I. Организация и этапы статистического исследования
Ситуационные задачи
По медицинской статистике
С примерами решений
В программе Microsoft Excel
Учебно-методическое пособие к практическим занятиям
По дисциплине «Медицинская информатика» для студентов лечебного, педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов
(ред.5)
ФАЙЛ: \\room\Base\Преподавателю\МЕДИНФОРМАТИКА\Учебники\Ситуац-е задачи по статистике ред5.docx
Волгоград 2012
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГБОУ ВПО ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра общественного здоровья и здравоохранения с курсом общественного здоровья и здравоохранения ФУВ
В.И. Сабанов, А.Н. Голубев, Л.Н. Грибина, Е.Р. Комина
Ситуационные задачи
по медицинской статистике
с примерами решений
в программе Microsoft Excel
Учебно-методическое пособие к практическим занятиям
по дисциплине «Медицинская информатика»
Для специальностей: 060101 Лечебное дело, 060103 Педиатрия, 060105 Медико-профилактическое дело, 060201 Стоматология.
Волгоград
Издательство
ВолгГМУ
УДК _________
ББК _________
УМО -
Сабанов В.И., Голубев А.Н., Грибина Л.Н., Комина Е.Р.
Ситуационные задачи по медицинской статистике с примерами решений в программе Microsoft Excel . Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по дисциплине «Медицинская информатика» для студентов лечебного, педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов. – Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2012. – 130с.: ил.
Учебно-методическое пособие к практическим занятиям подготовлено на кафедре общественного здоровья и здравоохранения с курсом общественного здоровья и здравоохранения ФУВ Волгоградского государственного медицинского университета. Издание имеет целью оптимизацию изучения студентами важнейшего раздела дисциплины «Медицинская информатика» - «Медицинская статистика». В нем приведены примеры типовых ситуационных задач, встречающихся в медицинских исследованиях, их решения, а также задания для самостоятельной работы. Пособие предназначено для студентов медицинских вузов следующих специальностей: 060101 Лечебное дело, 060103 Педиатрия, 060105 Медико-профилактическое дело, 060201 Стоматология.
Рецензенты:
Печатается по решению Центрального методического совета
Волгоградского государственного медицинского университета
ISBN
© В.И. Сабанов, А.Н. Голубев, Л.Н. Грибина, Е.Р. Комина, 2012
© Волгоградский государственный медицинский университет, 2012
Содержание
Введение. 4
I. Организация и этапы статистического исследования. 5
II. Статистические таблицы.. 10
III. Относительные величины, динамические ряды.. 14
IV. Вариационные ряды, средние величины, вариабельность признака. 26
V. Проверка статистических гипотез, критерий Стьюдента. 43
VI. Проверка статистических гипотез, критерий Хи-квадрат. 53
VII. Метод стандартизации. 58
VIII. Дисперсионный анализ. 64
IX. Метод корреляции. 72
X. Метод регрессии. 82
Контрольные вопросы.. 86
Тестовые задания. 88
Список сокращений. 129
Рекомендуемая литература. 130
Введение
В современных условиях медицинские работники постоянно встречаются с множеством статистических данных. В основе решения вопроса об эффективности применения нового способа лечения или профилактики заболеваний лежит статистическая обработка данных и проверка статистических гипотез. Для понимания сущности изучаемых явлений врачу необходимо ориентироваться в фундаментальных понятиях и методах статистики, знать терминологию, уметь правильно оценивать статистические критерии и показатели.
Развитие средств вычислительной техники и внедрение информационных систем в здравоохранение значительно расширили возможности статистической обработки материалов научно-практических работ. Большинство врачей получили возможность применять удобные программные средства не только для автоматизации своей основной деятельности, но и для статистической обработки данных. Владение методологией применения способов статистического анализа с помощью компьютера является основой для получения обоснованных выводов медико-биологических исследовании.
В настоящем пособии рассматриваются примеры решения типовых задач, встречающихся в различных сферах системы здравоохранения. Оно рассчитано на студентов и практических врачей, изучающих медицинскую статистику и осваивающих методы статистической обработки данных с применением компьютерной техники. Пособие может использоваться для проведения занятий со студентами медицинских вузов в рамках учебной программы «Медицинская информатика».
