Обстановкой в чрезвычайных ситуациях
Организация и осуществление надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой в зонах чрезвычайных ситуаций возлагается на территориальные управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации". Они работают в тесном взаимодействии со штабами ГОЧС административной территории.
Для обеспечения быстрого реагирования на базе органов и учреждений Роспотребнадзора создаются группы санэпидразведки (ГСЭР) и санитарно-эпидемиологические бригады постоянной готовности (СЭБ), из которых формируются санитарно-противоэпиде-мические отряды (СПЭО). Профиль и состав бригад определяется возможностями данного учреждения и характером основной деятельности. На базе научно-исследовательских противочумных институтов и противочумных станций формируются специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ) и группы экспертов по вопросам защиты населения в районах эпидемических очагов.
Для осуществления государственного санитарно-эпидемиологи-ческого надзора в чрезвычайных ситуациях должен быть произведен расчет необходимых сил и средств для оказания санитарно-эпидемиологической помощи населению в соответствии с прогнозом медико-санитарных последствий, определен порядок пополнения недостающего имущества и прибытия сил и средств усиления Роспотребнадзора и Росздрава.
Перед санитарно-эпидемиологическими органами, учреждениями и формированиями в чрезвычайных ситуациях стоят следующие задачи:
• проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций;
• осуществление контроля за санитарно-эпидемиологической об
становкой, организация экспертизы пищевого сырья, продуктов пи
тания, питьевой воды, воздуха и почвы на зараженность радиоак
тивными веществами, опасными химическими веществами, пато
генными микроорганизмами,
• эпидемиологический надзор за состоянием инфекционной заболе
ваемости пострадавшего населения, качеством проведения профи
лактических и противоэпидемических мероприятий в зоне чрезвы
чайных ситуаций;
• организация санитарно-эпидемиологической помощи пострадав
шему населению;
• взаимодействие с ведомственными медико-санитарными служба
ми по вопросам обеспечения помощи населению в эпидемических
очагах инфекционных болезней и очагах заражения ПБА;
Решение задач, стоящих перед Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека может быть обеспечено посредством проведения ряда практических и организационно-методических мероприятий. К ним относятся:
• разработка и внедрение в практику службы теоретических, мето
дических, правовых и организационных основ противоэпидемиче
ского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;
• создание, оснащение, подготовка и поддержание в высокой степе
ни готовности ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии", формиро
ваний и других учреждений Роспотребнадзора, сил и средств науч
но-исследовательских институтов;
• оперативное управление силами Роспотребнадзора и взаимодей
ствие с министерствами и ведомствами, принимающими участие в
ликвидации последствий катастроф, с целью обеспечения своевре
менной медико-санитарной помощи пострадавшим при чрезвычай
ных ситуациях;
• накопление, хранение, освежение, учет и контроль медицинского
имущества, необходимого для работы формирований и учреждений
Роспотребнадзора в чрезвычайных ситуациях;
• подготовка медицинского персонала к работе в чрезвычайных си
туациях, обучение населения страны оказанию первой медицинской
помощи и правилам адекватного поведения при различных видах
катастроф;
• контроль за соблюдением санитарных правил, гигиенических рег
ламентов и норм при возникновении чрезвычайных ситуаций;
• выполнение лабораторных исследований при работе сети наблю
дения и лабораторного контроля (СНЛК) по своевременному обна
ружению и индикации биологического заражения питьевой воды,
пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружаю
щей среды при ЧС мирного и военного времени;
К числу факторов, способных оказать влияние на возникновение и распространение инфекционных болезней в экстремальных ситуациях, относятся:
• активизация распространения биологических патогенов;
• массовость поражений неинфекционной природы;
• преобладание комбинированных поражений;
• психический стресс;
• дезорганизация социальных структур и систем жизнеобеспечения,
• интенсивные миграционные процессы;
• полное или частичное разрушение материально-технической базы
Роспотребнадзора и лечебных учреждений Росздрава;
• нарушение деятельности лечебно-профилактических учреждений,
органов и учреждений государственного санитарно-
эпидемиологического надзора;
• нарушение экологии окружающей среды.
В условиях чрезвычайных ситуаций система противоэпидемических мероприятий должна базироваться на данных эпидемиологической экспертизы территории населенных пунктов и прилегающих зон, проведенной в предшествующие годы, а также на сведениях о нозогеографии антропонозных и зооантропонозных инфекций, этиологической структуре заболеваний, особенностях качественной и количественной характеристик эпидемического и эпизоотического процессов, закономерностях распространения инфекции.
