Расчет достоверности разности двух относительных
величин.
Для расчета достоверности разности двух относительных показателей используется специальная формула, предложенная английским ученым Стьюдентом:
= t
где Р1 и Р2- сравниваемые относительные показатели
m1 и m2 - ошибки сравниваемых показателей
t- критерий достоверности.
Величина критерия всегда получается и оценивается в абсолютных числах и без учета знака, получившегося при расчете величины разности Р1 и Р2.
Оценка результата, полученного при вычислении критерия достоверности, в значительной степени зависит от числа наблюдений (n) в ходе исследования. Для того, чтобы признать разность относительных величин достоверной, необходимо иметь следующие значения критерия:
а) при n > 100 t 2,6
б) при 30 < n < 100 t 3
в) при n < 30 t определяется по специальным таблицам Стьюдента-Фишера.
Таблица значений критерия t (Стьюдента)
Вероятность ошибки (Р) | 0,05 = 5 % | 0,01 = 1 % | 0,001 = 0,1 % |
Число степеней свободы (n) | |||
12,70 | 63,66 | 637,59 | |
4,30 | 9,92 | 31,60 | |
3,18 | 5,84 | 12,94 | |
2,78 | 4,60 | 8,61 | |
2,57 | 4,03 | 6,86 | |
2,42 | 3,71 | 5,96 | |
2,36 | 3,50 | 5,31 | |
2,31 | 3,36 | 5,04 | |
2,26 | 3,25 | 4,78 | |
2,23 | 3,17 | 4,59 | |
2,20 | 3,17 | 4,44 | |
2,18 | 3,06 | 4,32 | |
2,16 | 3,01 | 4,22 | |
2,14 | 2,98 | 4,14 | |
2,13 | 2,95 | 4,07 | |
2,12 | 2,92 | 4,02 | |
2,11 | 2,90 | 3,96 | |
2,10 | 2,88 | 3,92 | |
2,09 | 2,86 | 3,88 | |
2,09 | 2,84 | 3,85 | |
2,08 | 2,83 | 3,82 | |
2,07 | 2,82 | 3,79 | |
2,07 | 2,81 | 3,77 | |
2,06 | 2,80 | 3,75 | |
2,06 | 2,79 | 3,73 | |
2,06 | 2,78 | 3,71 | |
2,05 | 2,77 | 3,69 | |
2,05 | 2,76 | 3,67 | |
2,04 | 2,76 | 3,66 | |
2,04 | 2,75 | 3,64 |
Рассмотрим методику расчета достоверности разности двух относительных величин на следующем примере:
В районе А. с населением 10000 человек показатель заболеваемости гриппом составил 50 ‰ (Р1), в районе В. с таким же населением этот показатель был равен 30 ‰ (Р2). Нам необходимо выяснить, действительно ли заболеваемость гриппом выше в районе А., чем в районе В., или же эта разность несущественна.
Р1 = 50 ‰ ; n1 = 10000 ; m1 = = = ± 2,2 ‰
Р2 = 30 ‰ ; n2 = 10000 ; m2 = = = ± 1,7 ‰
t = = = 7,2
Число наблюдений в нашем примере 10000 (больше 100), величина критерия Стьюдента 7,2 (больше 2,6), следовательно, мы с большой достоверностью можем утверждать, что различие сравниваемых показателей существенно, т.е. в районе А. заболеваемость гриппом действительно выше, чем в районе В.
Рассмотрим еще один пример:
При анализе годового отчета главный врач участковой больницы обнаружил, что в 1995 году доля заболевших ангинами составила 2,5% от общего числа заболевших, а в 1996 году доля таких больных была 4,0%.
Достоверно ли увеличение доли заболевших ангиной? Ответ на этот вопрос можно дать, рассчитав достоверность разности этих показателей:
При различных числах наблюдений в сравниваемых группах оценка критерия Стьюдента должна производиться по требованиям для группы с меньшим числом наблюдений. Следовательно, чтобы разность показателей в нашем примере была достоверной, величина критерия t должна быть равна или больше 3, т.к. число наблюдений в опыте (n1 = 95) меньше 100, но больше 30.
Полученный результат значительно меньше требуемой величины критерия t, следовательно, действительного увеличения удельного веса заболевших ангиной не произошло.