I. Организация и этапы статистического исследования
В любом медико-биологическом и социально-гигиеническом исследовании ведущая роль отводится проведению статистического наблюдения. Его организация определяет особенности последующей обработки полученных данных, выбор методов статистики и обоснованность выводов. В связи с этим методика проведения статистического наблюдения является одним из важнейших разделов статистики.
СТАТИСТИКА - это общественная наука, которая изучает количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной.
САНИТАРНАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) СТАТИСТИКА - это раздел статистики, изучающий состояние здоровья населения (показатели общественного здоровья) и деятельность лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), то есть состоит из статистики здоровья и статистики здравоохранения.
Предметами изучения медицинской статистики являются: здоровье населения в целом и отдельных возрастно-половых групп; выявление и установление зависимостей между уровнем здоровья и факторами окружающей среды; данные о сети, деятельности, кадрах учреждений здравоохранения; оценка статистической достоверности результатов медико-биологических, клинических и экспериментальных исследований.
Целью исследования в медицине и здравоохранении является выявление закономерностей изучаемого явления на основе проверки статистических гипотез, сформулированных в начале исследования. В зависимости от цели конкретизируются частные задачи и составляются план проведения всей работы, а также детальные программы сбора, разработки и статистического анализа собранного материала.
Статистическое исследование начинается с определения объекта наблюдения, единицы наблюдения и учетных признаков.
Объектом статистического наблюдения является статистическая совокупность, состоящая из единиц, о которых должны быть собраны статистические сведения, взятая в определенных границах пространства и времени. Например, при сборе данных о заболеваемости объектом наблюдения является совокупность всех заболеваний или всех больных среди населения на данной территории за определенный период времени.
Единица статистического наблюдения – это составная часть объекта наблюдения, подлежащая изучению и регистрации в соответствии с программой исследования. Например, отдельный случай заболевания или больное лицо, входящее в состав объекта наблюдения.
Каждая единица наблюдения характеризуется рядом признаков, величины которых исследователь регистрирует в процессе сбора статистического материала. Такие признаки принято называть учетными.
Учетные признаки - это медико-биологические характеристики, регистрируемые у единицы наблюдения в соответствии с целями и задачами исследования. Такими признаками могут быть: пол, возраст, место жительства, диагноз, дата заболевания, длительность болезни, ее исход и т.д.
В медицинской статистике используются следующие ВИДЫ УЧЕТНЫХ ПРИЗНАКОВ:
-сходства, по которым единицы наблюдения объединяются в статистическую совокупность;
-различия, которые отличают единицы наблюдения между собой;
- факторные, которые влияют на изучаемое явление;
- результативные, которые изменяются под влиянием факторных признаков.
В зависимости от способа регистрации встречаются следующие ТИПЫ учетных признаков:
- качественные (атрибутивные), которые могут быть выражены словесно, описательно;
- количественные, фиксирующие числовые значения признака.
Важнейшим понятием медицинской статистики является «Статистическая совокупность».
СТАТИСТИЧЕСКАЯ СОВОКУПНОСТЬ - это группа, состоящая из большого числа относительно однородных элементов (единиц наблюдения), взятых вместе в известных границах времени и пространства. Необходимо различать два основных вида статистических совокупностей - генеральную и выборочную.
ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ состоит из всех возможных единиц наблюдения, которые могут быть к ней отнесены в соответствии с целью исследования. Генеральная совокупность в медико-биологических исследованиях используется редко. Большинство исследований выполняется с использованием выборочной совокупности.
ВЫБОРОЧНАЯ СОВОКУПНОСТЬ – это часть генеральной совокупности, отобранная специальным методом и предназначенная для характеристики генеральной совокупности.
Указанные совокупности могут быть сформированы двумя основными методами. МЕТОДАМИ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ являются:
- сплошное исследование, при котором изучаются все доступные единицы наблюдения генеральной совокупности;
-выборочное, при котором изучается определенная часть единиц наблюдения, наиболее полно характеризующие статистическую совокупность в целом.
В зависимости от продолжительности исследования применяются следующие ВИДЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ: единовременное и текущее.