Для повышения эффективности санитарно-противоэпиде-мических мероприятий необходимо заблаговременно разработать прогнозные модели динамики санитарно-эпидемиологической обстановки, определить факторы риска ухудшения здоровья населения и спасателей, планировать и осуществлять приоритетные профилактические мероприятия, а также в первые часы и сутки, в зависимости от региона, после катастрофы организовать санитарно-эпидемиологическую разведку с участием врачей-гигиенистов, ток-
сикологов, радиологов, эпидемиологов, других специалистов, имеющих опыт или подготовку к работе в экстремальных условиях.
9.2. Организация и использование органов, учреждений и формирований Роспотребнадзора в функциональной подсистеме надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
Одной из основных целей функционирования подсистемы надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой Роспотребнадзора при чрезвычайных ситуациях является комплексная деятельность во взаимодействии с заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями Российской Федерации, направленная на предупреждение и ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
Функциональная подсистема Роспотребнадзора в своих действиях руководствуется Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 г. № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и его "Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", законами Российской Федерации от 30.03.99 г. № 52 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях", от 3.05.94 г. № 420 "О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами", от 24.07.95 г. № 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций", "Концепцией государственной санитарно-эпидемиологической службы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях", приказами и нормативными документами Роспотребнадзора.
Порядок организации и деятельности функциональной подсистемы надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой РСЧС определяет "Положение о функциональной подсистеме надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", утвержденное Руководителем Роспотребнадзора, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 5
октября 2005 г. № 01-12/176-05. Деятельность специализированных формирований Роспотребнадзора определена приказом Роспотребнадзора от 31.10.2005 г. № 756 "О совершенствовании организации работы специализированных формирований Роспотребнадзора", где в приложениях утверждены Положение о специализированных формированиях Роспотребнадзора, организационно-штатная структура, табель оснащения санитарно-противоэпидемического отряда.
На федеральном уровне подсистема Роспотребнадзора включает в себя все учреждения прямого подчинения Роспотреб-надзору, при этом координирующую функцию выполняет орган управления через территориальные управления Роспотребнадзора.
На межрегиональном уровне (7 регионов определены Указом Президента Российской Федерации от 09.12.99 г. № 968) в целях эффективного использования учреждений и формирований Роспотребнадзора координирующую функцию выполняет руководитель территориального управления Роспотребнадзора административной территории, где расположен региональный центр ГОЧС
Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций -комплекс организационно-технических, медико-санитарных, гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию или снижение вероятности возникновения чрезвычайных для населения ситуаций техногенного, природного или эпидемиологического характера.
Руководство созданием и деятельностью функциональной подсистемы осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнад-зор, далее - Служба).
Основными задачами функциональной подсистемы являются:
• организация мероприятий, направленных на предупреждение и
ликвидацию неблагоприятных медико-санитарных и санитарно-
эпидемиологических последствий чрезвычайных ситуаций;
• совершенствование организации и повышение готовности орга
нов и учреждений Службы к деятельности по наблюдению,
оценке и прогнозированию санитарно-эпидемиологической об
становки обусловленное возникновением реальной или потен
циальной угрозы здоровью населения.
Функциональная подсистема действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Координационными органами функциональной подсистемы являются:
• на федеральном и региональном уровнях - комиссия по преду
преждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспече
нию пожарной безопасности Роспотребнадзора;
• на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликви
дации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безо
пасности организаций, подведомственных Роспотребнадзору.
Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяется в положениях о них.
Постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы являются:
• на федеральном уровне - органы управления Роспотребнадзора
для решения задач в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
• на региональном уровне - подразделения территориальных
управлений Роспотребнадзора, уполномоченные на решение за
дач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций;
• на муниципальном уровне - отделы и филиалы территориаль
ных управлений Роспотребнадзора, уполномоченные на реше
ние задач в области защиты населения и территорий от чрезвы
чайных ситуаций;
• на объектовом уровне - работники организаций, уполномочен
ные на решение задач в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций.
Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления функциональной подсистемы определяются соответствующими положениями о них.
Органами повседневного управления функциональной системы являются оперативные дежурные Роспотребнадзора, территориальных управлений Роспотребнадзора, отделов и филиалов территориальных управлений Роспотребнадзора, организаций.
К силам и средствам функциональной подсистемы относятся:
• органы и учреждения Службы центрального подчинения и ве
домственных служб. (Организационно-методическую функцию
выполняет Роспотребнадзор);
• научно-исследовательские институты гигиенического и эпиде
миологического профиля, территориальные управления Службы
и Федеральные государственные учреждения здравоохранения,
ФГУЗ центры гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской
Федерации;
• соответствующие отделы территориальных управлений Роспот
ребнадзора на транспорте и в субъектах Российской Федерации,
где расположены территориальные органы МЧС России;
• силы и средства наблюдения, контроля и ликвидации чрезвы
чайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера на
соответствующих территориях.
