Рекомендации для работы на занятии. Задание 1. Идентифицировать капилляры, венулы, артериолы, Объект изучения: тотальный препарат мягкой мозговой оболочки (окраска гематоксилин-эозином)
Задание 1. Идентифицировать капилляры, венулы, артериолы, Объект изучения: тотальный препарат мягкой мозговой оболочки (окраска гематоксилин-эозином). Программа действий: на малом Увеличении найти: мелкие артерии, мелкие вены. На большом увеличении найти и зарисовать: артериолы (1), венулы (2), капилляры (3). Ориентировочные основы действий: в мелких артериях и артериолах (I) видны как продольно, так и циркуляторно расположенные гладкие мышечные клетки. На препаратах видны ядра мышечных клеток, пересекающие длинную ось сосуда поперек. В мелких венах и венулах (2) поперечных ядер нет, т.к. они относятся к сосудам безмышечного типа. Капилляры, также как и венулы, сосуды безмышечного типа, но в просвете капилляров (3) можно различить лишь один ряд эритроцитов, тогда как в венулах обнаруживается от 2-х до 6-8 рядов эритроцитов.
Задание 2. Изучить строение стенки артерии мышечного типа. Идентифицировать оболочки сосуда и их тканевой состав. Объект изучения: препарат: поперечный разрез артерии мышечного типа (окраска гематоксилин-эозином). Программа действий: на малом увеличении микроскопа найти: внутреннюю (1), среднюю(2) и наружную (З) оболочки артерии. На большом увеличении найти и зарисовать: эндотелий (4), подэндотелиальный слой (5), внутреннюю (6) и наружную (7) эластичные мембраны. Ориентировочные основы действий: внутренняя эластическая мембрана (б) представляет собой извитую блестящую светлую линию, располагающуюся на границе внутренней (1) и средней (2) оболочек. По-дэндотелиальный слой выражен слабо. Ядра эндотелиальных клеток (4) синего цвета выбухают в просвет сосуда. В средней оболочке (2) видны пучки циркуляторно расположенных гладких мышечных клеток. Синие ядра их направлены поперек продольной оси сосуда. В наружной оболочке (3) артерии видна рыхлая волокнистая неоформленная соединительная ткань, имеющая светло-розовый цвет. Между средней и наружной оболочками сосуда находится наружная эластическая мембрана, которая расслоена на отдельные фрагменты.
Задание 3. Изучить строение стенки вены мышечного типа. Идентифицировать оболочки сосуда и их тканевой состав. Объект изучения - препарат: вена мышечного типа (бедренная). Поперечный срез (окраска гематоксилин - эозином). Программа действий: на малом увеличении найти три оболочки вены: внутреннюю (1), среднюю (2) и наружную (3). На большом увеличении найти и зарисовать эндотелий (4) и гладкие мышечные клетки (5). Ориентировочные основы действий: оболочки вены легко определить по расположению гладкомышечных клеток (5), во внутренней оболочке (1) они срезаны продольно, в средней (2) поперек, а в наружной (3) продольно. Наружная оболочка (3) выражена хорошо. Обратить внимание на отсутствие в стенке вены эластических мембран. Ядра эндотелия (4) выбухают в просвет сосуда.
Задание 4.Изучить строение артерии эластического типа. Идентифицировать оболочки сосуда и их тканевой состав. Объект изучения: препарат: артерия эластического типа (аорта) (окраска орсеином). Программа действий: на малом увеличении найти и зарисовать внутреннюю (1), среднюю (2) и наружную (3) оболочки. Во внутренней и наружной оболочках найти, зарисовать и обозначить эластические волокна (4) в средней - окончатые эластические мембраны (5). Ориентировочные основы действий: во всех оболочках видны эластические элементы темно-вишневого цвета, имеющие характер волнообразных линий. Внутренняя (1) и наружная (3) оболочки аорты содержат тонкие эластические волокна (4). Средняя оболочка (2) является наиболее развитой, она состоит из многочисленных более толстых, интенсивно окрашенных эластических мембран окоичатого типа.
Задание 5. Изучить строение стенки сердца. Идентифицировать оболочки и их тканевой состав. Объект изучения: препарат: стенка сердца (окраска гематоксилин-эозином). Программа действий: на малом увеличении найти и зарисовать эндокард (1) и миокард (2). На большом увеличении в эндокарде (1) найти и зарисовать эндотелий (3), подэндотелиальный слой (4), мышечно-эластический слой (5), наружный соединительнотканный слой (6), в котором находятся атипичные миоциты (7), в миокарде: кардиомициты (8), капилляры между ними (9). Ориентировочные основы действий: эндокард (1) является наиболее тонкой оболочкой сердца, миокард (2) - самая толстая оболочка стенки сердца, представленная исчерченной мышечной тканью, имеющей клеточное строение. Эндотелий (3) выбухает в просвет камер сердца, под ним видны прослойки рыхлой соединительной ткани подэндотелиального слоя (4). Несколько глубже располагается тонкая полоска ярко-розового цвета - мышечно-эластический слой (5), за которым следует наружный соединительнотканный слой (6), заполненный скоплениями атипичных миоцитов (7), которые имеют овальную форму, светло-розовую цитоплазму и крупные ядра, лежащие чаще экцентрично. Кардиомиоциты (8) миокарда обладают оксифильной цитоплазмой, их ядра обычно располагаются в центре клеток. Около поперечнополосатых мышечных клеток видны капилляры (9).
