-катаральный диатез.
Ребенок с 3-х месяцев на искусственном вскармливании. Вес при рождении 3200, в последующие месяцы прибавка массы 1000-1100 гр. С 2 месячного возраста у ребенка часто возникают опрелости несмотря на хороший уход. Кожа на щеках сухая, гиперемированная. На волосистой части головы себорея. Мать отмечает усиление кожных высыпаний после употребления ребенком в пищу яичного желтка, виноградного сока. Опрелости I-II ст. в паховых складках, в подмышечных областях, на складках шеи. Из носа слизистые выделения.
Задания
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Объясните матери необходимость соблюдения диеты и обучите мать правилам ведения «Пищевого дневника».
3. Продемонстрируйте обработку кожи и слизистых ребенка.
Эталон ответа
Проблемы пациента:
- изменения кожных покровов в результате нарушения обмена веществ и неправильного питания;
- ребенок неправильно питается из-за незнания мамы правил кормления малышей;
- - затруднение носового дыхания из-за выделений из носа.
Приоритетная проблема: неправильное питание ребенка из-за дефицита знаний матери о рациональном вскармливании.
Цель: мать через 1-2 дня расскажет об особенностях питания своего ребенка.
План | Мотивация |
1. М/с проведет с матерью беседу о заболевании. | 1. Для ликвидации дефицита знаний матери о заболевании. |
2. М/с расскажет матери о причинах заболевания и значении соблюдения диеты. | 2. Для ликвидации дефицита знаний матери о заболевании. |
3. М/с научит мать ведению «Пищевого дневника». | 3. Для выявления непереносимости продуктов. |
4. М/с обучит мать уходу за полостью носа. | 6. Для улучшения носового дыхания и облегчения приема пищи. |
5. М/с организует консультацию врачей-специалистов (аллерголога, ЛОРа, дерматолога). | 7. Для ранней диагностики. |
Оценка: мать выявит непереносимые ребенком продукты питания и организует ему гипоаллергенную диету. Цель достигнута.
Студент демонстрирует правильно выбранный уровень общения с матерью, доступно объясняет ей необходимость соблюдения диеты. Студент демонстрирует правильно выбранную методику обучения матери ведению «Пищевого дневника».
Студент демонстрирует манипуляцию на муляже в соответствии с алгоритмом действий.
Задача № 20
Ребенку 1 мес. Мать жалуется на беспокойство ребенка, плохой сон. Ребенок от первой беременности, нормально протекавшей. Масса при рождении 3400 г, длина 51 см. Находится на естественном вскармливании, но кормления проводятся беспорядочно. После кормления беспокоен. Стул 1 раз в день, кашицеобразный, без примесей.
Температура нормальная, масса 3500, длина 54 см, кожа бледная, тургор тканей снижен. При контрольном взвешивании выяснено, что за кормление ребенок высасывает по 60-80 мл. Молока в молочной железе матери после кормления не остается. Ребенку был поставлен диагноз: дистрофия по типу гипотрофии 1 степени.
Задания
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства. Объясните родителям необходимость соблюдения режима питания.
2. Объясните матери необходимость соблюдение режима питания и обучите ее правилам введения докорма.
3. Продемонстрируйте технику контрольного взвешивания.
Эталон ответа
Проблемы пациента:
- беспокойство ребенка после кормления из-за недостаточного количества молока у матери;
- тревожный сон;
- низкая прибавка массы.
Приоритетная проблема: беспокойство ребенка после кормления из-за недостаточного количества молока у матери
Цель: нормализовать питание ребенка к концу недели.
План | Мотивация |
1. М/с проведет контрольное кормление | для определения дозы высасываемого молока, выяснения дефицита массы |
2. М/с определит возрастную суточную и разовую дозу молока, дозу докорма | для выявления дефицита питания и его устранения |
3. М/с даст рекомендации матери по режиму кормления ребенка | для выработки условного рефлекса у малыша на кормление |
4. М/с по назначению, врача порекомендует введение докорма (в виде адаптированной смеси) | для устранения недостающего объема питания |
5. М/с рекомендует кормящей женщине увеличить объем употребляемой жидкости до 3-х литров, включить в пищу продукты, стимулирующие лактацию (по назначению врача) | для устранения гипогалактии |
Оценка: мать свободно ориентируется в вопросах рационального питания ребенка, режима кормления. При проведении контрольного взвешивания наблюдается положительная динамика в прибавке массы. Цель достигнута.
Студент демонстрирует правильно выбранный уровень общения с родителями, доступно объясняет им необходимость соблюдения режима питания. Студент демонстрирует правильно выбранную методику обучения матери правилам введения докорма.
Студент демонстрирует манипуляцию на муляже, в соответствии с алгоритмом действий.