Порядок создания специализированных формирований Службы и их функции в условиях чрезвычайных ситуаций определяются приказами Роспотребнадзора.
Решения об использовании сил и средств функциональной подсистемы, привлекаемых к проведению санитарно-гигиенических, противоэпидемических и других мероприятий в районе чрезвычайных ситуаций, принимаются в зависимости от их масштабов, потенциальной или явной опасности для населения, на федеральном уровне - Руководителем Службы или заместителями руководителя Службы, на региональном и муниципальном уровнях - руководителями территориальных управлений Роспотребнадзора, на объектовом уровне - руководителями организаций, по согласованию с руководством Службы.
Управление функциональной подсистемой осуществляется с использованием систем связи и оповещения, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил функциональной подсистемы и населения.
Система связи, оповещения и информационного оповещения на всех уровнях сопрягается с информационно-управляющей системой РСЧС и информационной системой Всероссийской службы медицины катастроф.
Проведение мероприятий по надзору за санитарно-эпидемиологической обстановкой при ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках функциональной подсистемы осуществляется на основе планов действий Роспотребнадзора и подведомственных организаций.
При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы функциональной подсистемы функционируют в режиме повседневной деятельности.
Для соответствующих органов управления и сил функциональной подсистемы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
а) режим повышенной готовности - при угрозе возникнове
ния чрезвычайных ситуаций;
б) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами функциональной подсистемы являются:
а) в режиме повседневной деятельности(при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпифи-тотий, ведении долгосрочных восстановительных работ по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий:
• наблюдение, оценка и прогнозирование санитарно-
эпидемиологической обстановки;
• предупреждение, выявление и пресечение нарушений требова
ний санитарно-эпидемиологической безопасности и охраны здо
ровья населения, предупреждение возникновения и распростра
нения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний
и отравлений среди населения;
• подготовка специалистов Службы к действиям в чрезвычайных
ситуациях, организация аттестации формирований и специали
стов, обеспечение постоянной готовности функционирования
подсистемы и обобщение опыта по ее дальнейшему развитию;
• обеспечение постоянной готовности органов управления, сил и
средств функциональной подсистемы, обобщение опыта и обес
печение дальнейшего развития функциональной подсистемы,
• участие в разработке и реализации Федеральных целевых про
грамм по проблемам предупреждения и ликвидации чрезвычай
ных ситуаций;
• наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды и об
становкой на потенциально опасных объектах и на прилегаю-
щих к ним территориях;
• разработка и выполнение программ, направленных на обеспече
ние санитарно-эпидемиологического благополучия населения
б) в режиме повышенной готовности(при ухудшении
производственно-промышленной, радиационной, химической, био
логической (бактериологической), сейсмической и гидрометеороло
гической обстановки, при прогнозе возможности возникновения
эпидемий):
• постоянный сбор информации при ухудшении производственно-
промышленной, радиационной, химической, эпидемиологиче
ской, сейсмической и гидрометеорологической обстановки;
• подготовка специальных медико-санитарных, гигиенических и
санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных
на обеспечение защиты населения;
• усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей
среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на
прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможно
сти и масштабов эпидемий;
• формирование оперативных групп, уточнение санитарно-
эпидемиологической обстановки, планов действий (взаимодей
ствия) и иных документов;
• проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
• разработка и реализация органами и учреждениями Службы
комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий;
• профилактика массовых инфекционных и неинфекционных за
болеваний и отравлений, включающая применение современных
средств иммунной защиты населения и средств личной профи
лактики, а также санитарно-эпидемиологический контроль за их
организацией;
• обслуживание аварийно-спасательных и других специализиро
ванных формирований в районах чрезвычайных ситуаций, на
правленное на обеспечение эпидемической безопасности этой
категории специалистов;
• поддержание взаимодействия органов управления и учреждений
Службы с другими заинтересованными министерствами и ве
домствами в соответствии с конкретными планами мероприятий
разрабатываемых по обстановке в чрезвычайной ситуации;
• организация карантинно-ограничительных мероприятий и уста-
новление режима поведения в эпидочаге при возникновении эпидемических вспышек особо опасных инфекций;
• организация работ по проведению санитарно-
противоэпидемических мероприятий в районах чрезвычайных
ситуаций силами ведомственных формирований постоянной го
товности;
• организация и осуществление оперативного контроля и измере
ний уровней радиоактивного и химического загрязнения в рай
онах чрезвычайных ситуаций;
• информационное обеспечение о степени риска последствий
чрезвычайных ситуаций для здоровья населения;
• восполнение запасов медицинского имущества, диагностиче
ских и дезинфекционных средств для ликвидации медико-
санитарных последствий чрезвычайных ситуаций (совместно со
Всероссийской службой медицины катастроф);
• выдвижение оперативных групп в район чрезвычайных ситуа
ций; оценка санитарно-эпидемиологической обстановки;
• организация материально-технического обеспечения работы
специалистов Службы; осуществление постоянного контроля за
состоянием окружающей среды в районах чрезвычайных ситуа
ций, обстановки на аварийных объектах и на прилегающих к
ним территориях,
• санитарно-эпидемиологическое сопровождение неотложных
мероприятий по жизнеобеспечению пострадавшего населения.
