Управление аварийно-спасательными
РАБОТАМИ
4.1. Основными способами управления ведением АСР являются: личное наблюдение руководителем за проведением работ по ликвидации последствий ДТП; изучение обстановки на месте ДТП; контроль за ходом выполнения поставленных задач; отдача коротких распоряжений; уточнение задач; изучение донесений; постановка новых задач.
4.1.1. Основное средство управления ведением АСР при ликвидации последствий ДТП – связь. Средства связи используются комплексно. Организация связи должна обеспечивать:
– устойчивость управления;
– возможность передачи сигналов, распоряжений и информации по нескольким каналам связи.
Связь может организовываться как с органами управления ГИБДД, Минздравсоцразвития, МЧС России, так и с другими силами и средствами, участвующими в проведении аварийно-спасательных работ.
4.2. Основные принципы, положенные в основу технологии и организации ведения АСР:
4.2.1. Единоначалие руководства работами по ликвидации последствий ДТП.
Полномочия по руководству работами при ликвидации последствий ДТП принимает на себя первый прибывший на место ДТП руководитель или старший по должности специалист подразделений ГИБДД МВД России, аварийно-спасательных служб МЧС России, службы Скорой медицинской помощи Минздравсоцразвития России. Он исполняет обязанности руководителя ликвидации последствий ДТП до прибытия руководителя, определенного законодательством Российской Федерации, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенного органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация последствий ДТП.
Решения руководителя ликвидации последствий ДТП являются обязательными для всех граждан, находящихся на месте ДТП, и подразделений, участвующих в проведении АСДНР. Никто не вправе вмешиваться в его руководство работами по ликвидации последствий ДТП, иначе как освободив руководителя в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.
4.2.2. Заблаговременное распределение в спасательной группе обязанностей по спасению пострадавших в ДТП.
К аварийно-спасательным работам при ДТП привлекаются спасательные группы из нескольких человек. Минимальный состав группы – 3 человека: водитель, он же обеспечивает работу гидравлических насосных станций, других средств энергоснабжения аварийно-спасательного инструмента и освещение места ДТП; два спасателя – выполняют АСР.
На одного из спасателей возлагаются функции командира группы, руководство по спасению людей, взаимодействие с подразделениями других ведомств. Численность группы увеличивается в соответствии с увеличением объема работ на месте ДТП.
4.2.3. Разделение места выполнения АСР на 3 зоны.
В первой зоне (в радиусе 3-5 метров) находятся только спасатели, выполняющие работы по оказанию помощи пострадавшим. Во второй зоне (в радиусе 8-10 метров) располагаются остальные члены спасательной группы, которые обеспечивают готовность к применению аварийно-спасательных средств и оказанию первой медицинской помощи. В третьей зоне (более 10 метров) находятся средства доставки спасателей к месту ДТП, средства освещения ограждения и т. д.
4.2.4. Первоочередность выполнения работ по снижению или устранению воздействия вторичных поражающих факторов ДТП.
К таким факторам относятся: тепловое воздействие пожара, воздействие химического заражения и т. п. на спасателей и пострадавших, бездействие, способное привести к возникновению источников вторичных поражающих факторов (например, использование электроинструментов при разливе топлива).
4.2.5. Приоритетность работ по обеспечению доступа к пострадавшим с тяжелыми травмами.
4.2.6. Скорейшее обеспечение доступа к пострадавшему для оказания ему первой медицинской помощи. Для этого выбираются наиболее простые пути проникновения в поврежденное транспортное средство: путем удаления лобового стекла, вскрытия двери со стороны замков и т. п.
4.2.7. Максимальная разборка поврежденного транспортного средства вокруг пострадавшего перед его извлечением из автомобиля. Это помогает избежать дополнительного травмирования пострадавшего (особенно с травмами таза, груди, шейно-позвоночными травмами) при его извлечении из автомобиля.
4.2.8. Немедленное извлечение пострадавшего из ТС в следующих случаях:
– угроза воздействия или воздействие вторичных поражающих факторов на пострадавшего и спасателей;
– резкое ухудшение состояния пострадавшего.
Решение о немедленном извлечении пострадавшего принимается руководителем подразделения аварийно-спасательной службы на основе заключения медицинского персонала. При отсутствии медперсонала руководитель принимает решение самостоятельно по необходимости, оцениваемой им самим.
4.2.9. Первоочередное проведение медицинских мероприятий, адекватных состоянию пострадавшего.
К этим мероприятиям относятся: противошоковая терапия, обезболивание, остановка кровотечений и т. п., а также фиксация положения пострадавшего при переломах, разрывах тканей и т.д. перед его извлечением из аварийного ТС и сохранение этого положения без переукладки в течение всего периода АСР вплоть до поступления пострадавшего в медицинское учреждение.
Оказание медицинской помощи обеспечивается прибывшими на место ДТП сотрудниками скорой медицинской помощи Минздравсоцразвития России, на которых возлагается ответственность за качество оказания медицинской помощи.
4.2.10. Сотрудники ГИБДД, обеспечивающие охрану места ДТП, организуют движение автотранспортных средств, в том числе по обходному варианту.