Задание 6. Изучить клеточное строение миокарда. Объект изучения - препарат: миокард (окраска железным гематоксилином). Программа действий: на малом увеличении найти участок сердечной мышцы в продольном разрезе. На большом увеличении найти и зарисован, типичные миоциты (1),ядра кардиомиоцитов (2), вставочные диски (3), миофибриллы (4), прослойки рыхлой соединительной ткани с кровеносными сосудами (5). Ориентировочные основы действий: необходимо выбран, участок препарата, имеющий более светлую серовато-голубую окраску. Типичные миоциты (1) в продольном разрезе обладают прямоугольной формой: ядра кардиомиоцитов (2) овальные, располагаются в центре клеток. Вставочные диски (3) имеют вид темных полосок, расположенных перпендикулярно длинной оси клеток. Миофибриллы (4) создают поперечную исчерченность кардиомиоцитам. Между типичными мышечными клетками располагаются светлые прослойки рыхлой волокнистой неоформленной соединительной ткани с кровеносными сосудами (5).
Ситуационные задачи
1. На препарате представлена стенка кровеносного сосуда, образованная эндотелиоцитами и перицитами. Назовите вид сосуда.
2. При изучении препарата в поле зрения светового микроскопа видны артерия и вена мышечного типа. Препарат окрашен орсеином. По каким признакам можно безошибочно определить артерию?
3. В стенке кровеносных сосудов и в стенке сердца различают несколько оболочек. Какая из оболочек сердца по гистогенезу и тканевому составу сходна со стенкой сосуда?
4. В стенке кровеносных сосудов и в стенке сердца различают несколько оболочек, представленных разными видами тканей. Какие виды присутствуют в стенке сердца, но отсутствуют в кровеносных сосудах?
5. При изучении ультраструктуры кардиомиоцитов обнаружили, что одни содержат много миофибрилл и митохондрий, но мало саркоплазмы, другие - мало миофибрилл и много саркоплазмы. Какой вид сердечной ткани образуют первые и вторые кардиомиоциты?
6. На медицинскую экспертизу представлены два препарата поперечнополосатой мышечной ткани. На одном видны симпластические структуры, где по периферии располагаются ядра, на другом клеточные ядра располагаются в центре. Какой из препаратов относится к сердечной мышечной ткани?
7. В миокарде скоропостижно умершего молодого человека на светомик-роскопическом уровне не было обнаружено патологических изменений в кардиомиоцитах. Электронно-микроскопически было установлено резкое расширение щелей между мембранами кардиомиоцитов в составе нексусов. Могло ли подобное нарушение нексусов привести к остановке сердца и почему?
Основная и дополнительная литература
Основная литература: 1) П. А. Мотавкин. Курс лекций по гистологии. - Владивосток: «Медицина ДВ», 2007. 2) Гистология человека в ответах на вопросы /
под. ред. П. А. Мотавкина, Н.Ю. Матвеевой. - Владивосток : «Медицина ДВ», 2006. 3) Учебник гистологии / под ред. Ю.И. Афанасьева, Н. А. Юриной. - М.: «Медицина», 1999; 4) И. В. Алмазов, Л. С. Сутулов. Атлас по гистологии и эмбриологии. - М.: «Медицина», 1978; 5) В. Г. Елисеев, Ю. И. Афанасьев, Е.Ф. Котовский «Атлас микроскопического строения клеток тканей и органов» М. «Медицина», 1970.
Долнительная литература: 1) Гистология (введение в патологию) / под ред. проф. Э.Г. Улумбекова и проф. Ю. А. Челышева. - М. : ГЭОТАР, 1997; 2) А. Хэм, Д. Кормак. Гистология. - М. : «Мир», 1983. Т. 3; 3) В. А. Шахматов. Капилляры.- М.: «Медицина», 1971; 4) В.Н. Банков. Строение вен. - М. : «Медицина»,1974; 5) В. В. Куприянов, Я. Л. Караганов, В. И. Козлов. Микроциркулярное русло. - М. :«Медицина», 1975; 6) П. А. Мотавкин, В. М. Черток. Гистофизиология сосудистых механизмов мозгового кровообращения. - М. : «Медицина», 1980; 7) П. П. Румянцева. Кардиомиоциты в процессах репродукции, дифференцировки и регенерации. - М. : «Наука», 1982; 8) П. А. Мотавкин, А. В. Ломакин, В. М. Черток. Капилляры головного мозга. - Владивосток, 1983; 9) В.В.Куприянов, В. А. Миронов, А. А. Миронов и др. Ангиогенез; образование, рост и развитие кровеносных сосудов. - М. : «НИО Квартет», 1993; 10) Физиология и патфи-зиология сердца / под ред. Сперилакиса. - М.: «Медицина», 1990.
Техническое обеспечение учебного процесса
1) Тестовый контроль с использованием пакета компьютерных программ; 2) обеспечение иллюстративной части занятия наглядными пособиями (стенды, таблицы, электронограммы) с использованием мультимедиа (Multimedia Projector DV-thenter); 3) микроскопы; 4) наборы учебных и демонстрационных препаратов.
Домашнее задание
См. учебно-методическую разработку лабораторных занятий для студентов по теме: «Органы кроветворения и иммунной защиты».