Головным центром Роспотребнадзора является федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии", который решает методические вопросы работы лабораторий Роспотребнадзора при чрезвычайных ситуациях, участвует в контроле готовности филиалов ФГУЗ ЦГиЭ в субъектах Российской Федерации и готовит предложения по ее повышению, осуществляет сбор и анализ отчётности о деятельности ФГУЗ ЦГиЭ в чрезвычайных ситуациях, проводит апробацию новых приборов, другого лабораторного оборудования и методов исследований, участвует в проведении учений и тренировок.
Головным центром противоэпидемической защиты населения является Волгоградский противочумный научно-исследовательский институт Роспотребнадзора. Он занимается разработкой организационно-методических вопросов противоэпидемической защиты населения, организацией противоэпидемических ме-
роприятий в очагах особо опасных и экзотических инфекций, анализирует ход ликвидации очагов и разрабатывает предложения по совершенствованию готовности учреждений Роспотребнадзора. Он осуществляет контроль за готовностью противочумных учреждений и специализированных противоэпидемических бригад постоянной готовности, участвует в учениях и тренировках.
К головным учреждениям страны относится Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии, занимающийся расследованием сложных случаев эпидемических вспышек, формированием групп экспертов.
Противочумные станции работают в качестве региональных и территориальных центров, выполняя функции центров по особо опасным инфекциям. Они формируют и поддерживают в готовности специализированные противоэпидемические бригады для выполнения задач в очЪгах инфекционных заболеваний различной этиологии, обеспечивают индикацию и идентификацию возбудителей чумы, холеры и других особо опасных инфекций.
Научно-исследовательские институты эпидемиологии и микробиологии также выполняют функции региональных центров. Они формируют группы экспертов, оказывают практическую помощь ТУ Роспотребнадзора и ФГУЗ ЦГиЭ в расследовании эпидемических ситуаций, в индикации и идентификации возбудителей инфекционных заболеваний, в подготовке специалистов Роспотребнадзора для работы в условиях эпидемического очага, формировании групп экспертов.
К региональным центрам Роспотребнадзора относятся ФГУЗ ЦГиЭ в субъектах РФ. Все территориальные центры осуществляют санитарно-эпидемиологический надзор за эпидемиологически значимыми объектами и объектами из "группы риска", контроль за питанием, водоснабжением, организацией бытовых условий пострадавшего населения, надзор за проведением карантинных и обсервационных мероприятий в эпидемическом очаге. ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" формируют бригады постоянной готовности, а при необходимости - санитарно-противоэпидемические отряды, проводят экспертизу и лабораторный контроль, подготовку специалистов, проводят учения и тренировки, обеспечивают исследование токсичных веществ, индикацию и идентификацию возбудителей инфекционных заболеваний, определение радиоактивной загрязненности. Одновременно они являются головными учреждениями СНЛК
Филиалы ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в муниципальных образованиях выполняют те же функции, только с учётом имеющийся у них материально-технической базы: ФГУЗ ЦГиЭ в субъектах РФ являются головными учреждениями СНЛК ГО. ФГУЗ ЦГиЭ, которые не имеют собственной лабораторной базы, организуют отбор и доставку проб на возбудителей I - II групп, на токсические вещества и проводят индикацию возбудителей инфекционных заболеваний III - IV групп.
Региональные и зональные ФГУЗ ЦГиЭ на водном и воздушном транспорте осуществляют санитарно-эпидемиологический надзор за состоянием водных и воздушных судов, береговых объектов и аэропортов, контроль за проведением карантинно-обсервационных мероприятий, участие в выявлении источников заражения (загрязнения), его масштабов и причин, экспертизу и лабораторный контроль объектов внешней среды во взаимодействии с территориальными ФГУЗ ЦГиЭ.
Научно-исследовательские учреждения гигиенического профиля участвуют в разработке вопросов мониторинга за потенциально опасными объектами промышленности, за состоянием здоровья населения в экологически опасных регионах страны.