ЗАДАНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ. 1) Пользуясь учебником, атласом, конспектами, таблицами и муляжами, научитесь находить и показывать:
1) Пользуясь учебником, атласом, конспектами, таблицами и муляжами, научитесь находить и показывать:
а) структуры органа слуха и равновесия;
б) строение кожи, придатков кожи: волос, сальных и потовых желез, ногтей;
в) особенности строения обонятельного анализатора;
г) особенности строения вкусового анализатора;
2) Зарисуйте схематичные изображения, сделайте подписи:
а) Орган слуха и равновесия, укажите на рисунке следующие элементы: ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка, барабанная полость, молоточек, наковальня, стремечко, Евстахиева труба, внутреннее ухо, преддверие, полукружные каналы, улитка, преддверно-улитковый нерв:
б) Кожа, укажите на рисунке следующие элементы: эпидермис, собственно кожа, подкожная клетчатка, сетчатый слой, сосочковый слой, чувствительные рецепторы кожи, сальные железы, потовые железы, стержень волоса, корень волоса, зоны роста волоса, мышца, поднимающая волос.
в) На схематичном изображении языка закрасьте условными цветами участки, которые лучше воспринимают кислое, сладкое, солёное.
3) Ответьте на вопросы:
1) В каких частях внутреннего уха располагаются рецепторы, воспринимающие а) звуковые колебания; б) изменения скорости; в) изменения положения головы, какой рецепторный аппарат их воспринимает?
2) Почему наш собственный голос, записанный на аппаратуру кажется нам незнакомым, в отличие от голосов близких людей?
3) Какое значение имеет расположение обонятельных рецепторов в носовой полости?
4) Какую роль имеет обоняние для пищеварения и дыхания?
5) Из каких ощущений создаётся вкус пищи? Какие рецепторы в этом участвуют?
6) Какое значение имеет вкус пищи для пищеварения?
7) Какая информация о свойствах предметов воспринимается организмом с помощью оязания? Какую роль играет осязание в трудовых процессах?
Эндокринные железы
1. Эндокринные железы, общие сведения. Виды секретов. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Виды гормонов, их характеристика. Физиологические эффекты гормонов. Что такое органы – мишени.
2. Щитовидная железа: расположение, строение, гормоны – тироксин, трийодтиронин, тиреокальцитонин. Роль йода в синтезе гормонов щитовидной железы. Проявления гипо- и гиперфункции. Заболевания щитовидной железы – как регионарная патология.
3. Паращитовидные железы: паратгормон, его физиологические эффекты. Гипо- и гиперфункция.
4. Вилочковая железа, её роль в детском возрасте. Гормоны (тимозин), их действие. Гипо- и гиперфункция.
5. Надпочечники – расположение, строение. Кора надпочечников, гормоны клубочковой зоны – минералокортикоиды – альдостерон; гормоны пучковой зоны – глюкокортикоиды – кортизол и кортикостерон, гормоны сетчатой зоны – половые гормоны – андрогены, эстрогены, прогестерон. Гипо- и гиперфункция коры надпочечников.
6. Гормоны мозгового слоя надпочечников (норадреналин, адреналин), физиологические эффекты.
7. Гормоны поджелудочной железы (инсулин и глюкагон), структуры их вырабатывающие, физиологические эффекты. Понятие о сахарном диабете.
8. Гормоны мужских половых желез: тестостероны яичек, физиологические эффекты, явления гипофункции.
9. Гормоны женских половых желез: эстрогены и гестагены яичников, физиологические эффекты, нарушения функции.
10. Тканевые гормоны: гормоны почек и их эффекты, простагландины, кальцитриол, эритропоэтин, гормон сердца – атриопептид. Их физиологические эффекты.
11. Гипофиз, расположение, доли, нейрогипофиз, аденогипофиз. Гормоны нейрогипофиза, физиологическое действие вазопрессина и окситоцина.
12. Гормон средней доли гипофиза – меланотропин – физиологическое действие.
13. Гормоны передней доли гипофиза: тропные (соматотропный, пролактин, тиреотропный гормон, адренокортикотропный гормон, гонадотропные, фолликулостимулирующий, лютеинизирующий, лютеотропный).
14. Эпифиз: расположение, внешнее и внутреннее строение, гормоны (мелатонин, антигонадотропин, серотонин) их физиологические эффекты.