Единовременное наблюдение – это исследование, при котором статистические данные собираются на определенный (критический) момент времени. Например, перепись населения.
Текущее наблюдение – это непрерывное, повседневное исследование, производимое в течение определенного периода: месяца, полугода, года. Например, изучение уровня заболеваемости населения города или региона.
Перед проведением исследования требуется сформулировать рабочую гипотезу и определить: что является объектом исследования, какие единицы наблюдения будут изучаться, какой перечень признаков (параметров) необходимо учитывать и какой вид исследования будет выполняться. Затем исследователь собирает статистический материал, выполняет его обработку и формулирует заключение.
Таким образом, научное исследование состоит из нескольких этапов:
1 этап - составление программы и плана исследования;
2 этап - статистическое наблюдение;
3 этап - группировка и разработка статистического материала;
4 этап - анализ результатов исследования.
На 1-м этапе статистического исследования основными видами работ являются:
- составление плана исследования;
- подготовка программы исследования.
Программа исследования включает вопросы, что и в каком направлении изучать, с обозначением объекта и единиц наблюдения, учетных признаков, методов сбора (анкеты, бланки, первичные документы), разработки и анализа материала (макеты таблиц, выбранные статистические критерии).
План исследования отвечает на вопросы: где, сколько, когда, кто и как выполняет исследование, и включает:
- выбор места проведения исследования;
- пути формирования объекта наблюдения (объем выборки, время, способы сбора материала);
- определение единицы наблюдения;
- способы разработки материала;
- сроки работ по этапам;
- выбор исполнителей;
- финансирование исследования;
- инструкции исполнителям, организационное и методическое сопровождение.
ПРОГРАММА СБОРА МАТЕРИАЛА представляет собой первичный учетный документ (бланк, карта, анкета), в который включены учетные признаки, соответствующие цели исследования и подлежащие регистрации.
При составлении учетного документа необходимо соблюдать следующие правила:
1) документ должен иметь четкое заглавие, в котором сформулирована единица наблюдения;
2) учетные признаки должны быть указаны краткими названиями и соответствовать цели исследования;
3) на каждый вопрос исследования следует предусмотреть варианты ответов в соответствии с выделенными группами единиц наблюдения.
Программа разработки материала предусматривает определение критериев группировки единиц наблюдения и составление макетов статистических таблиц.
На 2-м этапе проводится сбор статистического материала.
Статистическим материалом в каждом данном случае являются первичные учетные документы, официально существующие или специально разработанные (талоны, карты, анкеты и т.п.). Сбор материала проводят в соответствии с составленной ранее программой и планом статистического исследования.
На 3-м этапе осуществляется обработка собранного статистического материала. Он включает следующие последовательно выполняемые действия: контроль, шифровка, группировка, сводка в статистические таблицы, вычисление статистических показателей и их графическое изображение.
КОНТРОЛЬ - это проверка собранного материала с целью отбора учетных документов, имеющих дефекты, для их последующего исправления, дополнения или исключения из исследования.
ШИФРОВКА - это применение условных обозначений выделяемых признаков. При ручной обработке материала шифры могут быть цифровые, буквенные, знаковые; при машинной - только цифровые.
ГРУППИРОВКА - это распределение собранного материала на однородные группы по характеру или величине признаков.
ВИДЫ группировок:
- типологическая - это группировка атрибутивных (качественных) признаков. (Например: пол, профессия)
- вариационная - это группировка признаков, имеющих числовое выражение. (Например: возраст, стаж).
СВОДКА ДАННЫХ УЧЕТА - занесение полученных после подсчета цифровых данных в таблицы.
Для дальнейшего анализа материала необходимо произвести РАСЧЕТЫ СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ и средних величин в соответствии с программой исследования и выполнить ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ.
На 4-м этапе выполняется обобщение и анализ полученных данных. Он включает:
- интерпретацию полученных различных статистических величин и графических изображений на основе сопоставления с нормативами, со средними уровнями аналогичных величин, со стандартами, с данными по другим учреждениям и территориям, литературными данными, в динамике;
- обобщение результатов исследования;
- литературное оформление работы;
- выявление закономерностей;
- выводы;
- предложения для внедрения в практику;
- прогноз, рекомендации.