4.3. Управление аварийно-спасательными работами:
4.3.1. В зависимости от обстановки, сложившейся в результате ДТП, и уровня чрезвычайной ситуации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» определяется состав сил и средств спасения пострадавших в ДТП:
а) аварийно-спасательные, в том числе пожарно-спасательные противопожарные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования, а также формирования, учреждения и службы органов исполнительной власти;
б) силы и средства территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их звеньев (субъектов Российской Федерации, городов, районов и объектов);
в) от МВД России – управления (отделы) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации;
г) от МЧС России – Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации, региональные поисково-спасательные отряды (ПСО), территориальные и городские поисково-спасательные службы (ПСС), единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС);
д) от Минздравсоцразвития России – управления здравоохранения Минздравсоцразвития России в субъектах Российской Федерации – службы Скорой медицинской помощи.
4.3.2. Состав сил и средств, а также их наращивание в процессе ликвидации последствий ДТП определяются на основе Положения о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера[1] в зависимости от количества пострадавших людей, размера материального ущерба и границ зоны распространения поражающих факторов.
4.3.3. К ликвидации последствий ДТП и проведению неотложных работ может привлекаться в соответствии с Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» на добровольной
основе население, а также отдельные граждане (с их согласия), оказавшиеся на месте ДТП и не являющиеся спасателями.
4.3.4. С целью повышения эффективности спасения пострадавших в ДТП федеральными органами исполнительной власти, организациями Российской Федерации, подведомственными им региональными, территориальными и местными органами управления, а также аварийно-спасательными формированиями определяются зоны обслуживания (ответственности).
4.3.5. Зоны обслуживания АСФ, участвующих в спасении пострадавших в ДТП, устанавливаются ведомственной нормативно-правовой документацией в соответствии с территориально-административным делением Российской Федерации по согласованию с соответствующей комиссией по чрезвычайным ситуациям и отражаются в планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций: федеральных, региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России, комиссий по делам ЧС и пожарной безопасности субъектов Российской Федерации и местных административно-территориальных образований.
4.3.6. Размеры зон обслуживания (ответственности) определяются с учетом статистических данных по количеству и масштабам ДТП, а также возможностей АСФ. При этом должна обеспечиваться перекрываемость дорог зонами ответственности, а также предусматриваться возможность дублирования мероприятий по спасению пострадавших в ДТП в зоне несколькими аварийно-спасательными формированиями.
4.3.7. Нормы времени прибытия сил различных ведомств для спасения пострадавших в ДТП определяются нормативными документами или комиссиями по чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации для каждой зоны ответственности в соответствии с местными условиями.
4.3.8. Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации последствий ДТП, и организацию их взаимодействия осуществляет руководитель ликвидации последствий ДТП, он является единоначальником, ему подчиняются все подразделения, прибывшие к месту ДТП. Он несет ответственность за организацию работ, безопасность личного состава, сохранность аварийно-спасательной техники.
4.4. Обязанности руководителя АСР на месте ДТП:
– произвести разведку и оценить обстановку на месте;
– немедленно организовать спасение людей, оказать им ПМП, предотвратить панику, используя для этого имеющиеся силы и средства;
– определить уровни ЧС (ДТП) в соответствии с постановлением Правительства от 21.05.2007 №304;
– определить решающее направление работ, необходимые силы и средства, способы и приемы действий;
– поставить задачи подразделениям (службам), организовать их взаимодействие и обеспечить выполнение поставленных задач;
– непрерывно следить за изменением обстановки, принимать соответствующие решения;
– по прибытии к месту ДТП передать информацию на Центральный узел связи (ЦУС) города (зоны) или пункт связи подразделения (ПСП), где произошло происшествие; после принятия решения и отдачи приказаний сообщить точные координаты происшествия, какие силы и средства введены в действие, есть ли опасность развития ситуации, какие необходимы дополнительные силы и средства; поддерживать в дальнейшем непрерывную связь ЦУС или ПСП через телефон 01 или 112, периодически сообщать о принятых решениях и об обстановке на месте ДТП;
– вызывать дополнительные силы и средства одновременно, а не частями, организовать встречу прибывающих сил и средств;
– по прибытии к месту ДТП старшего начальника доложить об обстановке, о принятых мерах, задействованных силах и средствах, в том числе и вызванных дополнительно;
– в зависимости от обстановки на месте ДТП при необходимости организовать Оперативный штаб и определить место его расположения;
– информировать Оперативный штаб о принимаемых решениях;
– передать информацию в соответствующий орган управления об уровне чрезвычайной ситуации (локальной, местной, территориальной), составе сил и средств, введенных в действие, объемах работ по ликвидации последствий ДТП, наличии опасности воздействия различных поражающих факторов, потребности в дополнительных силах и средствах;
– организовать безопасные условия для аварийно-спасательных работ и функционирования автомобильной дороги;
– определить необходимое количество сил и средств, способы и приемы ведения аварийно-спасательных работ;
– при необходимости привлекать дополнительные силы и средства и создать резерв сил и средств, организовать круглосуточную работу;
– определить порядок убытия с места ДТП взаимодействующих органов управления, сил и средств.
4.5. При возникновении пожара на месте ДТП непосредственное руководство тушением пожара осуществляет прибывшее на пожар должностное лицо пожарной охраны, указания которого по ликвидации пожара обязательны для исполнения представителями всех органов управления подразделений и сил, привлекаемых к тушению пожара.