Организация лечебно-профилактической помощи детям на фельдшерско-акушерском пункте
СБОРНИК
Тестовых заданий
Для итоговой государственной аттестации
по специальности 0401 «Лечебное дело»
ПЕДИАТРИЯ С ДЕТСКИМИ ИНФЕКЦИЯМИ
Составители - преподаватели педиатрии Казанского базового медицинского колледжа: Дружкова Н.Р. преподаватель высшей категории, Киясова Л.М. преподаватель первой категории.
Рецензенты:Зиятдинов И.Г. доцент кафедры педиатрии КГМУ, Захарова Е.Я. заместитель директора по учебно-воспитательной работе Йошкар-Олинского медицинского колледжа, Малинина Н.К. заместитель директора по практическому обучению Йошкар-Олинского медицинского колледжа, врач-педиатр высшей категории, Козлова О.Н. методист Йошкар-Олинского медицинского колледжа, преподаватель высшей категории, Нефедов Н.В. врач-педиатр I категории.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................................................................... 4
Требования государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов в области педиатрии с детскими инфекциями для специальности 0401 "Лечебное дело"...................................................................... 4
ТЕСТЫ БЕЗОПАСНОСТИ.................................................................................................................................................... 4
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ НА ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКОМ ПУНКТЕ 5
Организация работы фельдшера на ФАПе................................................................................................................ 5
Этапы и периоды детского возраста. Анатомо-физиологические особенности органов и систем ребенка 6
Питание здорового ребенка........................................................................................................................................... 8
Новорожденный и уход за ним................................................................................................................................... 11
БОЛЕЗНИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА................................................................................................................................. 13
Болезни детей раннего возраста................................................................................................................................ 13
Недоношенные дети........................................................................................................................................... 13
Асфиксия новорожденных................................................................................................................................ 14
Родовые травмы................................................................................................................................................... 14
Гемолитическая болезнь новорожденных................................................................................................... 15
Гнойно-септические заболевания новрожденных..................................................................................... 15
Аномалии конституции (диатезы).................................................................................................................. 16
Гипотрофия........................................................................................................................................................... 17
Рахит....................................................................................................................................................................... 17
Спазмофилия........................................................................................................................................................ 18
Наследственные заболевания у детей.......................................................................................................... 19
Болезни детей старшего возраста............................................................................................................................. 19
Болезни органов дыхания у детей.................................................................................................................. 19
Болезни органов кровообращения у детей.................................................................................................. 22
Болезни органов пищеварения у детей. Гельминтозы.............................................................................. 24
Болезни почек и мочевыделительной системы у детей............................................................................ 29
Болезни крови и кроветворных органов у детей........................................................................................ 32
Болезни эндокринной системы у детей......................................................................................................... 36
ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ У ДЕТЕЙ....................................................................................................................... 39
Туберкулез у детей............................................................................................................................................. 45
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА................................................................................................................................ 46
ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ............................................................................................... 47
ВВЕДЕНИЕ
Уважаемые коллеги!
Обучение студентов в медицинском колледже(училище) завершается проведением итоговой аттестации, которая включает в себя вопросы педиатрии с детскими инфекциями. Данное пособие поможет Вам подготовиться к предстоящей аттестации.
При подготовке к аттестации следует:
1. Проверить свои знания, ответив на тестовые задания по всем разделам и сверить свои ответы с эталонами. Для оценки знаний пользуйтесь критериями
- 91-100% правильных ответов - "отлично";
- 81-90% правильных ответов - "хорошо";
- 71-80% правильных ответов - "удовлетворительно";
- 70% и менее правильных ответов - "неудовлетворительно".
2. При неудовлетворительной оценке следует вновь проработать учебный материал.
3. Повторить решение тестовых заданий.
Желаем успеха!
Требования государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов в области педиатрии с детскими инфекциями для специальности 0401 "Лечебное дело"
Фельдшер должен:
- знать: основные клинические проявления отдельных нозологических форм, особенности их течения; основы деонтологического общения с больным ребенком и родственниками; поэтапные стандарты оказания медицинской помощи детям; методы профилактики по основным заболеваниям детского возраста; этапы скрининга новорожденных.
- уметь: собирать анамнез; проводить объективное обследование; диагностировать патологию детского возраста; определить тактику ведения больных; оказывать неотложную помощь; осуществлять забор материала для лабораторных методом исследования и давать оценку результатов; оформлять медицинскую документацию; рассчитывать дозу лекарственных препаратов для лечения основных заболеваний; проводить экспресс-диагностику при гипервитаминозе Д и сахарном диабете.
- владеть навыками: ухода за детьми при различных заболеваниях; проведения манипуляций: внутрикожных, подкожных, внутримышечных, внутривенных инъекций; постановки банок, горчичников, наложения компрессов; измерения температуры тела; подготовки и проведения лекарственной и очистительной клизмы, лечебных ванн; промывания желудка и проведения желудочного и дуоденального зондирования; подсчета частоты пульса и дыхательных движений; измерения величины артериального давления; закапывания капель в нос, глаза, уши; проведения оксигентерапии и паракислородных ингаляций; пользования центильными таблицами.
ТЕСТЫ БЕЗОПАСНОСТИ
1. При оказании неотложной помощи ребенку с гипертермическим синдромом противопоказано
а) согревание
б) применение краниоцеребральной гипотермии
в) применение пузыря со льдом на область крупных сосудов
г) обтирание кожи 40-50% раствором этилового спирта
2. Купируя гипертермический синдром у детей, применяют холодные обертывания пеленками, смоченными водой температуры (в градусах)
а) 4-5
б) 8-10
в) 12-14
г) 16-18
3. Основной жаропонижающий препарат в детской практике, и применяющийся для борьбы с гипертермическим синдромом
а) анальгин
б) парацетамол
в) пипольфен
г) баралгин
4. При гипертермическом синдроме температуру тела у ребенка контролируют каждые (минуты)
а) 15-30
б) 30-60
в) 60-90
г) 90-120
5. Для купирования судорожного синдрома у детей применяют
а) димедрол в/м
б) фенобарбитал в таблетках
в) седуксен в таблетках
г) седуксен в/м или в/в
6. Анафилактический шок у детей наиболее часто возникает после введения
а) пенициллина
б) инсулина
в) препаратов железа
г) витамина В1
7. При оказании неотложной помощи ребенку с анафилактическим шоком ему следует придать
а) горизонтальное положение на боку, обложить грелками
б) полусидячее положение, обложить грелками
в) положение с опущенным головным концом, к голове приложить пузырь со льдом
г) положение сидя, к голове приложить пузырь со льдом
8. Наиболее эффективные средства для купирования анафилактического шока у ребенка
а) адреналин, преднизолон
б) папаверин, дибазол
в) эуфиллин, эфедрин
г) лазикс, сульфат магния
9. При оказании неотложной помощи ребенку с гипергликемической (диабетической) комой применяют
а) инсулин
б) пенициллин
в) бисептол
г) фурагин
10. При оказании неотложной помощи ребенку с гипогликемической комой применяют раствор
а) хлорида натрия
б) гемодеза
в) новокаина
г) глюкозы
Эталоны ответов
1. а | 2. в | 3. б | 4. б | 5. г | 6. а | 7. а | 8. а | 9. а | 10. г |
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ НА ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКОМ ПУНКТЕ